ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2021 от 16.06.2021 Кадомского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ермишь 16 июня 2021 года

Кадомский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Коробковой О.Н.,

с участием представителя административного истца – и.о. прокурора Ермишинского района Рязанской области Симакина Е.А.,

представителя административного ответчика – ФГБУ «Канал имени Москвы» Калининой Ю.С.,

при секретаре Фоминой Н.В.,

рассмотрев в помещении суда р.п. Ермишь Рязанской области в открытом судебном заседании административное дело № 2а-133/2021 по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природопользования Рязанской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Канал имени Москвы» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленных на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, и возложении обязанности принять меры по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленные на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства,

УСТАНОВИЛ:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор Секин А.Г. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природопользования Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленных на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, и возложении обязанности принять меры по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленные на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ сведений о затонувших или полузатонувших судах в акватории водоемов <адрес>.

В соответствии с «Положением о Министерстве природопользования Рязанской области", утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 N 240, Министерство природопользования Рязанской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В полномочия Министерства входит осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес>.

На территории <адрес> расположена река Ока, находящаяся в федеральной собственности.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в акватории реки Ока на территории <адрес> в течение длительного времени находятся остатки баржи, фактически расположенные по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>.

Данный объект представляет собой полностью коррозированные металлические остатки плавучего средства с остатками лакокрасочных покрытий, потребительские свойства которого полностью утрачены, какая-либо информация, позволяющая идентифицировать его владельцев, отсутствует.

С учетом того, что под судном в "Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода, а обнаруженный объект таким сооружением в настоящее время не является и представляют собой остатки (обломки) судна, непригодные, и, соответственно, не предназначенные для вышеуказанных целей, то обнаруженный объект судном (плавсредством) не является.

По данным ФГБУ «Канал имени Москвы» данный объект угрозы для безопасности судоходства не представляет.

Таким образом, обнаруженный в акватории реки Ока объект является отходами плавсредств.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 утверждены правила охраны поверхностных водных объектов, в соответствии с пунктом 4 которых мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения.

Согласно заключению отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по Рязанской области река Ока является рыбохозяйственным объектом высшей категории, указанные остатки плавсредств находятся в месте миграции и нагула водных биологических ресурсов, создавая при этом механические препятствия для течения реки и миграции водных биологических ресурсов к местам нереста в период весеннего запрета.

Длительное нахождение металлического объекта в реке, где уровень воды периодически поднимается, приводит к разрушению металла (коррозии), в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды и загрязнение водоема. Кроме того, на вышеуказанных объектах имеются остатки лакокрасочного покрытия, которое, разрушаясь, поступает в воду и оседает на дне, создавая дополнительное загрязнение.

Информация о загрязнении реки Ока доведена до сведения ответчика, однако меры по очистке реки не приняты и не запланированы.

Таким образом, факт непринятия своевременных мер по очистке реки Оки от отходов плавучих средств с последующей утилизацией доказан, и, поскольку ответчик является ответственным лицом по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, учитывая при этом, что в силу действующего нормативного регулирования мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения водных объектов и иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, обязанность по принятию мер к очистке реки Оки от отходов плавсредств с их последующей утилизацией возложена именно на ответчика.

Непринятие должных мер со стороны Министерства природопользования Рязанской области по очистке реки Оки от отходов плавучих средств нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст.ст. 2, 42 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду является обязанностью государства.

С учетом уточнений требований в окончательной редакции Рязанский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленных на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес> по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, и возложить на Министерство природопользования Рязанской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленные на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>.

Определениями Касимовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы», Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Определением Касимовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 5 ст. 41 КАС РФ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» переведено из состава заинтересованных лиц в состав административных соответчиков.

Определением Касимовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело в части рассмотрения требования в отношении остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, передано по подсудности в Кадомский районный суд Рязанской области.

Представитель административного истца – и.о. прокурора Ермишинского района Рязанской области Симакин Е.А. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал по указанным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика - Министерства природопользования Рязанской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Представитель административного ответчика по доверенности Суров И.В. направил в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.

В письменном отзыве на административный иск представитель административного ответчика Суров И.В. в удовлетворении административных исковых требований просил отказать, указав в обоснование следующее.

Понятия «отходы плавсредств», «отходы, оставшиеся от плавсредств» Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017, не предусмотрены.

Прокурор использует неправовые термины и ничем не обосновывает обязанность Министерства по очистке водного объекта (реки Ока) от отходов, оставшихся от плавсредств, что не позволяет с достоверностью определить предмет иска и нормы права, подлежащие применению при его рассмотрении судом.

Законодатель проводит различие между отходами производства, потребления и затонувшим имуществом как особыми объектами гражданских прав. Нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ имеют специальный характер по отношению к нормам природоохранного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Выявление бесхозяйных судов осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей. По бассейну реки Ока такой администрацией является ФГБУ «Канал имени Москвы».

После учета бесхозяйного судна администрация бассейна принимает меры по установлению владельца такого судна путем проверки наличия совпадений данных описи бесхозяйного судна с информацией о зарегистрированных судах в информационной системе централизованного учета зарегистрированных судов.

В соответствии с ч. 6 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не известен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей (ФГБУ «Канал имени Москвы») делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ администрация бассейна водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам. В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2002 № 1800-р, река Ока входит во внутренние водные пути Российской Федерации на протяжении <данные изъяты> км от <адрес> до <адрес>, т.е. на территории всей <адрес>, и администрируется ФГБУ «Канал имени Москвы».

Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений определены статьями 24 и 25 Водного кодекса РФ. Указанными нормами подьем, извлечение судов, а также иного имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей специально к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не отнесено.

В силу Положения о Минприроды Рязанской области (утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240) министерство разрабатывает и осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, то есть осуществляет переданные полномочия Российской Федерации, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ. В числе переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений входят полномочия по защите водных объектов от загрязнения и засорения, которые реализуются программно-целевым методом. При этом подъем затонувших судов не относится к природоохранным мероприятиям, направленным на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов.

Частью 3 статьи 26 Водного кодекса РФ установлено, что переданные полномочия

выполняются на средства субвенций из федерального бюджета.

Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный приказом Росводресурсов от 8 февраля 2019 г. № 24 (далее - Регламент), определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Согласно пункту 1.9 Регламента решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 и на плановый период 2021-2022 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.

Из вышеприведенных положений Водного кодекса и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.

В соответствии с п. 2.3.1.2.14 раздела 2 «Состав и формы представляемых материалов» Регламента рабочие проекты по указанному направлению могут включать такие виды работ, как расчистка водного объекта от донных отложений, извлечение объектов механического засорения водных объектов, в том числе крупногабаритных (за исключением элементов ГТС и затопленных судов), аэрация водных объектов, алголизация, иные виды биологической рекультивации водных объектов, создание биоплато, биогенное закрепление береговых откосов и береговой полосы в пределах береговых защитных полос, в том числе залужение и закрепление кустарниковой растительностью, включая использование георешеток и геотекстильных материалов, ликвидация в пределах прибрежных защитных полос накопленных загрязнений (за исключением расходов на приобретение и последующую эксплуатацию основных средств).

B связи вышеизложенным действующим законодательством в настоящее время финансирование мероприятий по подъему затонувших судов за счет субвенций со стороны Росводресурсов не предусмотрено.

На основании приказа Минприроды России от 29.09.2010 № 425 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» к извлекаемым загрязнениям отнесены донные (иловые) отложения, остатки древесины и других растений. Извлечение из водного объекта остатков судов и иных плавучих средств указанным нормативно-правовым актом не предусмотрено.

Поскольку на Министерство законодательно не возложена обязанность по подъему затонувшего имущества, Министерство природопользования Рязанской области не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Канал имени Москвы» Калинина Ю.С. в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном объяснении по иску, полагала, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство природопользования Рязанской области, поскольку спорный объект расположен вне границ внутренних водных путей Московского бассейна, в связи с чем отсутствует обязанность «Канала имени Москвы» по учету, контролю и утилизации остатков плавсредств. В перечень внутренних водных путей Российской Федерации затон <адрес> не включен.

Представители заинтересованных лиц Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, отдела водных ресурсов по Рязанской области Московско-Окского бассейнового водного управления, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили в адрес суда письменные отзывы, в которых административный иск Рязанского межрайонного природоохранного прокурора полагают подлежащим удовлетворению.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Из совокупности положений ст. 24 - 27 Водного кодекса РФ следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещается.

В судебном заседании установлено, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ сведений о затонувших или полузатонувших судах в акватории водоемов <адрес>.

В <адрес> расположена река Ока, относящаяся к Окскому бассейновому округу, которая, соответственно, является объектом федеральной собственности.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории <адрес> имеются отходы, оставшиеся от плавучего средства, а именно: остатки баржи, расположенные по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> (л.д. 12, 25-27, 137-139).

Согласно сведениям Министерства природопользования Рязанской области корпус баржи на правом берегу реки Ока, <данные изъяты> км от устья (<адрес>), имеет признаки бесхозности (л.д. 139).

Из сведений Тульского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании представленных географических координат негативное влияние, которое оказывают выявленные полузатонувшие правсредства на реке Ока, носит общий характер, без указания каких-либо факторов нанесения существенного ущерба водному объекту и водным биологическим ресурсам и незначительно препятствует осуществлению рыболовства (л.д. 100).

Согласно сведениям Приокского межрегионального управления Росприроднадзора указанные прокурором объекты находятся в месте миграции и нагула водных биологических ресурсов, создавая при этом механические препятствия для течения реки и миграции водных биологических ресурсов к местам нереста в период весеннего запрета. Длительное нахождение металлического объекта в реке, где уровень воды периодически поднимается, приводит к разрушению металла (коррозии), в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды и загрязнение водоема. Кроме того, на вышеуказанных объектах имеются остатки лакокрасочного покрытия, которое разрушаясь, поступает в воду и оседает на дне, создавая дополнительное загрязнение. Затонувшие объекты создают непосредственную угрозу причинения ущерба окружающей среде загрязнением водного объекта. При этом не содержится признаков того, что указанный ущерб может являться значительным (л.д. 102-103).

В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Министерстве природопользования Рязанской области Министерство природопользования Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Рязанской области, в том числе в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и водных отношений.

В силу пункта 1 раздела II Положения Министерство создано в целях реализации на территории Рязанской области государственной политики Рязанской области в сфере природопользования, охраны окружающей среды, в области охраны и использования животного мира, в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения.

К полномочиям Министерства согласно п. 12 раздела III Положения относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязанской области; участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391 утверждены Правила охраны поверхностных водных объектов, введенные в действие с 01.01.2021.

В силу пп. "б" п. 3 указанных Правил мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением поверхностных водных объектов, указанных в подпунктах "а" и "г" настоящего пункта.

Согласно п. 4 этих же Правил мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, в соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"; предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения; расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в пп. "б" п. 3 и п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79, утративших силу с 01.01.2021 года.

Учитывая, что в соответствии с действующим правовым регулированием мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения из водных объектов, а также иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, суд приходит к выводу, что именно на Министерство природопользования Рязанской области возложена обязанность по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязанской области.

Ссылка Министерства на статьи 47.1 - 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в части наличия у собственника либо администрации бассейна водных путей (ФГБУ «Канал имени Москвы») обязанности поднять затонувшее имущество является несостоятельной, поскольку согласно статье 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ правила, установленные главой 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в который спорный участок реки Ока (затон <адрес>) не включен. В указанный перечень отдельно включены только два затона реки Ока: <адрес> и <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Министерства природопользования Рязанской области обязанности по принятию мер по очистке реки Оки от остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах суд считает, что Министерство природопользования Рязанской области является надлежащим административным ответчиком по делу.

Отсутствие финансирования, не включение спорного объекта в программу, в рамках которой осуществляются те или иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, основаниями для освобождения административного ответчика - Министерства природопользования Рязанской области как полномочного органа от возложенных на него обязанностей не являются.

Таким образом, непринятие мер по охране поверхностного водного объекта - реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленных на сохранение и восстановление указанного поверхностного водного объекта путем его очистки от спорного объекта, свидетельствует о допущенном Министерством природопользования Рязанской области оспариваемом бездействии.

Нахождение коррозированных металлических отходов в поверхностном водном объекте приводит к нарушению экологической системы и негативно влияет на окружающую среду, в том числе среду обитания редких видов рыбы, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, загрязняются почва и поверхностные и подземные воды, что представляет собой потенциальную опасность для здоровья населения, способствуя распространению инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий, в том числе в виде получения травм лицами, пользующимися водоемом, включая несовершеннолетних.

Срок обращения в суд с настоящим административным иском с учетом длящегося характера правоотношений Рязанским межрайонным природоохранным прокурором соблюден.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природопользования Рязанской области о признании оспариваемого бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию мер по охране водного объекта подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом особенностей фактической реализации обязанности, в том числе, особенностей бюджетного процесса, характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, в целях объективной возможности исполнения судебного решения, суд полагает разумным установить административному ответчику срок для устранения выявленных нарушений – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик - Министерству природопользования Рязанской области освобождено от уплаты государственной пошлины.

Поскольку судом не установлено оснований для возложения на административного ответчика ФГБУ «Канал имени Москвы» обязанности принять меры по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленные на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, административные исковые требования к ФГБУ «Канал имени Москвы» удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природопользования Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленных на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>.

Обязать Министерство природопользования Рязанской области принять меры по охране водного объекта – реки Ока, часть которой расположена на территории <адрес>, направленные на очистку реки от отходов, оставшихся от плавсредства: остатков баржи, расположенных по правому берегу реки Ока, <данные изъяты> км, в затоне <адрес>, по географическим координатам: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу, и сообщить в Кадомский районный суд и в Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру об исполнении решения суда в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу.

В удовлетворении административных исковых требований Рязанского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Канал имени Москвы» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья О.Н. Коробкова