ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1342/20 от 15.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2020 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Афонина Г.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием:

представителя административного ответчика – по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования <адрес> о признании решения незаконным, признании письма не действующим,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с вышеуказанным иском к Департаменту образования <адрес>, мотивировав его следующим.

Административный истец обратился к административному ответчику в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, содержащихся в Перечне поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р с обращением общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, «Военный заём 1942-1945».

Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.3 ст. 11 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Административный истец указывает, что административный ответчик отказался от взаимодействия с добровольческим молодежным движением по основаниям не соответствующим профильному законодательству (приложение): Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2950-р).

Административным ответчиком нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев <адрес>.

Благотворители <адрес> (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945».

В ходе рассмотрения дела административный истец дополнил изложенную в исковом заявлении позицию, направив письменные объяснения, в которых указано, что решением административного ответчика нарушен порядок ответа на предложение организатора добровольческой деятельности гарантированный: Порядком взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, ст. 39 Конституции Российской Федерации; ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Административный истец в дополнительном объяснении указывает, что отказ административного ответчика от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-р нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу благотворителей и добровольцев по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, лишают детей в получении благотворительной помощи.

Решение административного ответчика противоречит положениям статей 39, 45, 46, 53, 72, 132 Конституции Российской Федерации.

Административный истец так же указывает на недопустимость умаления значения подвига народа при защите Отечества.

На основании изложеного, административный истец просил суд: признать решение административного ответчика в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «военный заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков незаконным;

признать письмо Департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ- недействующим в части автономии образовательных учреждений в самостоятельном выборе благотворительных мероприятий организатора добровольческой деятельности и не соответствия действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливании не предусмотренных разъясняемыми нормативными положениями общеобязательных правил, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности - адвокат ФИО3 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения, в которых указал, что отказ ответчика от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей нуждающихся в помощи и защите государства, работу благотворителей и добровольцев по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, лишают детей в получении благотворительной помощи. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что разработанный истцом программный продукт «Военный заем <данные изъяты>» по своему содержанию мог быть использован в процессе образования обучающихся, в связи с чем взаимодействие Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» с образовательными организациями <адрес> должно было носить исключительно добровольный характер и не предусматривало привлечение исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственную политику в указанной сфере.

Представитель административного ответчика указала, что письмо было направлено в образовательные учреждения, в то же время для участия в мероприятии необходима обязательная регистрация на сайте с внесением персональных данных участников, что без их согласия и свободного волеизъявления не допускается, участие в мероприятии это независимое желание каждого, нельзя обеспечить участие 100 человек без их собственного волеизъявления, административный ответчик такими полномочиями не наделен и образовательным учреждением не является. При этом образовательные учреждения свободны в определении содержания образования и в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Представитель административного ответчика так же пояснила, что осуществление мероприятий по социальной защите отдельно для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, не входит в компетенцию Департамента. Полагала, что несогласие истца с принятым решением не может являться основанием для изменения указанного решения или признания его незаконным, поскольку ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № исх- не является нормативным правовым актом Департамента. Вопреки доводам Истца в данном тексте отсутствует толкование правовых норм и не устанавливаются общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Содержание направленного административному истцу письма логично, последовательно и не содержит внутренних противоречий.

Представитель административного ответчика так же указала, что порядок ответа на предложение административного истца не был нарушен, ответ был направлен вовремя.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в материалах административного дела доказательства, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).

Судом установлено, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в письменном виде ДД.ММ.ГГГГ обратилось к Департаменту образования <адрес> с требованием обеспечить участие не менее 100 человек категории - дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в интерактивном мероприятии согласно расписанию (л.д. 24-27).

Письмом Департамента образования <адрес> № ИСХ- от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» на вышеуказанное письмо был дан ответ, в котором указано, что информация о мероприятии «Военный заем 1942-1945» направлена в муниципальные органы управления образованием для информирования образовательных организаций. В данном письме было указано, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Образовательная организация наделена правом самостоятельно принимать решение об участии в предлагаемых мероприятиях (л.д. 23).

Административный истец просит признать решение Департамента образования <адрес> незаконным, а письмо № от ДД.ММ.ГГГГ недействующим.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что пунктом «ж» части 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Статьей 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте образования <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Положение о Департаменте), Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сферах образования и государственной молодежной политики.

В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, <адрес>, законами <адрес>, указами и распоряжениями <адрес>, постановлениями и распоряжениями <адрес> (п. 1.2 Положения о Департаменте).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 28 указанного нормативного правового акта образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно определяет возможность взаимодействия с теми или иными организациями. Обязанность по взаимодействию с юридическими лицами, при реализации своих полномочий, действующими нормами права на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена.

Как следует из Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ N Пр-38ГС в сфере развития добровольческого (волонтерского) движения в Российской Федерации предложено на основании лучших практик разработать стандарт (правила) привлечения добровольцев (волонтеров) к организации масштабных массовых мероприятий и проектов. Расширить перечень видов деятельности, в отношении которой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. Предусмотреть разработку ведомственных планов развития добровольчества (волонтерства) федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

В сфере труда и социального обслуживания предложено организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков (п. 25 Предложений добровольческий (волонтерских) организаций).

Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденный Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ № Пр-38ГС, также не содержит требований к органам исполнительной власти о необходимости определения сроков и форм взаимодействия с волонтерскими (добровольческими) организациями. Разработанный Перечень поручений направлен на ресурсную поддержку, обучение, нематериальное стимулирование участников добровольческих (волонтерских) инициатив, проведение конкурсов на получение этими участниками различных форм поддержки и вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность граждан всех возрастов.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, также не содержит требования о необходимости определения сроков и форм взаимодействия между региональными органами исполнительной власти и волонтерскими (добровольческими) организациями. Указанные акты носят рекомендательный, а не обязательный характер и не возлагают на Департамент образования обязанности по взаимодействию с организациями в том числе с Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Кроме того, как установлено, осуществление мероприятий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к компетенции Департамента.

Доводы административного истца также о том, что до подведомственных организаций не доведена информация о проведении мероприятия, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Судом установлено, что указанная информация «просветительское мероприятие военный заем 1942-1945» была доведена Департаментом образования до образовательных организаций, ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленной ответчиком распечатки интернет страницы о рассылке предлагаемого продукта.

При указанных обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо нарушений обязательств со стороны административного ответчика по не взаимодействию с истцом по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «военный заем 1942-1945».

Судом не установлено нарушения прав Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», а равно неопределенного круга лиц. Административный истец вправе самостоятельно обратиться в соответствующие учреждения с указанной информацией и предложением о сотрудничестве.

То обстоятельство, что административный истец чтит память защитников Отечества не может служить основанием для иного вывода по данному делу. Нарушений со стороны Департамента образования <адрес>, свидетельствующих об умалении значения подвига народа при защите Отечества не допущено.

Вопреки доводам административного истца административным ответчиком в рассматриваемом случае не нарушены права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а так же детей нуждающихся в помощи и защите государства.

Принятым решением и письмом Департамента образования <адрес>, вопреки доводам административного истца, не нарушаются гарантированные положениями ст. 39, 45 Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. Напротив Департамент образования <адрес>, не допустив навязывание образовательного продукта, требующего обязательного предоставления персональных данных участников при регистрации в сети «Интернет», обеспечило субъектам свободу выбора той или иной образовательной программы. Дети не были лишены возможности участи в предлагаемой образовательной программе, поскольку Департамент образования <адрес> информировал образовательные организации <адрес> о существовании такой образовательной программы и возможности ее использования в образовательном процессе.

Доводы, изложенные в письменных объяснениях о нарушении порядка ответа на предложение административного истца не основан на фактических обстоятельствах дела.

Нарушений положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами - не установлено, административный истец является организацией, рассматриваемое правоотношение указанный Федеральный закон не регулирует.

Доводы о неправомерных действиях со стороны административного ответчика основаны на неправильном понимании положений федерального законодательства и Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденный Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо одновременное наличие двух условий - незаконность оспариваемых решения, действия (бездействия) и нарушение прав административного истца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», поскольку действия административного ответчика не являются не законными, а права административного истца действиями Департамента образования <адрес> не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования <адрес> о признании решения незаконным, признании письма не действующим отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.