№ 2а-1340/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 года г. Спасск-Дальний
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего - судьи Бобрович П.В.,
при секретаре судебного заседания Еременко И.А.,
с участием административного истца – ФИО3 В.Л.,
представителя административного истца – адвоката Резниченко С.В.,
представителей административного ответчика – территориальной избирательной комиссии <адрес> - ФИО1, ФИО2,
ст. помощника прокурора г. Спасск-Дальний - Сендецкой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии <адрес> об отказе в регистрации кандидата на выборы в депутаты Думы Спасского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указал, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, ему отказано в регистрации, как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района <адрес>, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №.
С принятым решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Так, поводом для отказа в регистрации его, как кандидата в депутаты Думы Спасского муниципального района, стал вывод территориальной избирательной комиссии о том, что он, в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ, как лицо, имеющее второе гражданство Республики Узбекистан, не имеет право участвовать в муниципальных выборах и быть избранным в депутаты Думы Спасского муниципального района.
Однако, он полагает, что указанный вывод произведен в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, в частности, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательного кодекса <адрес>.
Так, в соответствии со статьями 26, 38 п.1., 1.1., 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьями 21,27 Избирательного кодекса <адрес>, на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложена обязанность по полной, своевременной и надлежащей проверке всех сведений предоставляемых кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района <адрес>, в том числе, и по проведению соответствующей проверки сведений о наличии гражданства, как Российской Федерации, так и наличии либо отсутствии гражданства иного государства.
Как следует из документов, представленных в ходе проверочных мероприятий, вывод комиссии о наличии у него второго гражданства Республики Узбекистан произведен на основании сведений органов УФМС по ПК о том, что им ДД.ММ.ГГГГ было подано уведомление о наличии гражданства иностранного государства и то, что иных сведений в органы миграционного учета им не представлялось.
Каких-либо иных действий, направленных на фактическое выяснение о наличии, либо отсутствии у него второго гражданства Республики Узбекистан, как на дату подачи документов, так и на дату принятия решения об отказе в регистрации, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, территориальной комиссией не производилось, не смотря на то обстоятельство, что он уведомил избирательную комиссию о том, что у него фактически отсутствует второе гражданство, поскольку ранее в 2006 году при приобретении гражданства Российской Федерации, им направлялось соответствующее уведомление в дипломатические органы Республики Узбекистан об отказе от второго гражданства иностранного государства.
Кроме этого, помимо личного уведомления избирательной комиссии об отсутствии у него второго гражданства, он обращался с заявлением в избирательную комиссию о необходимости провести дополнительные мероприятия по проверке и истребовать необходимые сведения для законного и обоснованного решения, как из дипломатических органов Республики Узбекистан, расположенных на территории Российской Федерации, так и из органов УФМС РФ по ПК о наличии либо отсутствии у него второго гражданства.
Однако, вышеуказанные действия территориальной избирательной комиссией <адрес> произведены не были, и вывод о наличии у него второго гражданства был произведен на основании фактически устаревших сведений, и как следствие из этого, произведение необоснованного вывода о наличии у него второго гражданства Республики Узбекистан, при том обстоятельстве, что он его фактически не имеет.
При вышеуказанных обстоятельствах полагает, что действия территориальной комиссии <адрес> по проведению проверочных мероприятий поданных им сведений для регистрации его, как кандидата в депутаты Думы Спасского муниципального района <адрес>, являются ненадлежащими, произведёнными в нарушение статей 26, 38 п.1., 1.1., 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 21,27 Избирательного кодекса <адрес>, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Кроме того полагает, что территориальной избирательной комиссией <адрес> при принятии решения об отказе в регистрации его в качестве депутата представительного органа местного самоуправления не были учтены и иные существенные обстоятельства, которые в настоящее время исключают у него наличие второго гражданства Республики Узбекистан.
Так, в соответствии со статьей 25 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» гражданство Республики Узбекистан утрачивается: а) вследствие поступления лица на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве (далее - государственная служба иностранного государства); б) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на постоянный консульский учет без уважительных причин в течение семи лет; в) если прием в гражданство Республики Узбекистан осуществлен в результате предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов; г) если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства, либо путем совершения преступлений против мира и безопасности; д) если лицо добровольно приобрело гражданство иностранного государства.
Таким образом, у него, как на дату подачи документов, так и на дату принятия решения об отказе в регистрации, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, ни юридически, ни фактически второго гражданства, в частности, гражданства Республики Узбекистан, в связи с его утратой после принятия гражданства Российской Федерации, не имелось, что также полагает было оставлено без внимания территориальной избирательной комиссией при принятии соответствующего решения.
В связи с вышеизложенным полагает, что территориальной избирательной комиссией <адрес> ему необоснованно отказано в регистрации, как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района <адрес>, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №.
Незаконные и необоснованные действия территориальной избирательной комиссии <адрес> существенно нарушают его конституционные права, предусмотренные статьей 32 Конституции РФ, статьей 4 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 4 Избирательного кодекса <адрес>, гарантирующие ему как гражданину Российской Федерации право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
На основании вышеизложенного просит:
признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО3 в регистрации, как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №;
обязать территориальную избирательную комиссию <адрес> произвести регистрацию ФИО3 кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №;
решение обратить к немедленному исполнению;
в ходе подготовки к судебному заседанию истребовать из Дипломатических органов Республики Узбекистан, расположенных на территории Российской Федерации об отсутствии у ФИО3 гражданства Республики Узбекистан, а также истребовать из органов УФМС РФ по ПК личное дело и решение УМВД России по ПК от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении ФИО3 гражданства Российской Федерации.
Административный истец ФИО3 в судебном заседание требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что решение баллотироваться на выборах в депутаты <адрес> он принял в ДД.ММ.ГГГГ года, в консульство Республики Узбекистан по вопросу наличия гражданства Республики Узбекистан не обращался по причине написания отказа от гражданства Республики Узбекистан во время получения гражданства Российской Федерации в 2006 г., поэтому он не предполагал о наличии у него второго гражданства. Указал на наличие у него паспорта гражданина Республики Узбекистан.
Представитель административного истца адвокат Резниченко С.В. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования и позицию своего доверителя, дополнительно пояснил, что считает, что действия территориальной избирательной комиссии <адрес> незаконны. Проверка ТИК по вопросу наличия у ФИО3 гражданства Республики Узбекистан проведена ненадлежащим образом. Согласно сведениям, которыми располагала избирательная комиссия на момент принятия оспариваемого решения в распоряжении комиссии не имелось никаких документальных данных, что у его доверителя есть гражданство Республики Узбекистан. В распоряжении избирательной комиссии имелась лишь отметка о наличии гражданства иностранного государства, без указания принадлежности к государству. Вместе с тем, в оспариваемом решении категорически утверждается, что у его доверителя гражданство именно <адрес>. Полагает, что данное обстоятельство является, доказательством ненадлежащих действий комиссии, что влечет безусловную отмену её решения. Так как комиссией установлен юридический факт без надлежащего документально подтверждения. Также статьёй 25 Закона о гражданстве Республики Узбекистан предусмотрена безальтернативная потеря гражданства при получении иного гражданства. В связи с чем, полагает, что совершение либо не совершение действий государственных органов по техническому обличению утраты гражданства, либо уведомления государственных органов государственной власти о принятом решении не является юридическим значим обстоятельством, свидетельствующим о наличии у ФИО3 гражданства Республики Узбекистан. Кроме того, в документах, исследованных в суде, в указанном уведомлении в соответствующую графу внесено пояснение, что еще в ДД.ММ.ГГГГ году им в установленном законном порядке произведен отказ от гражданства <адрес>. Данные сведения установлены только в судебном заседании. На момент принятия решения ТИК, не смотря на обращения его доверителя, в ТИК каких - либо действий направленных на проверку сведений предоставленных доверителем, а именно, об отсутствии второго гражданства и установленном законом порядке произведены необходимый действия на прекращения гражданства Республики Узбекистан, фактически не производились и при принятии решения не рассматривались. Также обращает внимание, что фактически наличие сведений о наличии гражданства Узбекистан его доверителю стало известно ДД.ММ.ГГГГ, и у него не имелось какой-либо возможности самостоятельно представить сведения об отсутствии гражданства Узбекистан, в связи с чем, он и обратился с соответствующим заявлением. Полагает, что территориальная избирательная комиссия была уполномочена провести дополнительные проверочные мероприятия, несмотря на то, что представители административного ответчика ссылаются на отсутствие межведомственной взаимосвязи, и в рамках взаимодействия с МО МВД РФ направить дополнительный запрос о наличии или отсутствия гражданства Узбекистан на ДД.ММ.ГГГГ г. и не использовать представленные ранее сведения в ДД.ММ.ГГГГ<адрес> признать решение ТИК незаконным и удовлетворить требования ФИО3.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что территориальная избирательная комиссия <адрес> действует в соответствии с установленным регламентом. Регламент сбора информаций с целью подтверждения данных, которые о себе предоставляет кандидат, устанавливается межведомственными соглашениями. В настоящее время между ЦИК РФ и МВД РФ существует соглашение о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого территориальная избирательная комиссия запрашивает у отделов МВД России данные на граждан, изъявивших желание стать депутатами. Этим же соглашением утвержден порядок передачи сведений и утверждена форма для передачи сведений - приложение № к соглашению. Согласно утвержденной форме, территориальной избирательной комиссией получен ответ, в котором в графе № (наличие уведомлений у граждан иностранного государства) ДД.ММ.ГГГГ. имеется отметка о том, что ФИО3 подавал уведомление о наличие гражданства Узбекистан. Также ниже имеется запись, что ФИО3 В. приобретал гражданство РФ. На основании этого территориальная избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ уведомляет административного истца о наличие выявленных фактов второго гражданства. ДД.ММ.ГГГГ. территориальной избирательной комиссией <адрес> вынесено ТИК решение об отказе в регистрации. До вынесения решения территориальной избирательной комиссии об отказе кандидату ФИО3 в регистрации административным истцом в ТИК не было предоставлено иных сведений об отсутствии у него другого гражданства Республики Узбекистан. Считает действия территориальной избирательной комиссии <адрес> законными и обоснованными.
Председатель территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО2 в судебном заседании в судебном заседании исковые требования не признала полностью. Доводы, изложенные представителем ФИО1, поддержала, дополнительно пояснила, что вся информация из ИЦ МВД поступает в Избирательную комиссию <адрес>, а они направляют полученные сведения в территориальную избирательную комиссию в электронном виде. В избирательную комиссию <адрес> сведения по электронной почте поступили ДД.ММ.ГГГГ. и были зарегистрированы в этот же день в журнал входящих документов. В этот же день она лично позвонила ФИО3, и сообщила о результатах проверки, а потом было выдано письменное сообщение. Срок подачи дополнений заканчивался ДД.ММ.ГГГГ. В своих действиях территориальная избирательная комиссия <адрес> руководствуется только своими межведомственными положениями. В дипломатический корпус Республики Узбекистан они не могут самостоятельно обращаться в связи с рекомендациями Центральной избирательной комиссии, согласно которым они руководствуются в работе. Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при отсутствии полноты сведений избирательная комиссия обязана уведомить кандидата о результатах проверки. В связи с тем, что ответ пришел по истечении срока, то они официально его не смогли уведомить. Поэтому она позвонила ему и в этот же день, то есть ДД.ММ.ГГГГ пришел ФИО3 и Г.А.В. – уполномоченный представитель и получили. В этот день ДД.ММ.ГГГГФИО3 передал заявление на запрос в консульство. Но избирательная комиссия запрос не выполняла, в связи с отсутствием межведомственного взаимодействия с консульством Республики Узбекистан. С ДД.ММ.ГГГГ было объявлено о начале избирательной кампании, ДД.ММ.ГГГГФИО3 подал заявление на согласие баллотироваться в <адрес>, в котором он указал все свои личные сведения. Комиссия приступила к изучению документов. Они сделали запросы в соответствующие ведомства, в течение 10 дней должны поступить ответы. ДД.ММ.ГГГГг. ФИО3 подает заявление на регистрацию в качестве кандидата на основании документов поданных ДД.ММ.ГГГГ.. Ответ пришел на запрос из ИЦ МВД ДД.ММ.ГГГГ
Старший помощник прокурора <адрес> Сендецкая Ю.Ю. в судебном заседании огласила заключение, согласно которому решением территориальной избирательной комиссии Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО3, выдвинутому избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политической партии «Партия дела», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу № на основании подпункта "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 10 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 62-КЗ " Избирательного кодекса <адрес>", ввиду отсутствия пассивного избирательного права в связи с наличием у него гражданства иностранного государства.
Истец обратился с административным исковым заявлением об отмене приведенного решения избирательной комиссии, а также о возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу №, считая, что отсутствовали правовые основания для отказа ему в регистрации кандидатом, поскольку у избирательной комиссии сведения о наличии у истца второго гражданства отсутствуют.
В обоснование требований административный истец ссылался на факт обращения в ДД.ММ.ГГГГ году с уведомлением в дипломатические органы Республики Узбекистан об отказе от второго гражданства иностранного государства, а сведения, представленные УФМС по ПК о подаче истцом ДД.ММ.ГГГГ. уведомления о наличии гражданства иностранного государства не свидетельствует о его фактическом наличии.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76).
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата.
Приведенной норме корреспондируют предписания часть 10 статьи <адрес>.
В соответствии с Федеральным законом не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (пункт 3.1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичные нормы предусмотрены в части 4 статьи <адрес>.
Как следует из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в Российской Федерации, приобрел российское гражданство, получив ДД.ММ.ГГГГ. паспорт гражданина Российской Федерации. В настоящее время имеет действующий паспорт гражданина <адрес>. При приобретении гражданства Российской Федерации направил соответствующие уведомление в дипломатические органы Республики Узбекистан об отказе от второго гражданства иностранного государства. По сведениям УФМС по ПК ДД.ММ.ГГГГ. истцом подано уведомление о наличии гражданства иностранного государства.
Избирательная комиссия, рассмотрев представленные истцом документы, установив, что кандидат подал уведомление о наличии гражданства иностранного государства и выявил отсутствие документа, подтверждающего прекращение либо утрату гражданства <адрес>, приняла решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты думы Спасского муниципального района.
Из правового анализа приведенных предписаний федерального законодателя в совокупности с положениями пункта 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, обязывающими избирательную комиссию обратиться в компетентные органы с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, включая вопросы гражданства, следует, что в случае установления наличия у кандидата гражданства иностранного государства, такое обстоятельство является основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации.
Подача истцом уведомления об отказе гражданства Республики Узбекистан, не влекут за собой автоматически утрату истцом гражданства Республики Узбекистан и не свидетельствуют о его выходе из гражданства этой страны. Кроме этого, поданное в ДД.ММ.ГГГГ году уведомление об отказе от гражданства Республики Узбекистан было составлено исключительно в рамках процедуры оформления гражданства Российской Федерации.
Таким образом, доводы истца о том, что при получении гражданства Российской Федерации автоматически утратил гражданство Республики Узбекистан, являются несостоятельными.
Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства. Регламентация гражданства - это внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства.
Выход из гражданства представляет собой юридически оформленное прекращение политико-правовой связи с государством по просьбе этого лица. Указанная процедура может быть начата и проведена только при наличии согласия человека, обратившегося с соответствующим ходатайством к компетентным государственным органам. При этом, государство должно согласиться с такой инициативой человека и удовлетворить его в случае отсутствия препятствующих обстоятельств. Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица.
Утрата гражданства невозможна по волеизъявлению гражданина, без принятия соответствующего решения компетентными органами государства, поскольку вопрос утраты лицом гражданства происходит по инициативе государства.
В частности, все вопросы, касающиеся выхода из гражданства Республики Узбекистан и его утраты, регулируются "Законом о гражданстве Республики Узбекистан" от ДД.ММ.ГГГГ (по состоянию на 2006 год). Отказ от гражданства Республики Узбекистан законодательно не предусмотрен, выход из гражданства данной страны, утрата гражданства осуществляется с того момента, как Президент Республики подписал соответствующий указ. Детально процедура и порядок совершения действий по вопросам гражданства определены Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Узбекистан, утвержденным указом Президента Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ № № (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год). В настоящее время действует Закон от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Данных о том, что истцом соблюден порядок выхода из гражданства Республики Узбекистан, и он вышел из гражданства либо утратил его на основе принятого решения компетентного государственного органа (указа Президента), при рассмотрении дела не установлено. Более того, истец не обращался в компетентные органы Республики Узбекистан по вопросам выхода их гражданства в порядке, определенном Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Узбекистан, утвержденным указом Президента Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ N №/ДД.ММ.ГГГГ № №.
Поскольку истец такие сведения не представил, избирательная комиссия правомерно отказала в регистрации кандидата.
Суд, заслушав доводы сторон, заключение старшего помощника прокурора, изучив имеющиеся материалы дела, приходит к выводу, что требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ установлено, что в соответствии с Федеральным законом не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 38 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ установлено, что в соответствии с Федеральным законом не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в регистрации кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутому избирательным объединением Общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> по одномандатному избирательному округу №ФИО3.
Согласно решению территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу №ФИО3 является поступившая ДД.ММ.ГГГГ. из Управления по вопросам миграции Управления МВД России по <адрес> информация о том, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 подано уведомление о наличии гражданства иностранного государства.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 42 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов документы, предусмотренные частями 2, 4 и 5 (при проведении выборов в органы государственной власти <адрес> - также частью 6) статьи 40 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения о гражданстве кандидата в депутаты.
На основании части 2 статьи 40 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Таким образом, в заявлении в территориальную избирательную комиссию о выдвижении кандидата в депутаты, выдвинутому избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, кандидатом указываются сведения о гражданстве.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ, в соответствии с Федеральным законом избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 2, 3, 4, 5 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность <адрес>, о проверке выполнения требований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение 10 дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи и выполнения требований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, - в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
На основании пункта 1 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ, в соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
Из правового анализа приведенных предписаний федерального законодателя в совокупности с положениями пункта 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, обязывающими избирательную комиссию обратиться в компетентные органы с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, включая вопросы гражданства, следует, что в случае установления наличия у кандидата гражданства иностранного государства, такое обстоятельство является основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации.
Согласно копии сведений для организации проверки достоверности паспортных данных кандидатов, наличия гражданства Российской Федерации, а также установления факта подачи уведомления о наличии данных гражданства иного государства или право проживания в иностранном государстве, и о результатах проверки территориальной избирательной комиссии <адрес> установлено наличие уведомления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ г. о наличии гражданства Республики Узбекистан.
Из представленной по запросу суда начальником ОВМ МО МВД России «Спасский» копии уведомления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного официального документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве следует, что гражданин ФИО3 уведомил МРО УФМС РФ по <адрес> по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району о наличии у него паспорта гражданина Республики Узбекистан, предоставляющего ему право постоянного проживания на территории иностранного государства до ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной по запросу суда начальником ОВМ МО МВД России «Спасский» копии паспорта гражданина Республики Узбекистан ФИО3 СН № выданного ДД.ММ.ГГГГ. Минбулакским РОВД <адрес> Республики Узбекистан следует, что срок действия паспорта гражданина Республики Узбекистан ФИО3 истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Давая оценку доводам представителя административного истца в том, что территориальной избирательной комиссией не исполнено требование ФИО3 по направлению запроса в консульство Республики Узбекистан о наличии у ФИО3 гражданства Республики Узбекистан, чем были нарушены его права, суд признаёт данный довод не состоятельным ввиду того, что вышеприведённым законодательством возложена обязанность по представлению достоверных сведений о гражданстве на лицо, выдвинувшее свою кандидатуру на выборы в представительный орган. Межведомственными соглашениями не предусмотрено направлений запросов территориальной избирательной комиссией в консульства различных стран. В судебном заседании установлено, для избирательной комиссии достаточно установление факта наличия гражданства иного государства, на основании ответа, полученного из базы ИЦ МВД России в порядке межведомственного обмена. Данный факт подлежит подтверждению либо опровержению лицом, выдвинувшим свою кандидатуру на выборах в представительный орган в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решением территориальной избирательной комиссией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № правомерно отказано ФИО3 в регистрации кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №.
Давая оценку доводу административного истца об утрате ФИО3 гражданства Республики Узбекистан на основании пункта «д» части 1 статьи 25 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» ввиду принятия гражданства Российской Федерации суд, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 25 Закона Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан», гражданство Республики Узбекистан утрачивается, если лицо добровольно приобрело гражданство иностранного государства.
На основании статьи 12 Закона Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан» в <адрес> не признается принадлежность граждан Республики Узбекистан к гражданству иностранного государства.
До принятия решения Президента Республики Узбекистан о выходе из гражданства или утрате гражданства Республики Узбекистан гражданин Республики Узбекистан, имеющий одновременно гражданство иностранного государства, не может уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Узбекистан.
Согласно статье 30 Закона Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан», для выявления граждан Республики Узбекистан, которые добровольно приобрели гражданство иностранного государства, органы внутренних дел и консульские учреждения проверяют сведения заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств, а также изучают поступающие обращения физических и юридических лиц. В случае выявления факта, предусмотренного частью первой настоящей статьи, гражданину Республики Узбекистан разъясняются положения статьи 25 настоящего Закона. При этом Министерство внутренних дел или Министерство иностранных дел подготавливает заключение и направляет его вместе с материалами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 44 Закона Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан», анкета об оформлении справки о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан подается в орган внутренних дел по месту постоянного жительства, а лицом, постоянно проживающим за границей, - в консульское учреждение. К анкете об оформлении справки о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан прилагаются: свидетельство о рождении; паспорт или иной документ, подтверждающий личность; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или консульского сбора. Общий срок рассмотрения органами внутренних дел анкеты об оформлении справки о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан составляет один месяц с момента внесения заявки в Межведомственную базу данных по вопросам гражданства Республики Узбекистан. В ходе рассмотрения анкеты проверяется принадлежность или непринадлежность лица к гражданству Республики Узбекистан. По итогам рассмотрения органом внутренних дел выдается справка о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан.
Давая оценку доводу административного истца на соответствие приведённым нормам Закона Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан», суд приходит к выводу о том, что довод о самостоятельной утрате ФИО3 гражданства Республики Узбекистан ввиду принятия гражданства Российской Федерации является добросовестным заблуждением административного истца и не соответствует Закону Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан». В соответствии с Законом Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О гражданстве Республики Узбекистан» факт добровольного приобретения гражданства Российской Федерации сам по себе не влечет утраты (прекращения) гражданства Республики Узбекистан. Вопросы приема и прекращения гражданства Республики Узбекистан решает Президент Республики. Гражданство Республики Узбекистан прекращается указом Президента.
В судебное заседание административным истцом ФИО3 также не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у него гражданства Республики Узбекистан.
Международным договором между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан не предоставлено право гражданам, имеющим гражданство указанных стран, быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, данными в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 797-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.-М.В.В. на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что, как следует из статьи 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами Российской Федерации, как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством. При этом на нормативное содержание пассивного избирательного права может влиять наличие у гражданина Российской Федерации политико-правовой связи с другим государством, т.е. пребывание гражданина Российской Федерации в гражданстве иностранного государства. Конституция Российской Федерации прямо указывает в статье 62 (часть 2) на возможность введения федеральным законом исключений из общего принципа, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Из этого исходит и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно части первой статьи 6 которого гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 62 (часть 2) специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека (статья 21), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 25 которого допускает введение обоснованных ограничений права и возможности каждого гражданина быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Из прецедентной практики Европейского Суда по правам человека также следует, что право лица выдвигать свою кандидатуру на выборах, несмотря на его важность, не носит абсолютного характера: поскольку статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая это право, не конкретизирует его и тем более не дает ему юридического определения, появляются возможности для введения так называемых подразумеваемых ограничений (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии"); соответственно, государства достаточно свободны в рамках своего конституционного строя устанавливать статус парламентариев, включая критерии избираемости (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Гитонас (Gitonas) и другие против Греции").
Таким образом, предусмотренное Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключение для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, возможности быть избранными в органы государственной власти основано на прямом предписании статьи 62 (часть 2) Конституции Российской Федерации и соотносится с юридически обязательными общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Устанавливая соответствующее ограничение, федеральный законодатель исходил из того, что оно обусловлено такой конституционно значимой целью, как необходимость защиты основ конституционного строя Российской Федерации (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10, 11, 66, 72, 73, 77 (часть 1), 134 и 136 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа (соответственно народа России и народа субъекта Российской Федерации), осуществляющими законодательную власть; особым положением парламента и его функциями как законодательного (представительного) органа государственной власти обусловлены его самостоятельность в системе разделения властей и независимость его членов от чьих бы то ни было указаний (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П).
Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации, как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица - в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти - в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству. Между тем формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО3 не исполнил возложенную на него законом обязанность по представлению доказательств отсутствия у него гражданства Республики Узбекистан. ФИО3? достоверно зная о наличии у него паспорта гражданина Республики Узбекистан со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ., добросовестно заблуждаясь в утрате гражданства Республики Узбекистан по причине принятия гражданства Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ г. (с момента принятия решения баллотироваться в депутаты <адрес>) не предпринял мер для установления факта наличия либо отсутствия у него гражданства Республики Узбекистан. Факт наличия у ФИО3 гражданства Республики Узбекистан при приобретении гражданства Российской Федерации был установлен в ходе проверочных мероприятий, проведённых территориальной избирательной комиссией <адрес> по проверке лица, выдвинувшего свою кандидатуру на выборах депутатов <адрес>, в связи с чем, ФИО3 правомерно отказано в регистрации в кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №, и суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации в кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №ФИО3 является законным и не подлежащим отмене.
Оснований для возложения на территориальную избирательную комиссию <адрес> обязанности по регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу № не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.243, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО3 в регистрации, как кандидату в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №, о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию <адрес> произвести регистрацию ФИО3 кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением Общественная организация Региональное объединение Всероссийской политический партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» по одномандатному избирательному округу №, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия, через Спасский районный суд Приморского края.
Судья П.В. Бобрович