ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1346/2021 от 16.06.2021 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0017-01-2020-002765-28

Дело № 2а –1346/2021 Мотивированное решение

изготовлено 16.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Погодиной Д.И..

с участием:

лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области к Романенко Евгению Григорьевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,

установлено:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области (далее - Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области) обратилась в Ярославский районный суд с административным иском к Романенко Е.Г. о взыскании в доход бюджета задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 2 руб., пени за 2016 год – 0,29 руб., транспортного налога за 2015 год в размере 930 руб., пени за 2015 год – 242,06 руб., транспортного налога за 2017 год в размере 930 руб., пени за 2017 год – 52,10 руб., пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 15,34 руб., пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 136,87 руб., ссылаясь на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязательств. Одновременно административным истцом заявлено о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, который был пропущен по уважительной причине, в связи с наличием обстоятельств, объективно препятствующих реализовать право на обращение в суд в установленный срок - принятие мер по не распространению коронавирусной инфекции, установлением нерабочих дней. Постановлением Президиума ВС РФ и Президиумом Судьей РФ от 18.03.2020 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции приостановлен прием граждан в судах и ограничен доступ в суды. В целях противодействия распространению пандемии на территории Российской Федерации было ограничено свободное перемещение граждан, нахождение в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменен режим в работе организаций. Между тем, в период с 04.04.2020 по 11.05.2020 налоговый орган добросовестно пользовался своими правами. Так, инспекцией было сформировано 4456 заявлений о внесении судебных приказов о задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам.

Определением Ярославского районного суда от 26.02.2021 настоящее дело передано для рассмотрения по подсудности во Фрунзенский районный суд г.Ярославля.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о проведении судебного заседания без его участия.

Административный ответчик Романенко Е.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался по имеющимся в деле адресам, почтовые отправления возвращены по причине истечения срока хранения.

Применительно к правилам ч.2 ст.100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Дело рассмотрено судом без участия сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции РФ, а также ч.1 ст. 3, п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.

Законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Исходя из положений ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции на момент возникновения правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О).

Абзацем 3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.

С учетом того, что требование №38601 от 10.07.2019 содержит срок исполнения 05.11.2019, срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 05.05.2020. Однако, обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам в судебный участок №2 Ярославского судебного района г.Ярославля последовало лишь 27.05.2020, то есть с пропуском срока обращения в суд.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Ярославского судебного района г. Ярославля от 03.06.2020 отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области о вынесении судебного приказа.

Административное исковое заявление поступило в суд 01.12.2020.

Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании задолженности по налогу. В качестве причин административный истец указывает на принятие мер по не распространению коронавирусной инфекции, установлением нерабочих дней. Постановлением Президиума ВС РФ и Президиумом Судьей РФ от 18.03.2020 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции приостановлен прием граждан в судах и ограничен доступ в суды. В целях противодействия распространению пандемии на территории Российской Федерации было ограничено свободное перемещение граждан, нахождение в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменен режим в работе организаций.

Суд не усматривает оснований для восстановления процессуального срока по указанным причинам, так как возможность обращения в суд с заявлением не была утрачена.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, приведенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, а также в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов. Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. и с 6 по 8 мая 2020 г. включительно включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

Исходя из Постановлений Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 №808 «О приостановлении личного приема граждан в судах» и от 08.04.2020 №821 «О приостановлении личного приема граждан в судах», деятельность судов не приостанавливалась, был приостановлен личный прием граждан в судах, рекомендовано подавать документы через электронные интернет-приемные судов или посредством почтовой связи. Суды обязаны обеспечить своевременные прием, обработку и регистрацию документов, поданных в суды посредством почтовой связи и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Факт невозможности обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в установленный срок с использованием интернет-ресурсов или посредством почтовой связи заявителями не подтвержден.

Также суд учитывает, что обращение с административным иском последовало лишь 01.12.2020.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворению не подлежит.

Пропуск без уважительных причин процессуального срока служит самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Г. Сингатулина