Дело № 2а-1344/2019
44RS0026-01-2019-001769-25
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Костромского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации запрещенной,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Костромского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании размещенной в информационно-телекоммуникационной сети информации запрещенной. Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой района осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах с адресами https://agrofermer.com, https://agravka.com/ua/ads/i-12155/, ht???://www.olx.ua, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html ����������������������������������������������������������������������������@
В ходе рассмотрения дела административный истец прокурор Костромского района Костромской области в судебном заседании требования уточнил, просил суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайтах https://agrofermer.com, https://agr????.com/ua/ads/i-12155/, https://www.olx.ua/list/q-%D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua/bbs/pshenitsa/SEL/1, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, решение обратить к немедленному исполнению.
Административный истец помощник прокурора Костромского района Черных К.В. в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Костромской области, надлежаще извещенное о слушании дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в их отсутствие, представив письменный отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр». В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 года № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Интернет-сайты https://agrofermer.com, https://agravka.com/ua/ads/i-12155/, https://www.olx.ua, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html �����������������������������Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории РФ информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.06.2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных штатов Америки и иных иностранных государств» с целью защиты интересов и безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод граждан Российской Федерации от недружественных действий Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств, в том числе выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, в совершении других действий, представляющих угрозу территориальной целостности Российской Федерации или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию Российской Федерации, могут применяться меры воздействия. Реализация мер воздействия (противодействия) обязательна для государственных органов, органов местного самоуправления, а также для граждан Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных штатов Америки и иных иностранных государств» в качестве мер воздействия могут применяться, в том числе, запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные недружественным иностранным государствам или аффилированные с ними. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством Российской Федерации.
Меры воздействия (противодействия) вводятся Правительством Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации (ст. 3 ФЗ № 127-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 года № 1716-83 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года № 592» во исполнение подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню, согласно приложению № 1.
В Перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, относится пшеница.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.
Судом установлено, что на страницах Интернет-сайтов, расположенных по адресам: https://agrofermer.com, https://agrarka.com/ua/ads/i-12155/, https://www.olx.ua/list/q-%D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua/bbs/pshenitsa/SEL/1, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html размещена информация о продаже пшеницы, ввоз которой запрещен на территорию Российской Федерации из Украины. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к данным сведениям.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайтах по адресам: https://agrofermer.com, https://agrarka.com/ua/ads/i-12155/, https://www.olx.ua/list/q-%D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua/bbs/pshenitsa/SEL/1, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html информации о продаже пшеницы, ввоз которой запрещен на территорию Российской Федерации из Украины. Размещение данной информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсах по электронным адресам https://agrofermer.com, https://agrarka.com/ua/ads/i-12155/, https://www.olx.ua/list/q-%D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua/bbs/pshenitsa/SEL/1, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html указанных материалов нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, способствует совершению противоправных действий, административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и исполнения действующего законодательства.
Таким образом, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
При удовлетворении требований о признании информации запрещенной решение в силу п. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Костромского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации запрещенной удовлетворить.
Признать информацию о продаже пшеницы, ввоз которой запрещен на территорию Российской Федерации из Украины, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайтах по адресам https://agrofermer.com, https://agrarka.com/ua/ads/i-12155/, https://www.olx.ua/list/q-%D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/, https://agrotender.com.ua, http://agrorynok.com.ua/bbs/pshenitsa/SEL/1, https://anemesagro.com.ua/p1019909943-semena-ozimoj-pshenitsy.html, https://russian.alibaba.com/g/wheat-russia-ukraine.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А. Мохова