ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1346/2022 от 25.04.2022 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1346/2022

УИД: 39RS0004-01-2022-001225-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Скворцовой Ю.А.

при секретаре Макарчук О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области к Корнилову Борису Юрьевичу о взыскании недоимки и пеней по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области (далее - МИФНС России № 7 по Калининградской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Корнилова Б.Ю. недоимки по налогам и пени, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанности, возложенные на него законом по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год. В результате несвоевременного исполнения требований законодательства по уплате страховых взносов образовалась следующая недоимка: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 63,34 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 322, 90 рублей. В соответствии с вышеизложенным, ответчик должен был оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год. Страховые взносы за 2017 год в установленный срок уплачены не были. В связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год, были начислены пени и выставлено требование № 45974 от 11 июня 2020 года. При направлении требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику требование на бумажном носителе. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ответчиком страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 80, 77 рублей (13, 25 рублей + 67, 52 рублей). Согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, в налоговый период 2018-2019 год за Корниловым Б.Ю. были зарегистрированы транспортные средства. В установленный срок до 01 декабря 2020 года транспортный налог с физических лиц за 2019 год в сумме 8 076 руб. не оплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за несвоевременную уплату налога на сумму 9,15 руб. В установленный срок транспортный налог с физических лиц за налоговый период 2016-2018 года не оплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за несвоевременную уплату налога на сумму 1 995,24 руб. В установленный срок транспортный налог с физических лиц за налоговый период 2014-2015 года не оплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за несвоевременную уплату налога на сумму 347,74 руб. Согласно сведениям, поступившим из Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области, в собственности у Корнилова Б.Ю. находится объект недвижимости: г. Калининград, наб. Генерала Карбышева, д. 18, кв. 88. В установленный срок налог с физических лиц за налоговый период 2015, 2016, 2018, 2019 года не оплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за несвоевременную уплату налога на сумму 805,11 руб. Согласно сведениям, поступившим из Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области, в собственности у Корнилова Б.Ю. находился земельный участок. В установленный срок земельный налог с физических лиц за налоговый период 2016, 2017, 2019 года не оплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за несвоевременную уплату налога на сумму 286,82 руб. На основании заявления налогового органа мировым судьёй 1-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда 02 июля 2021 года был вынесен судебный приказ № 2а-2047/2021. Ответчик подал возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, судебный приказ был отменен 09 августа 2021 года. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций закреплено ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Относительно обстоятельства, послужившего затягиванию срока для своевременного направления заявления о вынесении судебного приказа, Инспекция № 7 указала, что, начиная с 2019 года Калининградская область вошла в пилотный проект по применению мер взыскания долгов по налоговым платежам и долгам во внебюджетные фонды с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей централизованно одним налоговым органом. Уклонение налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, с учетом принятых налоговым органом мер по его извещению, причиняет ущерб бюджету Калининградской области, в виде непоступления приучающихся к уплате сумм налоговых обязательств. Ссылаясь на указанные обстоятельства, МИФНС России № 7 по Калининградской области просила восстановить срок для взыскания задолженности в судебном порядке; взыскать с Корнилова Б.Ю. задолженность на общую сумму 209 550,10 руб., а именно: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за налоговый период 2017 год в размере 63, 34 руб., пеня в размере 996, 54 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за налоговый период 2017 год в размере 322, 90 руб., пеня в размере 4 465, 97 руб.; транспортный налог с физических лиц за налоговый период 2019 года, налог в размере 8 076,00 руб., пеня в размере 2 004,39 руб.; транспортный налог с физических лиц пеня за период с 06 марта 2017 года по 20 октября 2020 года в размере 224,46 руб., пеня за период с 06 марта 2017 года по 20 октября 2020 года в размере 123,28 руб.; налог на имущество физических лиц. взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за налоговый период 2016 год - пеня за период с 01 июля 2018 года по 20 октября 2020 года в размере 187,40 руб., за налоговый период 2018 год - пеня за период с 24 декабря 2019 года по 20 октября 2020 года в размере 80,93 руб.; за налоговый период 2019 год - пеня за период с 02 декабря 2020 года по 09 декабря 2020 года в размере 1,90 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за налоговый период 2016 год - пеня за период с 01 июля 2018 года по 20 октября 2020 года в размере 267,44 руб.; налог на имуществе физических лип, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за налоговый период 2015 год - пеня за период с 18 декабря 2017 года по 20 октября 2020 года в размере 8 006,24 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за налоговый период 2019 года, налог в размере 184 216 руб., пеня за период с 02 декабря 2020 года по 09 декабря 2020 года в размере 208,78 руб.; за налоговый период 2017 год - пеня за период с 31 января 2019 года по 20 октября 2020 года в размере 20,72 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за налоговый период 2016 года, пеня за период с 18 декабря 2017 года по 20 октября 2020 года в размере 7,28 руб.

Представитель административного истца – МИФНС России № 7 по Калининградской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Корнилов Б.Ю. в судебном заседании не признал исковые требования в полном объеме, пояснив, что в Московском районном суде г. Калининграда уже рассматривался иск к нему, и в связи с погашением всех задолженностей административный истец отказался от исковых требований. Платежи были оплачены, поэтом расчет пени нецелесообразен. По налогу на имущество также рассматривалось исковое заявление, после уточнения иска был сделан перерасчет и выяснилось, что задолженности по налогам нет. По земельному налогу, считает, что административным истцом произведен неправильный расчет. Они берут ставку 1,5 % и неправильно указывают период владения земельным участком. Также считает, что административный истцом пропущен срок исковой давности. Требования могут быть предъявлены в течение 6-ти месяцев после отмены судебного приказа. То есть административный истец должен был обратиться в суд с иском до 09 февраля 2022 года, но обратился только 09 марта 2022 года. Налоговой инспекции прекрасно известны сроки предъявления требований, они профессиональные участники налоговых правоотношений. Считает, что налоговая инспекция пропустила срок обращения с иском в суд без уважительных причин. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно положениям ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 и ч. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Как следует из налогового уведомления № 15425227 от 04 июля 2019 года, Корнилову Б.Ю. начислены за налоговый период 2019 год: транспортный налог на транспортные средства: ФОЛЬКСВАГЕН ТРАНСПОРТЕР Т4TD, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере – 1 700 руб.; ГАЗ 2410, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере - 250 руб.; МИЦУБИСИ PAJERO SPORT государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере – 6 230 руб.; налог на имущество физических лиц за налоговый период 2019 год: на квартиру по адресу: г. Калининград, <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере – 1 524 руб. Установлен срок уплаты налогов – до 02 декабря 2019 года (л.д. 40).

Из налогового уведомления № 4116552 от 03 августа 2020 года следует, что Корнилову Б.Ю. начислены за налоговый период 2020 год: транспортный налог на транспортные средства: ФОЛЬКСВАГЕН ТРАНСПОРТЕР Т4TD, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере – 1 700 руб.; ГАЗ 2410, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере - 146 руб.; МИЦУБИСИ PAJERO SPORT государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере – 6 230 руб.; налог на имущество физических лиц за налоговый период 2020 год на квартиру по адресу: г. Калининград, <данные изъяты>, за 12 месяцев в размере – 1 677 руб.; земельный налог на земельные участки – Калининградская область, Гурьевский район, п. Матросово, за 11 месяцев в размере – 184 216 руб. Установлен срок уплаты налогов - до 01 декабря 2020 года.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно статье 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Из содержания приведенных правовых норм в их совокупности следует, что налоговый орган имеет право на расчет транспортного налога и направления налогового уведомления за последние три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, то есть при направлении налогового уведомления в 2019 году - за 2018, 2017 и 2016 годы, а в 2020 году - за 2019, 2018 и 2017 годы.

Указанные налоговые уведомления сформированы и направлены Инспекцией должнику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Ранее требований либо налоговых уведомлений об уплате данного налога ответчику не выставлялось, доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

По истечении добровольного срока погашения задолженности по налоговым платежам, в связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов МИФНС России № 7 по Калининградской области в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, Корнилову Б.Ю. было выставлено требование № 45974 об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 10 июня 2020 года, которое направлено ответчику через личный кабинет; требование № 86720 об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21 октября 2020 года, которое направлено ответчику через личный кабинет: требование № 89268 об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 10 декабря 2020 года, которое направлено ответчику через личный кабинет (л.д. 47, 51, 62, 65-71).

Как следует из указанных требований № 45974, № 86720 и № 89268 за Корниловым Б.Ю. числится задолженность недоимки и пени: по страховым взносам по состоянию на 11 июня 2020 года - в размере 467,01 руб.; задолженность пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу, по страховым взносам по состоянию на 21 октября 2020 года - в размере 16 848,23 руб.; задолженность недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу, по страховым взносам по состоянию на 10 декабря 2020 года - в размере 194 188,83 руб.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как указано в п. 56 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Пунктом 4 статьи 52 НК РФ и пунктом 6 статьи 69 НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком указанных документов, направленных по почте заказанными письмами.

Кроме того, согласно приведенной норме права, инспекция не несет ответственности за неполучение налогоплательщиками физическими лицами налоговых уведомлений, а также требований об уплате налога.

Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговый орган в установленном п. 6 ст. 69 НК РФ порядке исполнил обязанность по направлению требования об уплате налога физическому лицу.

В связи с чем у ответчика возникла обязанность по уплате налогов за 2019, 2020 годы.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании недоимки и пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 декабря 2011 года.

Вышеуказанные требования в добровольном порядке не исполнены.

На основании заявления Инспекции мировым судьей 1-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда вынесен судебный приказ от 02 июля 2021 по делу № 2а-2047/2021 в отношении Корнилова Б.Ю.

Налогоплательщиком представлены возражения, на основании которых 09 августа 2021 года мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа.

Копия указанного определения была получена представителем административного истца 16 августа 2021 года.

Согласно абз. 2,3,4 ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд органом контроля за уплатой обязательных платежей в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу части 31 статьи 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 111 КАС РФ. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС РФ).

По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ мировой судья отказывает в принятии такого заявления.

В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС РФ).

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.

Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ, то указанный срок им признан не пропущенным.

Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.

В Московский районный суд г. Калининграда административный иск был направлен почтовой связью 04 марта 2022 года, то есть с пропуском установленного 6-месячного срока установленного абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ срока для обращения в суд после вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа о взыскании задолженности на месяц.

А также административным истцом не были представлены сведения о направлении иска административному ответчику.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания обязательных платежей.

В тексте искового заявления административный истец просит восстановить срок для взыскания задолженности в судебном порядке.

В данном случае суд не усматривает в материалах административного дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске налоговым органом срока обращения в суд по уважительным причинам.

Каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением, исходя из материалов дела, у налогового органа не имелось.

Таким образом, установленный законом срок обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен налоговым органом без уважительной причины.

Законные основания для восстановления судом Инспекции пропущенного срока подачи административного искового заявления отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области о взыскании с Корнилова Бориса Юрьевича недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 63,34 руб., пени в размере 996,54 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 322,90 руб., пени в размере 4 465,97 руб.; по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 8 076 руб., пени в размере 2 004,39 руб.; пени по транспортному налогу в размере 347,74; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015-2019 годы в общем размере 8 543,91 руб.; по земельному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 184 216 руб., пени в размере 236,78 руб. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 06 мая 2022 года.

Судья /подпись/

решение не вступило в законную силу

06 мая 2022 года

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Ю.А. Скворцова

Судья

Ю.А. Скворцова

Секретарь

О.Р. Макарчук

Секретарь

О.Р. Макарчук

Подлинный документ находится в деле

№ 2а-1346/2022 в Московском районном суде

г. Калининграда

Секретарь О.Р. Макарчук