город Луга 10 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
административное дело №2а-1338/2019
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кушнеровой К.А.
при секретаре Парусовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, обязании сообщить об исполнении решения административному истцу,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор (далее – административный истец), действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, обязании сообщить об исполнении решения административному истцу в течение одного месяца после наступления срока его исполнения (л.д.3-5).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 19.02.2019 года №7-42-2019, была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере землепользования. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель проводится инвентаризация земель. Инвентаризация земель предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление и уточнение данных о земельных участках в целях их учёта. Так, в ходе проверки установлено, что администрацией МО «Оредежское сельское поселение» в нарушение требований федерального законодательства, инвентаризация земель поселения не проведена, что является недопустимым, поскольку не исполнение названных требований законодательства не позволяет вернуть и изъять в муниципальную собственность земельные участки, неиспользуемые, используемые не по целевому назначению, и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, для их дальнейшего эффективного использования. В связи с выявленными Лужской городской прокуратурой нарушениями, в адрес главы администрации МО «Оредежское сельское поселение» 13.03.2018 года было вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого администрацией поселения не было принято действенных мер, направленных на проведение инвентаризации земель поселения, т.е. законные требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений требований федерального законодательства не исполнены. Бездействие администрации поселения в непринятии мер по проведению инвентаризации земельных участков и неисполнение законных требований прокурора, нарушает права неопределенного круга лиц на приобретение в установленном законом порядке свободных земельных участков на территории поселения, что является недопустимым.
В ходе судебного разбирательства Лужский городской прокурор в лице помощника – Моисеевой О.В., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – администрация МО «Оредежское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области, в судебное заседание представителя не направила, представала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.16), также представила заявление, подписанное и.о. главы администрации МО «Оредежское сельское поселение» Захаровым В.В. о признании требований в полном объеме (л.д.29-30).
С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав помощника прокурора, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п.п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в том числе, о резервировании земель и изъятии земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлении муниципального земельного контроля в границах поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Так, в силу ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Положениями указанной статьи закреплены две основные цели инвентаризации земель: - уточнение или установление местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности); - выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Таким образом, инвентаризация земель может проводиться: на территории Российской Федерации; на территориях субъектов Российской Федерации; на территориях муниципальных образований; на территориях других административно-территориальных образований; на землях отдельных категорий; в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Роскомземом во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 (ред. от 27.12.1994) «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» был издан Приказ от 02.08.1993 N 38 «О проведении инвентаризации земель». Данным Приказом была утверждена форма акта проведения инвентаризации земель. На сегодняшний день правовое обеспечение инвентаризации земель регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Приказом Роскомзема от 02.08.1993 N 38, а также актами субъектов РФ, которые с учетом местных особенностей конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель. При проведении инвентаризации также выявляются: - соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; - неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; - нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; - земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель. В случае разногласий между членами комиссии в акте указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием причин несогласия.
Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель, с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков, рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта РФ и направляются в органы исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель. Установленный порядок рассмотрения и утверждения материалов инвентаризации земель применяется в случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не установлен иной порядок.
Как правило, инвентаризация проводится в случаях, когда правоустанавливающие документы на земельные участки отсутствуют либо являются неполными, когда земельные участки не соответствуют их фактическому местоположению и площади, а также когда изменился правообладатель земельных участков.
Для обеспечения инвентаризации земель проводятся подготовительные работы, состав и содержание которых зависят от состояния учета земель на момент инвентаризации. Обычно в состав подготовительных работ по инвентаризации включаются: - сбор и анализ информации о существующих правоустанавливающих документах; - проведение, изучение и анализ аэрофотосъемочных, геодезических, топографических, картографических и других работ; - систематизация материалов по отводу земельных участков и материалов исполнительных съемок законченного строительства; - изучение материалов обследований земельных участков, занятых индивидуальной застройкой; - прочие изыскания и исследования.
На основе анализа и оценки исходных материалов разрабатывается технический проект или техническое задание на проведение инвентаризации земель. По завершении инвентаризации готовится технический отчет по инвентаризации земель, в который включаются все необходимые документы и план (карта) территории. Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. Материалы инвентаризации земель - это своего рода база для составления действительных правоустанавливающих документов, согласования и закрепления границ земельных участков, проведения межевания, а также дальнейшего прохождения государственного кадастрового учета.
В судебном заседании, установлено, материалами дела подтверждено, и не оспаривалось сторонами, что на территории МО «Оредежское сельское поселение, Лужского муниципального района, Ленинградской области» не проведена в полном объеме инвентаризация земель указанного поселения для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
В силу статьи 59 КАС РФ сведения о фактах, необходимых для правильного разрешения дела, суд получает в процедуре доказательной деятельности с помощью средств доказывания, перечисленных в части 2 статьи 59 КАС РФ, из объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
В части 1 статьи 65 КАС РФ закреплено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Так, стороной административного ответчика в материалы дела представлено заявление о признании в полном объеме предъявленных требований административного истца, согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3). Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5). Суд полагает возможным принять это признание административного иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии со ст.1 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу вышеперечисленных правовых норм, инвентаризация земель поселения МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области относится к работам по землепользованию, возможности резервирования земель и изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, а значит, относится к полномочиям администрации муниципального образования «Оредежское сельское поселение» Лужского района, Ленинградской области.
Анализ вышеуказанных правовых норм в их совокупности позволяет прийти к выводу о том, что инвентаризация земель поселения находится в компетенции органов местного самоуправления поселений муниципальных районов.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.1, ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, суд полагает административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, законными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01 декабря 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, обязании сообщить об исполнении решения административному истцу – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области по не проведению инвентаризации земель МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области.
Обязать администрацию МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области в срок до 01 декабря 2020 года провести инвентаризацию земель МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обязать администрацию МО «Оредежское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области сообщить в Лужскую городскую прокуратуру Ленинградской области об исполнении решения суда в течение одного месяца после наступления срока его исполнения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 года
Председательствующий подпись
УИД 47RS0№-45