ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1339/2022 от 01.06.2022 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2а-1339/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2022 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

с участием прокурора Мулланурова Р.Ш.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «...» к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании нормативного правового акта недействующим, возложении обязанности внести изменения в нормативный правовой акт,

Заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «...»,

установил:

ООО УК «...» обратилось в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о возложении обязанности в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, внести изменения в Приложение №7 к постановлению от 30.11.2021 за исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и утвердить размер платы по содержанию и текущему ремонту МКД для дома № – 22,07 руб., для дома № – 22,30 руб. по проспекту <адрес> в <адрес>, исходя из расчетов экспертной организации ООО «...», возместить почтовые расходы.

В обоснование административного иска указано, что ООО УК «...» является Управляющей компанией многоквартирных домов и по проспекту <адрес> в <адрес>. 19.10.2021 ООО УК «...» представило в МБУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан экспертное заключение по расчету экономически обоснованного размера платы (цены) на жилищно-коммунальные услуги по многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО УК «...», с целью подтверждения размера платы на 2022 год. Размер платы на содержание и текущий ремонт на 1 кв. м жилой площади в месяц по расчету экспертной организации составил: для дома № по проспекту <адрес> – в размере 22,07 руб., для дома № по проспекту <адрес> – в размере 22,30 руб. В утверждении экономически обоснованного размера платы на жилищные услуги было отказано, тариф на 2022 год был утвержден методом индексации в размере 19,57 руб. на 1 кв. м жилой площади в месяц. При этом исполнительным комитетом ЗМР РТ при принятии постановления от 30.11.2021 об установлении размера платы на жилищные услуги по обслуживаемым домам не были учтены существенные изменения в законодательстве, влияющие на увеличение стоимости услуг, а именно, 01.03.2021 в связи с эпидемиологической обстановкой был введен в действие СанПиН 1.2.3685-21 по санитарному содержанию многоквартирных домов, в связи с чем, на 2022 год утверждены более жесткие санитарные требования к уборке многоквартирных домов, увеличена периодичность оказания услуг и объемы производства, для исполнения данных требований управляющая организация обязана увеличить штатную численность рабочих по санитарной очистке многоквартирного дома. На установленную административным ответчиком плату за содержание жилого помещения – 19,57 руб. за 1 кв. м жилой площади в месяц, невозможно обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме, так как тариф существенно занижен. При утверждении размера платы не учтены все характерные группы работ, обеспечивающие безопасность и нормальное жизнеобеспечение домов. 09.09.2021 ООО УК «...» получило экспертное заключение ООО «Аналитик Эксперт» по экономическому обоснованию размера платы (цена) за жилищные услуги на 2022 год. 27.09.2021 по инициативе управляющей компании, в лице директора ООО УК «...», было проведено общее собрание собственников об утверждении тарифов на основании расчетов ООО «...». Собственники жилья проигнорировали общее и заочное голосование, кворума не было. Постановлением исполнительного комитета ЗМР РТ от 30.11.2021 размер платы на жилищные услуги на 2022 год по домам с одинаковыми конструктивными элементами установлен с существенными различиями: МКД №№ и по проспекту <адрес> - 19,57 руб., МКД по проспекту <адрес> - 23,29 руб., МКД по <адрес> – 29,03 руб. Установленный исполнительным комитетом ЗМР РТ размер платы (цены) по МКД, находящимся в управлении ООО УК «...», не является экономически обоснованным и влечет за собой «плановую» убыточность предприятия и риск невыполнения услуг для населения в полном объеме.

Судом в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) были приняты уточнения к заявленным требованиям, указанные в ходатайстве от 01.06.2022 (л.д.139), согласно которому административный истец просит признать недействующим Приложение №7 к постановлению исполкома ЗМР РТ от 30.11.2021 «О размере платы за содержание жилых помещений жилого фонда <адрес>» в части установления тарифа с размером платы по содержанию и текущему ремонту МКД для дома и – 19,57 руб. по проспекту <адрес>; возложить обязанность на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района внести изменения в Приложение №7 постановления исполкома ЗМР РТ от 30.11.2021 в части установления тарифа на 2022 год с размером платы по содержанию и текущему ремонту МКД для дома – 22,07 руб., для дома – 22,30 руб. по проспекту <адрес> в <адрес>, исходя из расчетов экспертной организации ООО «<адрес>».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, на административном иске с учетом уточнений настаивала, в дополнение пояснив, что на момент принятия тарифов на собрании собственников за основу были приняты тарифы 9-этажных домов, впоследствии выяснилось, что данный тариф не соответствует затратам, поэтому запросили расчеты в ООО «...». Поскольку собственники отказались утвердить тарифы, управляющая компания представила расчеты для повышения тарифов в администрацию. С учетом обоснования расчетов, административный ответчик вместо индексации должен определять размер оплаты за содержание жилого помещения в многоквартирном доме по всем конструктивам, учитывать однотипность домов, определить среднее значение. Методические рекомендации, на которые ссылается административный ответчик, носят рекомендательный характер и не являются обязательными. В приложении №7 к постановлению от 30.11.2021 в части установления тарифа, нарушаются права и законные интересы ООО УК «Акварели», так как он существенно занижен, на установленную плату за содержание жилого помещения в размере 19,57 руб. невозможно обеспечить содержание общего имущества в МКД.

Представитель административного истца ФИО5, директор ООО УК «...», требования, заявленные в уточненном административном исковом заявлении, поддержал.

Представитель административного ответчика исполнительный комитет ЗМР РТ ФИО6, действующая по доверенности, просила в административном иске отказать, мотивируя доводами, изложенными в отзыве на административное исковое заявление (л.д.141-142), пояснив, что при установлении размера платы органом местного самоуправления действующее законодательство указывает на необходимость совершения определенных действий, которые установлены ст.158 ч.4 Жилищного кодекса РФ. Данная статья указывает на необходимость руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 №213/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также установления порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы». Пунктом 4.1 предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен. Базовый вариант индекса потребительских цен Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 определен в размере 4%. Пункт 3.6. Методических рекомендаций устанавливает, что плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен и определять в рублях на 1 квадратный метр. С учетом требований административного истца орган местного самоуправления обратился в Зеленодольскую городскую прокуратуру с вопросом о возможности применения в отношении данных многоквартирных домов большего размера платы, чем устанавливается действующим законодательством. Надзорный орган указал на отсутствие такой юридической возможности.

Представитель заинтересованного лица ООО «...» ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, пояснив, что ООО «...» произведен расчет экономически обоснованных размеров платы на жилищные услуги по многоквартирным домам, находящимся на управлении ООО УК «...». Результатом работы было определение перечня обязательных работ и услуг для оказания услуг населению, определение структуры затрат, периодичность этих работ, определение и способ расчета платы, расчет размера платы. При составлении перечня экспертной организацией проанализированы фактически оказанные работы за предыдущий период с целью установления обстоятельств по изменению перечня работ. После проведения расчета затрат на проведение этих работ установили, что в затраты 2021 года не была включена периодичность обязательных работ. Допущенное исполнительным комитетом нарушение заключается в том, что при осуществлении среднего расчета платы рекомендуется использовать информацию о принятом на общем собрании собственников помещений решения об утвержденной плате, исходить из минимального перечня основных работ, а минимальный перечень основных работ был изменен, поэтому метод применения индексации в данном случае невозможен.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства, ООО УК «...» не лишено возможности предложить собственникам помещений в многоквартирном доме установить иной размер платы с учетом дополнительных потребностей МКД, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из положений частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Процедура проверки законности нормативных правовых актов регулируется главой 21 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

02.03.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «...» (ООО УК «...»), наименование вида деятельности - Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (л.д.6-9).

Решением от 22.03.2021 Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр ООО УК «...» с 01.04.2021 (л.д.32).

Решением от 22.03.2021 Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, исключен из управления ТСН «...» с 31.03.2021, включен в реестр лицензий ООО УК «...» с 01.04.2021 (л.д.33).

В судебном заседании 31.05.2022 представитель административного истца ФИО4 пояснила, что дома и по проспекту <адрес> в <адрес> сданы в эксплуатацию в 2019г., но за управляющую компанию и тарифы собственники указанных домов проголосовали в 2021г. Первоначальный тариф был предложен управляющей компанией ООО УК «...» в размере 18,82 руб., данный тариф собственники приняли и утвердили на общем собрании (л.д.164 оборот).

Из материалов дела усматривается, что тариф в квитанции 2021г. по домам и по проспекту <адрес> в <адрес> по следующим видам услуг: уборка подъезда, уборка придомовой территории, дератизация (дезинсекция), техническое содержание жилых зданий, содержание о/д водопроводно- канализационных сетей, содержание о/д сетей центрального отопления, содержание о/д электрических сетей, управление жилым фондом, обслуживание систем пожаротушения, содержание лифта на 1 кв.м, составляет 18,82 руб. (л.д.104).

ООО «...» проведена независимая экспертиза экономического обоснования расчетов при формировании предложения об установлении размера платы (цены) на услуги и работы по управлению многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО УК «...», составлен отчет -ЭЭ от 30.09.2021 (л.д.34-49), содержащий плановую калькуляцию расходов и доходов на оказание услуг по управлению жилищным фондом, находящимся в управлении ООО УК «...» (л.д.48 оборот). По мнению экспертной организации, предельный размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО УК «...», на 2022 год составляет 3,20 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц (л.д.49).

По расчету размера платы (цены) на содержание и ремонт многоквартирного дома по проспекту <адрес><адрес> составлена смета расходов, в соответствии с которой тариф за уборку мест общего пользования 2,48 руб., за уборку придомовой территории 2,34 руб., за техническое содержание жилых зданий 3,25 руб., за содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей 2,42 руб., за содержание общедомовых сетей центрального отопления 2,13 руб., за содержание общедомовых электросетей 1,34 руб., за управление жилым фон<адрес>,11 руб. (л.д.50-57)

По расчету размера платы (цены) на содержание и ремонт многоквартирного дома по проспекту <адрес><адрес> составлена смета расходов, в соответствии с которой тариф за уборку мест общего пользования 2,49 руб., за уборку придомовой территории 2,38 руб., за дератизацию и дезинсекцию 0,15 руб., за техническое содержание жилых зданий 3,26 руб., за содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей 2,43 руб., за содержание общедомовых сетей центрального отопления 2,14 руб., за содержание общедомовых электросетей 1,34 руб., за управление жилым фон<адрес>, 11 руб. (л.д.58-72).

Согласно протоколу №2 от 11.10.2021 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, в повестку собрания собственников помещений были включены вопросы по утверждению тарифов за уборку мест общего пользования, за уборку придомовой территории, за техническое содержание жилых зданий, за содержание общедомовых, за содержание общедомовых сетей центрального отопления, за содержание общедомовых электросетей, за управление жилым фондом. Кворума по решениям нет (л.д.28-29).

Согласно протоколу №2 от 11.10.2021 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, в повестку собрания собственников помещений были включены вопросы по утверждению тарифов за уборку мест общего пользования, за уборку придомовой территории, за техническое содержание жилых зданий, за содержание общедомовых водопроводно-канализационных сетей, за содержание общедомовых сетей центрального отопления, за содержание общедомовых электросетей, за управление жилым фондом. Кворума по решениям нет (л.д.30-31).

Со слов представителя административного истца 19.10.2021 ООО УК «...» представило в МБУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства ЗМР РТ» экспертное заключение ООО «Аналитик-Эксперт» для утверждения размера платы на 2022 год для дома – 22,07 руб., для дома – 22,30 руб., находящихся на проспекте <адрес> в <адрес>.

23.11.2021 помощником Зеленодольского прокурора ФИО2 изучен проект постановления исполнительного комитета ЗМР РТ «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска», установлено несоответствие проекта требованиям действующего законодательства, а именно – в соответствии с п.3.6, п.4.1 Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы (далее – Методические рекомендации), утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.04.2018 №213/пр, рекомендовано установить тарифы для многоквартирных домов, в которых собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения с учетом указанных пунктов Методических рекомендаций. Таким образом, размер платы должен быть рассчитан и утвержден в соответствии с Методическими рекомендациями и в пределах размеров платы, предусмотренных договорами управления, проиндексированных с учетом индекса потребительских цен возрастающим итогом за периоды, в которых изменения в размеры платы не вносились решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах (или органа местного самоуправления в случаях, когда собственниками помещений таких решений не принималось). Кроме того, в целях оптимизации и повышения качества проекта муниципального нормативного правового акта органом, являющимся разработчиком проекта, следует обеспечить проведение уполномоченным органом местного самоуправления экспертизы проекта, а также привести его в соответствие с требованиями действующего законодательства. Постановление исполнительного комитета ЗМР РТ подлежит изменению и дополнению с учетом вышеприведенных замечаний (л.д.107-108).

30.11.2021 помощником Зеленодольского прокурора ФИО2 повторно после устранения недостатков изучен проект постановления исполнительного комитета ЗМР РТ «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска с 01.01.2022 согласно приложениям №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7» (далее – проект НПА). По результатам изучения проекта НПА замечаний к нему не имеется, коррупционные факторы не выявлены (л.д.106).

30.11.2021 исполнительным комитетом ЗМР РТ вынесено постановление «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска», которым постановлено: установить на территории города Зеленодольска размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда, для собственников, не выбравших способ управления многоквартирным домом и многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения с 01.01.2022 согласно приложениям №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7 (л.д.19, 145).

Согласно приложению №7 к постановлению исполнительного комитета ЗМР РТ от 30.11.2021 , с 01.01.2022 в многоквартирных домах и по проспекту <адрес><адрес> устанавливается размер платы за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, в том числе управление жилым фондом – 3,05 руб./кв. м в месяц, составляет 19,57 руб., (л.д.28 оборот, л.д.153 оборот).

01.12.2021 постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 30.11.2021 «О размере платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Зеленодольска» с приложениями №№1,2,3,4,5,6,7 опубликовано в №69 (15180) газеты «...» (л.д.109-112).

ООО УК «...» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании в течение десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в приложение №7 к Постановлению от 30.11.2021 исполнительного комитета ЗМР РТ и утвердить размер платы по содержанию и текущему ремонту МКД для дома – 22,07 руб., для дома – 22,30 руб. по проспекту <адрес> в <адрес>, исходя из расчетов экспертной организации ООО «...». Определением Арбитражного суда РТ от 11.04.2022 принят отказ ООО УК «...» от иска, производство по делу прекращено (л.д.113).

Отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме, регулирует жилищное законодательство (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс РФ), принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Частями 2,3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Конкретные указания по расчету и определению размера платы содержатся в Методических рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.04.2018 №213/пр (далее – Методические рекомендации).

Пунктом 3.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять как сумму платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (пункт 3.3 Методических рекомендаций).

Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен (пункт 4.1 Методических рекомендаций).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290.

Приведенные выше законоположения и разъяснения подтверждают наличие у исполнительного комитета ЗМР РТ права установить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме в отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых на общем собрании не приняли решение по этому вопросу.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что по результатам общего собрания собственниками помещений домов и по проспекту <адрес> в <адрес> в 2021г. была выбрана управляющая компания и утвержден размер платы по содержанию и текущему ремонту 18,82 руб./кв.м.

Таким образом, размер платы определен в Приложении №7 к постановлению от 30.11.2021 в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями Минстроя России и в пределах размера ранее установленного тарифа, проиндексированного с учетом индекса потребительских цен в базовом варианте инфляции в 2022 году (18,82 руб. * 4%) + 18,92 руб. = 19,57 руб.).

Каких-либо положений, допускающих неясность или неопределенность, влекущих нарушение прав и законных интересов ООО УК «...», вопреки утверждениям представителей административного истца, в оспариваемом постановлении не имеется.

С учетом перечня вопросов, приведенного в протоколах №1 и №2 от 11.10.2021 общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, дополнительных видов основных работ, по которым тарифы не были утверждены общим собранием, не предлагалось.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт исполнительного комитета ЗМР РТ принят с соблюдением процедуры и полномочий принявшего его органа, а также требований к форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также противоречий нормам действующего законодательства Российской Федерации при принятии оспариваемого постановления не установлено, заявленные административным истцом требования, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в том числе относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (ст.106 КАС РФ).

Пунктом 1 ст.111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку в административном иске отказано, оснований для возмещения административному истцу почтовых расходов, связанных с рассмотрением данного дела, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 208, 213, 215, ч.1 ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Акварели» к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим приложение №7 к Постановлению исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 30.11.2021 «О размере платы за содержание жилых помещений жилого фонда г.Зеленодольск» в части установления тарифа с размером платы по содержанию и текущему ремонту МКД и по проспекту <адрес><адрес> в размере 19,57 руб., возложении обязанности на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан внести изменения в приложение №7 к постановлению от 30.11.2021 в части установления тарифа на 2022 год с размером платы по содержанию и текущему ремонту МКД по проспекту <адрес><адрес> для дома – 22,07 руб., по дому – 22,30 руб., исходя из расчетов экспертной организации ООО «...», отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 15.06.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья Зеленодольского

городского суда РТ Загитова Л.В.

Решение24.06.2022