ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1340/19 от 08.01.2019 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-1340/2019

45RS0008-01-2019-001750-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Димовой Ю.А.

при секретаре Прокопьевой Л.В.,

с участием прокурора Иванова И.С.,

рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 23 октября 2019 года в открытом судебном заседании с использованием систему видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области к Зеленскому Павлу Владимировичу об установлении административного надзора,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области) обратилось в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском об установлении административного надзора в отношении Зеленского Павла Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного 15.05.2019 года Шумихинским районным судом Курганской области по статье 314.1 ч.1 УК РФ на срок 6 месяцев лишения свободы, начало срока 15.05.2019, освобождается 14.11.2019 по отбытии срока наказания, убывает по адресу: Курганская область, г. Шумиха, переулок Лесхоза, д. 18, кв. 2. В обоснование административного иска указано, что Зеленский П.В. осужден за преступление, предусмотренное статьей ч.1 314.1 УК РФ. Ранее был осужден 22.02.2007 Свердловским районным судом города Иркутска по статье 105 ч.1 на срок 12 лет лишения свободы. Освободился 11.07.2018 по отбытии срока наказания. В связи, с чем согласно ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области ходатайствует о возобновлении административного надзора в отношении Зеленского Павла Владимировича до погашения судимости и установлении следующих административных ограничений: обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 3 раза в месяц; запретить выезжать за пределы избранного места жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области, действующий на основании доверенности, Трофимов А.Н. поддерживал заявленные требования, настаивая на доводах указанных в иске.

Административный ответчик Зеленский П.В. в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснил, что ранее в отношении него уже устанавливался административный надзор, в связи с чем, оснований для возобновления административного надзора не имеется. В настоящее время он осужден за преступление небольшой тяжести и в его действиях не установлен опасный рецидив преступлений.

Исследовав письменные материалы дела, с учетом заключения прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

Установлено, что приговором Свердловского районного суда г. Иркутска от 22.02.2007 Зеленский П.В. осужден по ч.1 ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором, в действиях Зеленского П.В. установлен опасный рецидив преступлений.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 28.06.2018 в отношении Зеленского П.В. установлен административный надзор сроком на 8 лет с установлением следующих административных ограничений: запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (за исключением выборов представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления непосредственно в часы проведения голосования и в месте проведения такового), запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов, запретить выезжать за пределы территории Курганской области без уведомления и разрешения начальника органа внутренних дел, обязать являться для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел месту жительства, пребывания и фактического нахождения.

Освобожден 11.07.2018 по отбытию наказания.

15.05.2019 при рецидиве преступлений Зеленский П.В. был осужден приговором Шумихинского районного суда Курганской области по ч.1 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Апелляционным постановлением Курганского областного суда Курганской области от 23.07.2019 приговор от 15.05.2019 оставлен без изменения, апелляционная жалоба Зеленского П.В. без удовлетворения.

Срок отбытия Зеленским П.В. наказания истекает 14.11.2019.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Таким федеральным законом является, в частности Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в котором законодатель в развитие указанного конституционного положения в рамках предоставленной ему дискреции определил случаи, когда в отношении судимого лица может устанавливаться административный надзор.

На основании ст. 2 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно ст.6 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

В соответствии с ч.1 ст.3 указанного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В силу пп. 2, 4 ч. 2 ст. 3 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Пунктом 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона установлено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как разъяснено в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об административном надзоре). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен. С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ) (осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания) административный надзор в отношении Зеленского П.В. был прекращен.

Учитывая, что Зеленский П.В. совершил в период нахождения под административным надзором преступление, за которые был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, над ним необходимо установить административный надзор на срок погашения судимости.

В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, за которое Зеленский П.В. осужден Свердловским районным судом г. Иркутска от 22.02.2007 по ч.1 ст. 105 УК РФ, как на момент совершения, так и в настоящее время, отнесено к категории особо тяжких преступлений, Зеленский П.В. освобожден по отбытию 11.07.2018, срок погашения судимости – 11.07.2026. А преступление, за которые Зеленский П.В. осужден приговором Шумихинского районного суда Курганской области от 15.05.2019 по ч.1 ст. 314.1 УК РФ отнесено к категории небольшой тяжести.

Таким образом, у Зеленского П.В. имеется непогашенная судимость по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска от 22.02.2007, которым он осужден за преступление, отнесенное к категории особо тяжких, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений, в связи с чем, над ним должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции действовавшей на момент совершения преступления по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска от 22.02.2007 судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.

Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции действовавшей на момент совершения преступления по приговору Шумихинского районного суда Курганской области от 15.05.2019 судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания, следовательно, в случае освобождения 14.11.2019, срок погашения судимости по данному приговору суда истекает 14.11.2021.

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч. 1 ст. 5 Закона, ст. 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре).

При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что с учетом разъяснений, содержащихся в п. 26 и п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года N 15, административный надзор Зеленскому П.В. подлежит установлению исходя из наличия непогашенной судимости по приговору Шумихинского районного суда Курганской области от 28.08.2014.

При определении срока административного надзора суд учитывает положения п. 2 ч.1 ст. 5 вышеназванного Закона, в соответствии с которым административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что у Зеленского П.В. по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, при установлении административного надзора необходимо учитывать срок, истекший после отбытия наказания по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска от 22.02.2007, таким образом, административный надзор необходимо установить на срок 8 лет, до дня погашения судимости за вычетом срока, истекающего после отбытия наказания по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска от 22.02.2007.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административных ограничений в виде: обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории, являются обязательными.

При установлении административных ограничений суд учитывает следующее.

Администрацией исправительного учреждения Зеленский П.В. характеризуется следующим образом: прибыл для отбывания меры уголовного наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН по Курганской области 07.08.2018. Вину в совершенном преступлении по приговору суда признал. За весь период отбывания меры наказания три раза допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности, имеет три взыскания, которые в настоящий момент является не снятыми и не погашенными, поощрений не имеет. Поддерживает отношения с нейтрально настроенными осужденными в общении с представителями администрации старается быть вежливым, на их законные требования и замечания реагирует правильно. Трудоспособен, не трудоустроен, желания к трудоустройству не проявляет. Мероприятия воспитательного характера, проводимые в учреждении посещает регулярно, из проводимых бесед положительные выводы для себя не делает. Участие в общественной жизни отряда не принимает, и принимать не желает. Исковых требований не имеет. Отбывает наказание в обычных условиях отбывания наказания. Социально-полезные связи утрачены, связь не поддерживает ни с кем. Профессии не имеет. По характеру спокоен, уравновешен, конфликтных ситуаций с другими осужденными и с представителями администрации ИУ старается не допускать.

По данным ИЦ УВД России по Курганской области Зеленский П.В. неоднократно привлекался к уголовной ответственности.

Принимая во внимание изложенное, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных Зеленским П.В. преступлений, в том числе связанной с неприбытием по избранному месту жительства и невкой в органы внутренних дел для постановки на учет в орган внутренних дел по месту жительства, исходя из личности административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, отсутствие постоянного места регистрации, суд полагает целесообразным установить в отношении Зеленского П.В. для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействий в целях защиты государственных и общественных интересов следующие административные ограничения: обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить выезжать за пределы территории Курганской области без разрешения органа внутренних дел.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Закона об административном надзоре срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 Закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3. ст. 3 Закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Согласно ч.1 ст.8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица

Таким образом, заявленный иск подлежит удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области к Зеленскому Павлу Владимировичу об установлении административного надзора, удовлетворить частично.

Установить в отношении Зеленского Павла Владимировича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет за вычетом периода с момента окончания срока отбытия наказания по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 10.05.2007 до момента начала течения срока административного надзора.

Установить в отношении Зеленского Павла Владимировича следующие административные ограничения:

- обязать являться 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запретить выезжать за пределы территории Курганской области без разрешения органа внутренних дел.

Административный надзор осуществлять органу внутренних дел по месту жительства или месту пребывания Зеленского Павла Владимировича.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Зеленского Павла Владимировича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья Ю.А. Димова