Дело № 2а-133/2021 УИД: 66RS0060-01-2021-000086-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Порубовой М.В.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием административного истца К.А.И.,
административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Шалинского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению К.А.И. к судебному приставу-исполнителю Шалинского районного отделения Главного управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Д. о признании незаконным постановления в части,
У С Т А Н О В И Л:
К.А.И. обратился в Шалинский районный суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Шалинского районного отделения Главного управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Д. о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ по определению размера задолженности по алиментам, а также об обязании определить задолженность плательщика алиментов К.А.И. по решению Мирового судьи судебного участка № Ирбитского судебного района Свердловской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу К.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 812 руб. 43 коп.
Административный иск мотивирован тем, что истец является должником в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № судебного района, в котором создан Ирбитский районный суд Свердловской области. Предмет исполнения: Алименты на содержание детей в пользу К.М.В. в размере ? части всех видов заработка и иного дохода, ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия К.Д.А.. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Шалинского РОСП Д. вынесено постановление об определении задолженности по алиментам, согласно которому, должнику К.А.И. определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 369 руб. 08 коп. При этом размер задолженности по алиментам был рассчитан судебным приставом-исполнителем исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания. К.А.И. не согласился с вынесенным постановлением о размере задолженности, считает его незаконным и необоснованным ввиду того, что сам поставлен на учет в налоговый орган в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Истец полагает, что сумма дохода, для расчета алиментов, должна исчисляться из суммы реального получаемого дохода. Расчет алиментов, и задолженности по ним судебный пристав –исполнитель обязан производить с учетом сведений, представленных в справке о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход. На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ по определению размера задолженности по алиментам в части периода начисления задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 300+2300+876 руб. 25 коп.=3 476 руб. 25 коп. Всего сумма задолженности за период с 18.11.20145 по ДД.ММ.ГГГГ составляет 58 812 руб. 43 коп.
В судебном заседании административный истец поддержал административные исковые требования. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в Межрайонной инспекции ФНС России № 30 по Свердловской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2020. Судебному приставу-исполнителю представлял справки о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход за 2020 в марте, в июне, сентябре 2020. В период с марта 2020 по август 2020 его доход соответственно составлял: март – 1200 руб., апрель 2400 руб., май – 2 000 руб., июнь – 2 400 руб., июль – 2 400 руб., август – 2000 руб. В связи с этим, размер задолженности должен быть рассчитан исходя из данных сумм доходов. Размер дохода был связан с отсутствием работы в период ограничительных мер, связанных с пандемией короновирусной инфекции.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Шалинского РОСП Д. против удовлетворения административного искового заявления возражала. Представила свои возражения в письменном виде (л.д. 32-34). В судебном заседании пояснила, что при расчете задолженности К.А.И. руководствовалась Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом № 82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда, Методическими рекомендациями о порядке исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов № 001/14 от 30.11.2016. Согласно п. 3 ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве», размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Согласно представленным справкам истца, доход К.А.И. за период с марта по август 2020 составлял ниже прожиточного минимума на ребенка в Свердловской области, который составлял 11 897 руб. и меньше минимального размера оплаты труда по Российской Федерации, который составлял 13 949 руб. 50 коп. с учетом уральского коэффициента. За спорный период постоянного дохода должник не имел, каких-либо документов, подтверждающих его доход кроме данных справок он не представлял. В справках указан не подтвержденный чем-либо доход, поэтому при отсутствии соответствующих документов, подтверждающих его заработок и иной доход, размер алиментов (задолженности) определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии ч п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в дело привлечены в качестве соответчика - Главное управление федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, в качестве заинтересованного лица – взыскатель по исполнительному производству С.М.В. (до брака К.). В судебное заседание представитель административного соответчика, заинтересованное лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены.
С учетом мнения участников судебного процесса, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п.п. 1, 2 ч. 9 ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.
На административном ответчике в свою очередь лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочий на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), в случае, если такой порядок установлен; наличии основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.п. 3 и 4 ч. 9 ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Вопросы определения задолженности по алиментам регламентируются статьей 113 Семейного кодекса РФ, согласно которой взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).
Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (пункт 3).
В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (пункт 4).
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном процессуальным законом (пункт 5).
Статьей 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно статье 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частями 2, 3 статьей 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчёте и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; а если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Шалинского РОСП Д. в отношении должника К.А.И. возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании алиментов в пользу взыскателя К. (С.М.В.) М.В.на содержание дочери К.Д.А. в размере ? части всех видов заработка и иного дохода.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Шалинского РОСП Д. в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление об определении размера задолженности по алиментам, где размер задолженности составил 111 369 руб. 08 коп.
Согласно вышеуказанному постановлению, должнику К.А.И. определена задолженность по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 522 руб. 08 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 672 руб. 50 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 060 труб. 40 коп., всего 58 254 руб. 98 коп.
Из постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер задолженности К.А.И. по алиментам определён исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности, поскольку должник не представил документы, подтверждающие его доход.
Оспариваемое постановление по своей форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства по делу судебным приставом-исполнителем представлено постановление об определении задолженности по алиментам от 17.03.2021, в котором имеется подробный расчет задолженности с приведением конкретных ежемесячных сумм задолженности и общей суммы задолженности (л.д. 31).
В связи с этим судебный пристав-исполнитель на момент вынесения постановления 30.08.2020 правомерно исходил из среднемесячной заработной платы в целом по Российской Федерации.
С доводами административного истца о том, что при условии наличия у него дохода, как у лица, уплачивающего налог на профессиональный доход (самозанятого), он не может быть отнесен к числу лиц, которые не работают (не имеют дохода), а равно как и отсутствие источников дохода помимо дохода от деятельности самозанятого правового значения не имеют и не могут служить основанием для расчета задолженности исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, суд согласиться не может, в связи с нижеследующим.
Режим налогообложения для самозанятых был введен с экспериментом в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", в соответствии с которым самозанятые - физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
В рамках указанного эксперимента при ведении этой деятельности самозанятый не имеет работодателя, с которым заключен трудовой договор. Равно как самозанятый не может привлекать для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам.
Таким образом, с самозанятым заключается не трудовой, а гражданско-правовой договор.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года N 841, удержание алиментов производится с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и т.д.).
В Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 года N 123-О-О отмечено, что алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые, лицо реализует принадлежащее каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Конституции РФ).
Давая оценку представленным суду документам о получении К.А.И. в качестве самозанятого в марте 2020 - 1 200 рублей, апреле 2020 – 2400 рублей, мае 2020 – 2 000 рублей, июне 2020 – 2 400 рублей, а позднее, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ в июле 2020 – 2 400 рублей, августе 2020 – 2 000 рублей, суд исходит из того, что административным истцом не представлены доказательства трудоустройства либо наличия дополнительных доходов, помимо работ и услуг, выполняемых или оказываемых им в качестве самозанятого, то есть действительного дохода, не вызывающего сомнений в его достоверности.
Вместе с тем, представленные К.А.И. справки о доходах за период начиная с марта 2020 по июнь 2020, а позднее за июль-август 2020, сформированные им в приложении "Мой налог", не могут служить достоверным и убедительным подтверждением тому, что указанные суммы являются ежемесячным доходом К.А.И. как самозанятого.
Последним не представлено сведений о том, с кем, на какой период, за какую оплату заключались им договоры на предоставление услуг по финансовым вопросам и от кого (физического либо юридического лица) поступала оплата в указанных размерах.
Таким образом, неопровержимых доказательств для признания оспариваемого постановления незаконным вследствие неправильно произведенного расчета размера задолженности по алиментам за спорный период суду не представлено.
Материалы административного дела и исполнительного производства не содержат, а административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении им судебному приставу-исполнителю документов о его доходах и расходах.
Истец не лишен возможности обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о перерасчете задолженности по алиментам, представив документы, подтверждающие его доход за спорный период.
Учитывая изложенное, при указанных обстоятельствах суд считает, что судебным приставом - исполнителем Шалинского РОСП Д. при вынесении оспариваемого постановления не допущено нарушения норм Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», положений Семейного кодекса Российской Федерации, а также прав должника.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления К.А.И.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 179, 180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления К.А.И. о признании незаконным постановления об определении задолженности по алиментам судебного пристава-исполнителя Шалинского РОСП Д. от 30.08.2020 в части – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 06.04.2021 года.
Председательствующий судья М.В. Порубова