Дело № 2а-1338/2021 25RS0011-01-2021-004041-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года г.Спасск-Дальний
Приморского края
Спасский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Булаенко Ж.Г.,
при секретаре судебного заседания Пожар О.А.,
с участием: старшего помощника прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края Сендецкой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ни С.Р. к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателю территориальной избирательной комиссии Б.Н.В. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, по одномандатному избирательному округу №, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом,
У С Т А Н О В И Л:
Ни С.Р. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указала, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ей было отказано в регистрации как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района <адрес>, выдвинутой избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №, на основании того, что она, как лицо, имеющее второе гражданство Республики Узбекистан, не имеет право участвовать в муниципальных выборах, и быть избранной в депутаты Думы Спасского муниципального района. Полагает, что указанный вывод произведен в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательного кодекса <адрес>. Вывод наличии у неё второго гражданства Республики Узбекистан произведен комиссией на основании сведений органов УФМС по <адрес> о том, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано уведомление о наличии гражданства иностранного государства, и что иных сведений в органы миграционного учета ею не предоставлялось. Каких-либо иных действий, направленных на фактическое выяснение о наличии, либо отсутствии у неё второго гражданства Республики Узбекистан, как на дату подачи документов, так и на дату принятия решения об отказе в регистрации, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, территориальной комиссией не производилось. Она, при подаче документов, уведомляла избирательную комиссию о том, что у неё фактически отсутствует второе гражданство, поскольку ранее в ДД.ММ.ГГГГ году при приобретении гражданства Российской Федерации, ею направлялось соответствующее уведомление в дипломатические органы Республики Узбекистан об отказе от второго гражданства иностранного государства. Помимо личного уведомления избирательной комиссии об отсутствии у неё второго гражданства, она обращалась с заявлением в избирательную комиссию о необходимости провести дополнительные мероприятия по проверке и истребовать необходимые сведения для законного и обоснованного решения, как из дипломатических органов Республики Узбекистан расположенных на территории Российской Федерации, так и из органов УФМС РФ по <адрес> о наличии либо отсутствии у неё второго гражданства. Однако, вышеуказанные действия территориальной избирательной комиссией <адрес> произведены не были, и вывод о наличии у неё второго гражданства был произведен на основании фактически устаревших сведений, и как следствие из этого произведение необоснованного вывода о наличии у неё второго гражданства Республики Узбекистан. Считает, что действия территориальной комиссии <адрес> по проведению проверочных мероприятий поданных ею сведений для регистрации её как кандидата в депутаты Думы Спасского муниципального района <адрес> являются ненадлежащими, произведёнными в нарушение статей 26, 38 п.1., 1.1., 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 21, 27 Избирательного кодекса <адрес>, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения об отказе ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Кроме того, территориальной избирательной комиссией <адрес> при принятии решения об отказе в регистрации её в качестве депутата представительного органа местного самоуправления не были учтены и иные существенные обстоятельства, которые в настоящее время исключают у неё наличие второго гражданства Республики Узбекистан. Так, в соответствии со ст. 25 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» гражданство Республики Узбекистан утрачивается, если лицо добровольно приобрело гражданство иностранного государства. Таким образом, как на дату подачи документов, так и на дату принятия решения об отказе в регистрации, у неё второго гражданства, в частности гражданства Республики Узбекистан, в связи с его утратой после принятия гражданства Российской Федерации, не имелось. Полагает, что Территориальной избирательной комиссией <адрес> ей незаконно и необоснованно отказано в регистрации, как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района. Просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ей в регистрации, как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутой избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №; и обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> произвести регистрацию её кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутой избирательным объединением, Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №.
Административный истец Ни С.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что она родилась в Российской Федерации, затем родители в раннем детстве вывезли ее в республику Узбекистан, где она получила гражданство <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году она вернулась в Российскую Федерацию, гражданство Российской Федерации она получила ДД.ММ.ГГГГ. При получении гражданства Российской Федерации она направляла обращение в дипломатические органы Республики Узбекистан, что именно она писала в обращении, она не помнит, но полагает, что это был отказ от гражданства <адрес>.
Представитель административного истца Ни С.Р. - Резниченко С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, полагает, что оспариваемое решение административного ответчика является незаконным по двум основаниям: не подтверждено, что Ни Р.С. имеет гражданство <адрес>, а также, в соответствии с со ст. 25 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» гражданство Республики Узбекистан утрачивается, если лицо добровольно приобрело гражданство иностранного государства.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес>Буштет Д.В. с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что решение Территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно, поскольку поступили сведения, что Ни Р.С. имеет второе гражданство <адрес>.
Старший помощник прокурора <адрес> Сендецкая Ю.Ю. полагает оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссией <адрес> вынесено законно и обоснованно, так как не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Избирательная комиссия, рассмотрев представленные Ни С.Р. документы и установив, что кандидат подал уведомление о наличии гражданства иностранного государства и выявила отсутствие документа, подтверждающего подачу им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства, приняла обоснованное решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Административным истцом не представлено доказательств того, что она вышла из гражданства <адрес> либо его утратила на основе принятого решения компетентного государственного органа. Подача административным истцом уведомления об отказе гражданства Республики Узбекистан, не влекут за собой автоматическую утрату Ни Р.С. гражданства Республики Узбекистан. Кроме того, поданное в ДД.ММ.ГГГГ году уведомление об отказе от гражданства Республики Узбекистан было составлено исключительно в рамках процедуры оформления гражданства Российской Федерации. Утрата гражданства невозможна по волеизъявления гражданина, без принятия соответствующего решения компетентного органа государства, поскольку вопрос утраты лицом гражданства происходит по инициативе государства.
В судебное заседание не явилась административный ответчик председатель территориальной избирательной комиссии Б.Н.В., надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки суд не известила, в связи с чем, суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, выслушав стороны, заключение старшего помощника прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствие с ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ, кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Конституция Российской Федерации прямо указывает в статье 62 (часть 2) на возможность введения федеральным законом исключений из общего принципа, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Из этого исходит и Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно части первой статьи 6 которого гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 62 (часть 2) специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76).
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата.
Приведенной норме корреспондируют предписания части 10 статьи 38 Избирательного кодекса Приморского края от 22.07.2003 г № 62-КЗ, из которой следует, что в соответствии с Федеральным законом не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (пункт 3.1 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Территориальную избирательную комиссию <адрес> подано заявление в письменной форме о согласии баллотироваться кандидатом в депутату Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутой избирательным объединением Общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес>.
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ Ни Светлане Робертовне, выдвинутой избирательным объединением Общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу № на основании того, что сведения о прекращении гражданства Республики Узбекистан не поступали в УМВД России по <адрес>, при этом комиссия руководствовалась статьями 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", 38, 40, 42, 46, 49 Избирательного кодекса <адрес>, то есть ввиду отсутствия пассивного избирательного права.
В судебном заседании установлено, что административный истец проживает в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ года, приобрела гражданство Российской Федерации на основании ч.4 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», получив ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина Российской Федерации.
Как следует из сведений УФМС по <адрес>, запрошенных Территориальной избирательной комиссией <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Ни С.Р. подано уведомление о наличии гражданства иностранного государства, из представленных сведений также следует, что Ни С.Р. приобрела гражданство Российской Федерации в соответствии ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», решения УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, как гражданин Республики Узбекистан.
В материалах дела также имеется сообщение начальника ПВУ УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на основании решения УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНи С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> приняла гражданство Российской Федерации на основании ч.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Частью 4 ст. 14 Закона N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п.п. "а", "в" и "д" ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, если они до ДД.ММ.ГГГГ заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Из правового анализа приведенных предписаний федерального законодателя в совокупности с положениями пункта 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, обязывающими избирательную комиссию обратиться в компетентные органы с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, включая вопросы гражданства, следует, что в случае установления наличия у кандидата гражданства иностранного государства, такое обстоятельство является основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации.
Таким образом, Территориальная избирательная комиссии <адрес>, рассмотрев представленные Ни С.Р. документы, и установив, что кандидат подал уведомление о наличии гражданства иностранного государства и выявил отсутствие документа, подтверждающего подачу им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства, правомерно приняла решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты думы Спасского муниципального района <адрес>, оснований для отмены которого судом не усмотрено.
Доводы административного истца о том, что при получении гражданства Российской Федерации она автоматически утратила гражданство Республики Узбекистан, при этом, ссылаясь на статью 25 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан», являются несостоятельными по следующим основаниям.
Вопросы выхода из гражданства Республики Узбекистан и его утраты регулируются Законом Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» № ЗРУ-610 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» № ЗРУ-610 от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> не признается принадлежность граждан Республики Узбекистан к гражданству иностранного государства. До принятия решения Президента Республики Узбекистан о выходе из гражданства или утрате гражданства Республики Узбекистан гражданин Республики Узбекистан, имеющий одновременно гражданство иностранного государства, не может уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Узбекистан.
Как следует из части 2 статьи 30 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» № ЗРУ-610 от ДД.ММ.ГГГГ, в случае выявления факта добровольного приобретения гражданства иностранного государства гражданами Республики Узбекистан, гражданину Республики Узбекистан разъясняются положения статьи 25 настоящего Закона. При этом Министерство внутренних дел или Министерство иностранных дел подготавливает заключение и направляет его вместе с материалами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан.
Порядок же оформления справок о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан предусмотрен статьей 44 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» № ЗРУ-610 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец пояснила, что она не обращалась в компетентные органы Республики Узбекистан по вопросам выхода её из гражданства в порядке, предусмотренном Законом Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» № ЗРУ-610 от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ является законным, согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.243, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Ни Светланы Робертовны к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, председателю территориальной избирательной комиссии Б.Н.В. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> по одномандатному избирательному округу №Ни С.Р..» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения, через Спасский районный суд Приморского края.
Судья подпись Ж.Г.Булаенко