РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2020 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-1345/2020 по административному исковому заявлению ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильный дорог Иркутской области» к МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области, ФИО1 , УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильный дорог Иркутской области» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области, ФИО1 , УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП предмет исполнения: обязать ОГКУ «Дирекция автодорог» обустроить по всему протяжению автомобильной дороги <адрес> проходящей через населенный пункт д. Грановщина, стационарным уличным освещением и тротуарами. Постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ФИО1 постановила взыскать с ОГКУ «Дирекция автодорог» 50 000 руб. исполнительского сбора. Исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ выдан на основании решения Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № которым ОГКУ «Дирекция автодорог» обязали обустроить по всему протяжению автомобильной дороги «<адрес> проходящей через населенный пункт д. Грановщина, стационарным уличным освещением и тротуарами. Истцом были совершены действия, подтверждающие исполнение исполнительного документа в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом - исполнителем срока. Постановление СПИ о возбуждении исполнительного производства поступило в ОГКУ «Дирекция автодорог» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес СПИ была направлена информация по вышеуказанному делу, в которой было указано следующее. Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, обустройство автодорог стационарным освещением и тротуарами относится к работам по капитальному ремонту, ее обустройство производится на основании проектной документации, изготовленной на основании государственного контракта, заключаемого по правилам проведения закупок, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»- Проектная документация разрабатывается специализированной организацией по результатам заключения государственного контракта в рамках процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ (обычно - не менее 1 года с момента заключения контракта). В соответствии с Планом работ и планом финансирования в рамках Государственной программы «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, запланированы работы по обустройству искусственным освещением и тротуарами автомобильной дороги «<адрес><адрес> в населенном пункте д. Грановщина в <адрес> со сроком выполнения до 2022 года в рамках капитального ремонта, куда входит часть автодороги, указанная в решении суда по административному делу №. В отношении указанного участка автомобильной дороги разработана проектная документация на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ «На выполнение работ по разработке проектной документации «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес> в <адрес>»». В соответствии с приказом № Капитальный ремонт автомобильной дороги включает весь комплекс обустройства автомобильной дороги, в том числе по обустройству стационарным электрическим освещением, а также оснащение тротуарами. Письмо о проводимых работах по исполнению решения суда было получено СПИ ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии в действиях ОГКУ «Дирекция автодорог» злостного уклонения от исполнения решения суда по административному делу №. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца от СПИ поступили требование о предоставлении информации, постановление о назначении нового срока для исполнения, а также постановление о взыскании исполнительского сбора (постановление СПИ от ДД.ММ.ГГГГ), на данные документы СПИ Учреждением также была предоставлена следующая информация с предоставлением подтверждающих документов. В настоящий момент ОГКУ «Дирекция автодорог» подготовлена аукционная документация которая проходит проверку в министерстве строительства, дорожного хозяйства <адрес> и в министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок <адрес>. Ориентировочно государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог в Иркутском районе Иркутской области, в том числе на автомобильной дороге «Обход Грановщина-Урик-Хомутово» в населенном пункте д. Грановщина км. 5+000 - км 9+360, будет заключен в первой половине апреля 2020, в соответствии с п. 2.10 заявки на закупку установлено: начало работ - с момента заключения государственного контракта, окончание - 90 дней с момента заключения государственного контракта. Таким образом, ОГКУ «Дирекция автодорог» не имеет возможности в рамках имеющихся полномочий, исполнить в полном объеме решение суда, в установленный срок СПИ, однако это не говорит о злостном неисполнении решения суда. Решением суда по административному делу № не установлен срок для его исполнения. ОГКУ «Дирекция автодорог», учитывая, что получает финансовое обеспечение за счет бюджета, самостоятельны в планировании данной работы, в рамках доведенных лимитов, исходит из реальных финансовых возможностей. Вмешательство в хозяйственную деятельность органов власти при том, что законом конкретные сроки приведения ранее построенных автодорог в соответствии с ныне действующими нормами и правилами не установлены, не допустимо. ОГКУ «Дирекция автодорог» не уклоняется от исполнения решения суда по административному делу №, исполняет его в соответствии с требованиями законодательства. направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно подготовка проектной документации, подготовка аукционной документации, подача заявки на проведение аукциона на заключение государственного контракта, ОГКУ «Дирекция автодорог» выполняются. Кроме этого СПИ ФИО1 информирована о проведении мероприятий министерством письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется. О вынесенном ДД.ММ.ГГГГ СПИ постановлении о взыскании исполнительского сбора узнали ДД.ММ.ГГГГ при поступлении данного постановления в ОГКУ «Дирекция автодорог», ранее ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Дирекция автодорог не знали и не могли знать о вынесенном постановлении, в связи с чем, считает, что ими не пропущен срок на подачу иска об обжаловании действий СПИ. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что все стороны уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной, административный истец и судебный пристав, УФССП по Иркутской области ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).
В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по административному исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворены. Суд решил: Обязать Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» обустроить по всему протяжению автомобильной дороги <адрес> проходящей через населенный пункт д.Грановщина, стационарным уличным освещением и тротуарами.
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО1 на основании исполнительного документа - Исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный органом: Кировский районный суд <адрес> по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Обязать Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» обустроить по всему протяжению автомобильной дороги <адрес><адрес> проходящей через населенный пункт д. Грановщина, стационарным уличным освещением и тротуарами., в отношении должника: Областное государственное казенное учреждение Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, адрес должника: <адрес> в пользу взыскателя: <адрес>, возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП. Срок для добровольного исполнения указан 5 дней до ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ).
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование об исполнении решения суда (№ от ДД.ММ.ГГГГ) и предупреждение об уголовной ответственности по 315 УК РФ (№ от ДД.ММ.ГГГГ), поступившие в адрес административного истца согласно штемпелю – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое также получено административным истцом только ДД.ММ.ГГГГ.
На вышеуказанные постановления административным истцом были даны следующие письменные ответы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ с ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» не исполнен в срок до ДД.ММ.ГГГГ без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Согласно п. 1.2 Устава ОГКУ «Дирекция автодорог» образовано для осуществления некоммерческих управленческих функций по обеспечению размещения областного государственного заказа и контролю за исполнением отдельных гражданско-правовых сделок (государственных контрактов на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог области за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, переданных в установленном законодательством порядке, закупку механизмов и оборудования, выполнение исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных работ).
Предметом деятельности Учреждения является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области (п. 2.1 Устава).
В соответствии с п. 2.2.1 Устава Учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для обеспечения дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 764 ГК РФ по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать казенные учреждения, получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
При этом расходование бюджетных средств за пределами установленных лимитов бюджетных средств невозможно. Более того, в случае использования бюджетных средств для целей не установленных государственной программой расценивается как нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Дирекция автодорог» усматривается, что в отношении участка автомобильной дороги разработана проектная документация на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ «На выполнение работ по разработке проектной документации «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>»». В соответствии с приказом № Капитальный ремонт автомобильной дороги включает весь комплекс обустройства автомобильной дороги, в том числе по обустройству стационарным электрическим освещением, а также оснащение тротуарами.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Дирекция автодорог» на имя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера указало, что в настоящий момент подготовлена аукционная документация которая проходит проверку в министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и в министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области. Ориентировочно государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог в Иркутском районе Иркутской области, в том числе на автомобильной дороге «Обход Грановщина-Урик-Хомутово» в населенном пункте д. Грановхцина км. 5+000 - км 9+360, будет заключен в первой половине апреля 2020 г., в соответствии с п. 2.10 заявки на закупку установлено: начало работ - с момента заключения государственного контракта, окончание - 90 дней с момента заключения государственного контракта.
Таким образом, принимая во внимание, что административный истец ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» является бюджетной организацией, получение финансирования требует соблюдения установленных процедур, административным истцом были предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, вместе с тем, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» - удовлетворить.
Освободить ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильный дорог Иркутской области» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Кировским районным судом г. Иркутска по административному делу №.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 08.04.2020 Н.Н. Исакова