ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2017 от 16.10.2017 Спировского районного суда (Тверская область)

Дело №2а-133/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2017 года <...>

Судья Спировского районного суда Тверской области Кузьмина В.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 России по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2008 год,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 России по Тверской области (МИФНС №3 по Тверской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2008 год в сумме 4706 рублей и с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращения в суд с указанным иском.

Заявленные исковые требования мотивированы следующим: 07.09.2016 года МИФНС № 3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка Спировского района Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам в общей сумме 5133 рубля 85 копеек. 21.11.2017 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам в общей сумме 5133 рубля 85 копеек. 19.05.2017 года мировому судье от ФИО1 поступило возражение относительно исполнения судебного приказа. 22.05.2017 года мировым судьей судебного участка Спировского района Тверской области судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по налогам в общей сумме 5133 рубля 85 копеек был отменен. В соответствии с абз. 2 п.3 ст. 48 НК РФ Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 45 НК РФ Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности. При этом, в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. Однако ФИО1 обязанности налогоплательщика по оплате обязательных платежей в бюджет исполнил не в полном объеме. По состоянию на 11.09.2017 года за ответчиком числится задолженность по транспортному налогу в общей сумме 4706 рублей. Одновременно с административным иском МИФНС № 3 по Тверской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска о взыскании задолженности с ФИО1 В обоснование ходатайства указано, что установленный законом срок пропущен административным истцом в связи с тем, что согласно п. 422 Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ и согласованного Протоколом №6 ЦЕПК Росархива от 15.12.2011, срок хранения об уплате налогов и сборов составляет 5 лет. Первичные документы, подтверждающие образования вышеуказанной задолженности, уничтожены в связи с истечением срока хранения. Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у Инспекции, действующей в рамках предоставленных ей полномочий, отсутствуют основания для исключения из лицевого счета налогоплательщика суммы задолженности по пеням и штрафам. На данным момент Инспекция не может подтвердить надлежащими доказательствами выставления требования об уплате налога, пени, штрафа в рамках статей 69,70 НК РФ и соблюдение принудительной процедуры взыскания в рамках статей 46,47 НК РФ, а также в Инспекции отсутствуют какие-либо судебные акты о взыскании указанной суммы задолженности с Ответчика. Таким образом, Инспекция лишена возможности бесспорного взыскания с ФИО1 задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 4706 рублей, в связи с чем, Инспекция обращается за взысканием недоимки в судебном порядке на основании п. 3 ст. 48 НК РФ.

Административным истцом - МИФНС №3 по Тверской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям заказное письмо с определениями судьи о принятии указанного административного искового заявления МИФНС №3 по Тверской области и о проведении подготовки по настоящему административному делу от 19.09.2017 года, а также с разъяснениями о порядке и сроке представления возражений на данный иск, направленное в адрес административного ответчика ФИО1, в котором предложено в десятидневный срок с момента получения определения предоставить в суд возражения. Корреспонденция получена административным ответчиком 26 сентября 2017 ода.

В установленный срок от административного ответчика ФИО1 поступило возражения в котором он просит отказать в удовлетворение ходатайства истца о восстановлении срока на обращение с иском в суд, а также просил суд в иске истцу отказать.

Изучив административное исковое заявление с ходатайством, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи в суд настоящего административного искового заявления удовлетворению не подлежит, в связи, с чем в удовлетворении административного иска налоговому органу надлежит отказать.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков, уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности по налогам определен статьями 45-48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных данным Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно имеющейся в деле расшифровке задолженности по налогам (сборам), а также по начисленным пеням и штрафам с указанием периода возникновения по состоянию на 23.03.2016 год за ФИО1 числится задолженность по транспортному налогу в сумме 4706 рублей (период возникновения 02.02.2009 г.)

Однако, доказательств направления должнику данного налогового уведомления или требования Инспекцией суду не предоставлено, что делает невозможным определить соблюдение административным истцом установленных законом сроков.

Частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

На основании части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В силу ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

В нарушение указанных требований закона ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока мотивированно тем, что согласно п.422 Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ и согласованного Протоколом №6 ЦЕПК Росархива от 15.12.2011, срок хранения об уплате налогов и сборов составляет 5 лет. Первичные документы, подтверждающие образования вышеуказанной задолженности, уничтожены в связи с истечением срока хранения. Поэтому Инспекция не может подтвердить надлежащими доказательствами выставления требования об уплате налога, пени, штрафа в рамках статей 69,70 НК РФ и соблюдение принудительной процедуры взыскания в рамках статей 46,47 НК РФ, а также у Инспекции отсутствуют какие-либо судебные акты о взыскании указанной суммы задолженности с Ответчика, что лишает Инспекцию возможности бесспорного взыскания с ФИО1 задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 4706 рублей.

Указанные обстоятельства не могут расцениваться судом в качестве уважительной причины для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку исходя их них не усматривается оснований для восстановления пропущенного срока.

Суд также не принимает в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока для подачи административного иска обстоятельство, на которое ссылается административный истец, а именно то, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, закрепленной в п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку это не освобождает налоговый орган от выполнения требования относительно подачи в суд заявления о взыскании с ответчика причитающейся к уплате суммы налога, пеней в соответствии с требованиями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец не предоставил суду доказательств уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, то есть объективно препятствующих ему реализовать предоставленные законодательством полномочия по взысканию налогов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Согласно определению Конституционного Суд Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, поскольку срок обращения в суд пропущен административным истцом без уважительной причины и восстановлению не подлежит, в удовлетворении заявленных административным истцом требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 95, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 России по Тверской области к ФИО1 о восстановлении срока и взыскании задолженности по транспортному налогу за 2008 год в сумме 4706 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий В.Ф.Кузьмина