ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1346/2022 от 24.05.2022 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

дело № 2а-1346/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года Волгоград

Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:

председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,

при секретаре судебного заседания Волошиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Территориальному общественному самоуправлению «Царицынский» о прекращении деятельности, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее по тексту - Управление) обратилось с административным иском к ТОС «Царицынский», в обоснование требований указав, 16 декабря 2010 года Управлением принято решение о государственной регистрации ТОС «Царицынский», сведения о котором были внесены в ЕГРЮЛ 27 декабря 2010 года. Организационно-правовая форма ТОС «Царицынский» - общественная организация. Управлением выявлены нарушения организацией действующего законодательства, выразившиеся в непредставлении в полном объеме отчета о полученных общественной организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании и использовании в 2020 года по форме ОН0003 в срок до 15 июля 2021 года. Кроме того, организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2021 года с указанием действительного места нахождения постоянно руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. 25 августа 2021 года Управлением в адрес организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до 28 сентября 2021 года представить необходимые сведения по форме ОН0003, которое до настоящего времени не исполнено. 23 июня 2021 года в Управление от администрации Ворошиловского района Волгограда поступило уведомление о том, что деятельность в организации не ведется. На основании изложенного Управление просит признать ТОС «Царицынский» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Другие лица, участвующее в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Суд, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческой организации осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Как установлено статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" указано, что документы, содержащие отчет о деятельности организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, организация представляет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченным федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Порядок, установленный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Из материалов дела следует, что 16 декабря 2010 года Управлением принято решение о государственной регистрации ТОС «Царицынский», сведения о которой были внесены в ЕГРЮЛ 27 декабря 2010 года, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 03 марта 2022 года.

Согласно главы 1 Устава ТОС «Царицынский», организация является некоммерческой организацией, объединяющей граждан по месту их жительства на части территории Ворошиловского района городского округа город-герой Волгоград для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, действует в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что ТОС «Царицынский» в нарушение положений абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ не представило отчет об объеме полученных общественной организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании и использовании в 2020 года по форме ОН0003 в срок до 15 июля 2021 года.

А также в нарушение положений абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ не проинформировало о продолжении своей деятельности в 2021 года с указанием действительного места нахождения постоянно руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В этой связи, 25 августа 2021 года Управлением в адрес председателя ТОС «Царицынский» направлено предупреждение об устранении выявленных нарушений в срок до 28 сентября 2021 года, путем представления в Управление или размещения в сети «Интернет» информации, предусмотренной абзацами 4,8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ.

В установленный срок, ТОС «Царицынский» выявленные нарушения не устранило, что свидетельствует о неоднократном нарушении административным ответчиком требований закона и, как следствие, о наличии предусмотренных подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ оснований для ее ликвидации.

Кроме того, 23 июня 2021 года в Управление поступило письмо администрации Ворошиловского района Волгограда о том, что деятельность организации не ведется.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что административный ответчик допустил неоднократное нарушение требований закона, не представив в уполномоченный орган отчет за 2020 год по форме ОН0003 и уведомление о продолжении деятельности в 2021 года, в том числе после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушения действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации общественной организации ТОС «Царицынский».

Прекращение деятельности ТОС «Царицынский» в качестве юридического лица влечет исключение сведений о данной общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Территориальному общественному самоуправлению «Царицынский» о прекращении деятельности, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Признать территориальное общественное самоуправление «Царицынский» (ОГРН , ИНН ) прекратившим деятельность в качестве юридического лица.

Решение суда является основанием для исключения сведений о Территориальном общественном самоуправлении «Царицинский» (ОГРН ОГРН , ИНН ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение месяца с момента составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен 06июня 2022 года.

Председательствующий Дрогалева С.В.