ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1340/2022 от 20.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-1340/2022

56RS0018-01-2021-012432-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца –помощника прокурора Дзержинского района г.Оренбурга – Поршневой Е.С, представителя административного ответчика - Комитета по управлению имуществом города Оренбурга – ФИО1, представителей заинтересованных лиц ООО «УК «Оренбургстройжилсервис» - ФИО2, ООО «ИК «СЗ Оренбургстрой» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Дзержинского района города Оренбурга к администрации города Оренбурга, Комитету по управлению имуществом города Оренбурга о признании незаконным бездействия возложении обязанности принять меры по организации электроснабжения, надлежащего освещения дворовых территорий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дзержинского района города Оренбурга обратился в суд с административным иском, указав, что Прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга в рамках проведенного анализа состояния законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлен факт отсутствия освещения дворовых территорий по адресу: <...>, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6.

Наружные сети электроснабжения протяженностью 1700 м., расположены по адресу: <...> д. №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6., в границах земельных участков с кадастровыми номерами: ... предназначенные для освещения дворов территории многоквартирных домов, не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, являлись собственностью застройщика.

ООО «Инвестиционная компания «Специализированный застройщик «Оренбургстрой» в адрес председателя комитета по управлению имуществом города Оренбурга 08.07.2021 года направлено письмо исх. № 86 о совершении действий, направленных на отказ от права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером ... - наружные сети электроснабжения протяженностью 1700 м.

В настоящее время дворовые территории указанных многоквартирных домов не освещаются, сети наружного освещения не функционируют.

Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 по проспекту Победы города Оренбурга.

Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 по проспекту Победы города Оренбурга, а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения), предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 по проспекту Победы города Оренбурга.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Дзержинского района г.Оренбурга - Поршнева Е.С., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом города Оренбурга действующая на основании доверенности – ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Действующие на основании доверенностей представители заинтересованных лиц ООО «УК «Оренбургстройжилсервис» - ФИО2, ООО «ИК «СЗ Оренбургстрой» - ФИО3 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание не явились представители административного ответчика – администрации г.Оренбурга, заинтересованных лиц АО «Дом РФ и Фонда единого института развития в жилищной сфере.

Судом на основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы участников, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Аналогичные полномочия предусмотрены Уставом муниципального образования «город Оренбург».

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.51 Федерального закона № 131-Ф3, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Судом установлено, что прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга в рамках проведенного анализа состояния законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлен факт отсутствия освещения дворовых территорий по адресу: <...>, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6.

Наружные сети электроснабжения протяженностью 1700 м., расположены по адресу: <...> д. №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6., в границах земельных участков с кадастровыми номерами: ... предназначенные для освещения дворов территории многоквартирных домов, не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, являлись собственностью застройщика.

Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По информации Комитета но управлению имуществом города Оренбурга осуществлена постановка указанных инженерных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества, 28.07.2021 года в Единый государственный peeстр недвижимости внесена запись о принятии на учет бесхозяйного обьекта недвижимого имущества - сооружения электроэнергетики протяженностью 1 700 метров с кадастровым номером ...

В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имею гея инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения и данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, которые включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, конкретизирован в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и не включает сети наружного освещения придомовой территории.

Учитывая, что собственники помещений в многоквартирных домах по проспекту Победы, д. 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 города Оренбурга не приняли решение о включении объектов наружного освещения дворовой территории в состав общего имущества, обязанность по организации надлежащего электроснабжения, обеспечивающего освещение дворовых территорий, лежит на органах местного самоуправления в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом доводы административного ответчика о принадлежности заявленных сетей электроснабжения обеспечивающих освещение дворовых территорий собственникам многоквартирных домов, нахождение их на обслуживании управляющей компании не обоснованны и документально не подтверждены.

Органами местного самоуправления надлежащие меры к обеспечению освещения территорий дворов многоквартирных домов по проспекту Победы, д. 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 города Оренбурга не приняты.

В силу пунктов 2.15, 2.17, 2.78 Положения о Комитете по управлению имуществом города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 189, комитет от имени администрации города Оренбурга в соответствии с действующим законодательством осуществляет полномочия по обеспечению полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности, в том числе, формирование пакета документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи осуществляет принятие к бюджетному учету объектов в составе имущества муниципальной казны, за исключением земельных участков, автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, формированию пакета документов для принятия имущества из частной собственности в муниципальную собственность.

С 08.07.2021 года Комитету по управлению имуществом города Оренбурга известно о совершенных ООО «Инвестиционная компания «Специализированный застройщик Оренбургстрой» действиях, направленных на отказ от права собственности на созданный им объект недвижимости - наружные сети электроснабжения.

29.09.2021 года прокуратурой района в адрес УЖКХ администрации г.Оренбурга направлено письмо о необходимости принятия мер, направленных на организацию уличного освещения в микрорайоне ЖК «Времена года». Исходя из ответа УЖКХ администрации г. Оренбурга от 25.10.2021 года следует, что правовые основания для организации уличного освещения в микрорайоне «Времена года» отсутствуют в связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым номером ... «наружные сети электроснабжения» не включен в муниципальную казну муниципального образования «город Оренбург» и не передан на праве оперативного управления УЖКХ администрации города Оренбурга.

Таким образом, учитывая, что отсутствие освещения причиняет существенные неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание проживающих лиц, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток, суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что принятие и обслуживание органом местного самоуправления передаваемых застройщиком объектов электроснабжения будет соответствовать целям надлежащего разрешения вопросов местного самоуправления, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Дзержинского района города Оренбурга в полном объёме.

Учитывая при этом, что принятие административными ответчиками мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов, их обслуживание и текущая эксплуатация потребуют несения временных и финансовых затрат, необходимость при этом соблюдения процедуры бюджетного планирования, суд считает необходимым определить срок для исполнения настоящего решения – до 01.01.2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Дзержинского района города Оренбурга – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга, выразившегося в непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 по проспекту Победы города Оренбурга.

Обязать Администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга организовать надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 по проспекту Победы города Оренбурга, а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения), предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов №№ 157/1, 157/2, 157/3, 157/4, 157/5, 157/6 по проспекту Победы города Оренбурга в срок до 01.01.2023 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись Месяц О.К.

Мотивированное решение составлено 16 марта 2022 года

Судья: подпись Месяц О.К.