ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-133/2022 от 15.03.2022 Погарского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-133/2022

УИД 32RS0022-01-2021-000725-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 15 марта 2022 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Белозора С.Ф.,

при секретаре Беликовой В.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя заинтересованного лица МО МВД России «Стародубский» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Брянской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Брянской области о признании действий по выдаче заграничного паспорта незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ он через Единый портал государственных и муниципальных услуг обратился в управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области с заявлением о выдаче заграничного паспорта. ДД.ММ.ГГГГ на его имя был оформлен загранпаспорт , от получения которого он отказался, поскольку внесенные сотрудниками органа внутренних дел в бланк загранпаспорта сведения, указанные в реквизитах заявителя, а именно, персональные данные владельца паспорта в формате <данные изъяты>, не соответствуют требованиям Административных регламентов, утвержденных Приказами МВД России от 16 ноября 2017 г. № 864 и от 31 марта 2021 года № 186, которые не содержат запретов на применение русского языка при внесении сведений печатным либо рукописным способом в документ, удостоверяющий личность гражданина <данные изъяты> за пределами Российской Федерации. Полагает, что сведения о владельце паспорта необходимо указывать в формате <данные изъяты>.

В связи с чем просил суд установить неправильность внесенных сведений в бланк заграничного паспорта, оформленного на имя ФИО1, уроженца <адрес>.

В письменных возражениях на административное исковое заявление ФИО1 представитель УМВД России по Брянской области ФИО5 просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что доводы ФИО1 о противоречии Административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 16.11.2017 № 864 и Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186, статьям 1 и 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» основаны на ошибочном толковании норм права. Указывает на то, что, вопреки утверждениям заявителя, Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186, не содержит предписаний, противоречащих положениям Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». Полагает, что действия государственного органа в сфере миграции осуществлялись в пределах полномочий государственного органа, реализация исполнительным органом своих полномочий в отношении ФИО1 соответствовала охраняемым законом целям, в связи с чем нарушений действующего законодательства сотрудниками и должностными лицами УМВД России по Брянской области не имеется, как не имеется и оснований для установления факта неправильности записей в бланке паспорта гражданина России за пределами Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО1 вышеприведенные доводы административного иска поддержал в полном объеме, просил суд данный иск удовлетворить.

Административные ответчики УМВД России по Брянской области, УВМ УМВД России по Брянской области, заинтересованное лицо ОП «Погарский» МО МВД России «Стародубский» в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Стародубский», в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку каких-либо нарушений при выдачи загранпаспорта ФИО1 не допущено.

Суд в соответствии со ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, предусмотрено, что наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом (п.п. «а» п. 45 Положения).

Статья 6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. К числу таких действительных документов относится паспорт (ст. 7).

В соответствии с п.п. 49 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, относятся к полномочиям МВД России.

Полномочия МВД России по разработке и утверждению административного регламента, устанавливающего сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определены Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. №373.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России со структурными подразделениями МВД России, территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги (п.1).

В разделе III данного Административного регламента урегулирован состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме оформления паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Согласно повторному свидетельству о рождении , выданному ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации <адрес> края Российской Федерации, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении .

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УВМ УМВД России по Брянской области в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг с заявлением о выдаче заграничного паспорта. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 был оформлен заграничный паспорт . От получения оформленного паспорта ФИО1 отказался, указав на нарушение действующего законодательства при оформлении паспорта, а именно, на то, что сведения, указанные в реквизитах заявителя, не соответствуют требованиям п.п. 156.13, 156.5 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 16.11.2017 № 864, действовавшего на дату подачи заявления о выдаче загранпаспорта.

Как следует из оформленного на имя ФИО1 заграничного паспорта , персональные данные его указаны в формате <данные изъяты>.

Как указал в своем отзыве представитель административного ответчика - УМВД России по Брянской области, проведенной органом внутренних дел проверкой наличие технического брака и ошибок в оформленном на имя ФИО1 заграничном паспорте не установлено. Паспорт полностью соответствует требованиям Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186.

Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защита и развитие языковой культуры регулируются Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации».

В силу частей 1 и 2 статьи 1 поименованного закона государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных данным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»).

Частью 3 статьи 1 указанного закона установлено, что порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

Следовательно, выбор формы порядка утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и правил русской орфографии и пунктуации относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» Правительство Российской Федерации на основании рекомендаций Правительственной комиссии по русскому языку утверждает: список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации; требования к составлению словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации; концепцию государственной языковой политики Российской Федерации, а также определяет порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

При этом под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Использование (употребление) языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме.

В настоящее время Правительством Российской Федерации правила русской орфографии и пунктуации не утверждены.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», определяя русский язык в качестве государственного языка на всей территории Российской Федерации, который подлежит обязательному использованию при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, не устанавливает технических требований к оформлению таких документов, в том числе и порядок заполнения их реквизитов.

В свою очередь, ни указанный закон, ни Административный регламент не содержат запретов на использование заглавных (прописных) букв при заполнении реквизитов паспорта гражданина Российской Федерации, а также каких-либо иных требований, отличных от оспариваемого Административного регламента. Нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который бы определял иной порядок оформления документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, отсутствует.

Вопреки утверждениям административного истца Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186, действующий на момент выдачи заграничного паспорта – ДД.ММ.ГГГГ, также как и Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 864, действовавший на момент подачи заявления о выдаче загранпаспорта ФИО1, не содержат предписаний, противоречащих положениям Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

Так в силу п. 139 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186, оформление паспорта производится сотрудником, ответственным за оформление паспорта, согласно следующему алгоритму:

Сведения о владельце паспорта вносятся в бланк паспорта с применением принтера и соответствующих программно-технических средств в верхнем регистре. Высота букв и цифр 2,5 мм (п.п. 139.1).

На внутренней странице задней части обложки (задний форзац) в реквизите «Фамилия» указывается фамилия (при наличии) гражданина, которому оформляется паспорт: в первой строке - на русском языке и через знак "/" во второй строке - способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские) в соответствии с международными требованиями и стандартами, предъявляемыми к машиночитаемым проездным документам.

При отсутствии сведений реквизит «Фамилия» не заполняется. В данном случае реквизит «Имя» будет обязательным (п.п. 139.2).

В реквизите «Имя» указывается имя (имена (при наличии), отчество (при наличии) гражданина, которому оформляется паспорт, в первой строке - на русском языке и через знак «/» во второй строке - дублируется способом транслитерации (только имя (имена).

При отсутствии сведений реквизит «Имя» не заполняется. В данном случае реквизит «Фамилия» будет обязательным (п.п. 139.3).

В реквизите "Место рождения" указывается на русском языке наименование государства, республики, края, области, города (в соответствии с записью в основном документе, удостоверяющем личность гражданина, которому оформляется паспорт), где родился гражданин, которому оформляется паспорт. В дублирующей части реквизита через знак "/" указывается государство, в котором родился гражданин, которому оформляется паспорт, или его аббревиатура буквами латинского алфавита.

В отношении граждан, которым оформляется паспорт, родившихся на территории Российской Федерации (после 6 февраля 1992 г.), в реквизите "Место рождения" указывается наименование субъекта Российской Федерации (республики, края, области, города) либо его административный центр, а в дублирующей части производится запись "RUSSIA".

В отношении граждан, которым оформляется паспорт, родившихся на территории бывшего СССР (до 6 февраля 1992 г.), указывается наименование бывшей союзной республики, автономной республики, края, области, где родился гражданин, которому оформляется паспорт, либо наименование республиканского, краевого или областного центра, а в дублирующей части указывается аббревиатура СССР буквами латинского алфавита "USSR" (п.п. 139.5).

При этом пункты 156.1 и 156.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 16.11.2017 № 864, аналогичны соответственно пунктам 139.1 и 139.2 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186.

Описание бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 298.

При этом суд учитывает, что по смыслу положений действующего законодательства использование при заполнении реквизитов владельца паспорта, а именно, фамилии, имени и места рождения, исключительно заглавных букв не может быть признано противоречащим закону, а, следовательно, нарушающим права и законные интересы административного истца.

Кроме того, оформленный ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 документ, удостоверяющий личность гражданина <данные изъяты> за пределами РФ – заграничный паспорт , вопреки доводам административного истца, содержит все сведения о его владельце, при этом изложенные в заграничном паспорте сведения в полном объеме соответствуют сведениям о его владельце, содержащимся в паспорте гражданина <данные изъяты> серии , выданном на имя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное полностью соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов.

Таким образом, судом установлено, что действия должностных лиц УМВД России по Брянской области, производимые при оформлении и выдаче заграничного паспорта на имя административного истца осуществлялись в строгом соответствии с Приказом МВД России от 31.03.2021 № 186 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина <данные изъяты> за пределами территории Российской Федерации».

Суд приходит к выводу, что при изложенных в административном исковом заявлении обстоятельствах административным ответчиком УВМ УМВД России по Брянской области не было допущено в оформленном паспорте технического брака, несоответствия персональных данных заявителя, а, соответственно, нарушений прав административного истца при оформлении и выдаче паспорта гражданина <данные изъяты> за пределами РФ по изложенным основаниям.

В связи с чем, выданный ФИО1 заграничный паспорт отвечает установленным законодательством Российской Федерации требованиям и может быть использован административным истцом в качестве основного документа, удостоверяющего его личность как гражданина <данные изъяты> за пределами РФ, а, следовательно, не подлежит признанию выданным с нарушением требований закона, а действия должностных лиц УМВД России по Брянской области по его выдаче - незаконными.

По изложенным основаниям суд отказывает в удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УМВД России по Брянской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Брянской области о признании действий по выдаче заграничного паспорта незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Ф. Белозор

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.