К делу № 2а-1346/2022
УИД 23RS0024-01-2022-001788-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Крымск Краснодарского края 08 июня 2022 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ломакиной И.Ю.,
при секретаре Хоменко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Крымского городского поселения Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Крымского городского поселения Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Свои требования мотивирует тем, что он является собственником жилого дома расположенного по адресу:. Он обратился в Межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения с заявлением о переводе указанного жилого дома в нежилое здание (магазин). Межведомственной комиссией вынесено Решение №1668 от 15.03.2022г. об отказе в переводе жилого дома, в нежилое здание (магазин). Он не согласен с указанным решением по следующим основаниям. Им предоставлены требуемые законом документы в полном объеме. Ссылаясь в оспариваемом решении на нормы Жилищного кодекса РФ, административный ответчик не указал, каким образом указанные статьи были нарушены или могут быть нарушены в случае перевода жилого помещения в нежилое. Кроме того, административный орган не указал, каким образом положения ч. 1 ст. 17, ч. 10 ст. 23 Жилищного кодекса РФ препятствуют переводу жилого помещения в нежилое. Одним из условно разрешенных видов использования территориальной зоны Ж-1 является размещение магазинов. Таким образом, в данном случае при переводе жилого дома в нежилое здание (магазин) отсутствует какое-либо нарушение градостроительного регламента. Ссылка административного ответчика в качестве одного из оснований для отказа на ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса не правомерна, поскольку указанная статья регулирует необходимость подготовки проектной документации при строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и не имеет какого-либо отношения к вопросу перевода жилого помещения в нежилое. Какие-либо основания для отказа в соответствии со ст. 24 ЖК РФ в оспариваемом решении не указаны. Документы, подтверждающие использование указанного жилого дома в качестве нежилого отсутствуют, ввиду того, что указанный объект недвижимости по состоянии на дату подачи административного искового заявления, из жилого в нежилой не переведен. В связи с чем, просит суд признать незаконным Решение №1668 Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района об отказе в переводе жилого дома расположенного по адресу: Краснодарский край, город Крымск, улица Кирова, №70 в нежилое здание (магазин). Обязать Межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района вынести решение переводе жилого дома расположенного по адресу:в нежилое здание (магазин).
Административный истец ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом на удовлетворении своих требований настаивает.
Представитель административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Краснодарского края по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился. Представил письменные возражения, согласно которых против удовлетворения исковых требований ФИО1 возражает, считая решение об отказе правомерным. В дополнение указал, что ссылка истца на ст. 263 ГК РФ не законна, поскольку земельный участок предназначен для ИЖС, а также в суд не представлено доказательств соблюдения градостроительных норм и правил при возведении спорного объекта. При этом просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 150 КАС РФ судом не установлено в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, явка которых не была признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если считает, что нарушены его права и свободы. Административное исковое заявление может содержать как требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия), так и об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 124 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101012:22 и здания (индивидуальный жилой дом) с кадастровым номером 23:45:0101012:482, расположенного по адресу:, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2022 и 01.02.2022 соответственно.
ФИО1 обратился в администрацию Крымского городского поселения Краснодарского края с заявлением о намерении перевести принадлежащий ему жилой дом, расположенный по адресу:нежилое здание (магазин).
Решением №1668 от 15.03.2022г. Межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района ФИО1 отказано в переводе жилого дома расположенного по адресу:в нежилое здание (магазин).
Отказ обоснован тем, что требования ФИО1 не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 17, ч.10 ст. 23 Жилищного законодательства РФ, требованиям Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10 ноября 2011 г. № 144, а также ч.3 ст. 48 Градостроительного законодательства, предусматривающей отсутствие необходимости осуществления подготовки проектной документации только при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Согласно приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 июля 2020г. № 374/р «Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)» универсальные предприятия торговли (магазин) [19.3.2.3] и Жилые объекты для постоянного проживания (индивидуальный жилой дом) [19.7.1.1] являются отличными видами объектов капитального строительства, разграничение по которым предусмотрено с целью установления различных нормативов архитектурно-градостроительного проектирования.
Суд не согласен с позицией административного ответчика, опирающегося в отказе на нормы жилищного, земельного и градостроительного законодательства, как на основание отказа, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Часть 10 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.Из анализа указанных выше норм, следует, что жилое помещение предназначено непосредственно для проживания, а также, если оно переведено из жилого помещения в нежилое должно использоваться с соблюдением по своему назначению пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что истец по указанному адресу не проживает и не использует его как жилой дом. Кроме того, он не использует его и как магазин. При этом административным ответчиком обратное, - не доказано.
Учитывая, что события, позволяющего судить о переводе объекта из жилого дома в нежилой объект (магазин) ещё не произошло, следовательно, отказ административному истцу по данному основанию суд оценивает как преждевременный.
Напротив, частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса устанавливает, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Порядок и условия отказа органа местного самоуправления в переводе жилого помещения в нежилое предусмотрен статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылку на которое решение № 1668 межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района не содержит.
В части 1статьи 24 ЖК РФ, приведены основания, когда заявителю может быть отказано в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое.
В части 2 статьи 24 ЖК РФ содержится императивное правило о том, что решение об отказе в переводе помещения должно быть мотивированным и содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в ч. 1 статьи 24 ЖК РФ. Таким образом, указанный перечень полный и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, административным ответчиком суду не представлено доказательств, нарушений градостроительного законодательства со стороны административного истца (акты обследования, заключения комиссии со специалистами архитектуры, заключения о нарушении требований пожарной безопасности и т.д.), а часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которую в отказе ссылает административный ответчик говорит о том, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Учитывая, что административным истцом в орган местного самоуправления предоставлен полный пакет документов, отказ администрации не может быть признан законным.
Кроме того, согласно Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района № 144 от 10.11.2011 года (с внесением изменений № 250 от 07.12.2017 года, № 22 от 28.11.2019 года), земельный участок с кадастровым номером №, расположенному по адресу: находится в Зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, предусматривает также и размещение магазинов (п. 4.4.) «Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет не более 5 000 кв.м., минимальная /максимальная площадь земельных участков – 100/500 кв.м.; минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) – 10 метров, минимальные отступы от границ земельных участков – 3 метра».
Как следует из технического паспорта спорного объекта, общая площадь составляет 206,6 кв.м., что соответствует нормам. Площадь земельного участка составляет 564 кв.м., что на 64 кв.м. больше максимальной, однако суд не может признать данный факт существенным нарушением, поскольку земельный участок изначально не был выделен и сформирован под строительство магазина, а находится в уже сформировавшемся кадастровом квартале, задолго до строительства объекта на месте старого строения. Ширина фасада также соответствует нормам.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
При таких обстоятельствах, суд считает требование ФИО1 о признании незаконным решения №1668 Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района от 15 марта 2022 года об отказе в переводе жилого дома расположенного по адресу:в нежилое здание (магазин) обоснованным и в указанной части административный иск подлежащим удовлетворению.
Однако суд не может обязать Межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района вынести решение о переводе жилого дома, расположенного по адресу:в нежилое (магазин), так как не может обязать своим решением подменять полномочия органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к администрации Крымского городского поселения Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным решение №1668 Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района от 15 марта 2022 года об отказе в переводе жилого дома расположенного по адресу:в нежилое здание (магазин).
Обязать Межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края принять соответствующее решение о переводе жилого дома расположенного по адресу:в нежилое здание (магазин).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
.
.
.
Судья И.Ю. Ломакина
.