Дело № 2а-1347/2018 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чита |
Ингодинский районный суд города Читы
в составе председательствующего судьи Трифонова В.А.,
при секретаре Балаганской Л.А.,
с участием прокурора Размахнина К.В.,
представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – УФСИН) по доверенности от 06 июня 2018 года, Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России) по доверенности от 22 ноября 2017 года ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» (далее – ИК-2), УФСИН, ФСИН России, о возложении обязанности принять меры по изменению лимита наполнения, оборудованию помещений, профинансировать проведение этих мероприятий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в Ингодинский районный суд города Читы с указанным иском, ссылаясь на следующее:
По итогам проверки ИК-2 установлено, что при общей площади его жилых помещений <данные изъяты> кв.м. лимит наполнения не может превышать <данные изъяты> чел., однако приказом Минюста России от 04 марта 2016 года № 59 для ИК-2 он определен в <данные изъяты> места, включая помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора на <данные изъяты> мест, то есть на исправительную колонию особого режима приходится <данные изъяты> места. При использовании сведений технической документации зданий площадь жилых помещений отрядов 1, 2, 3 и 4 составляет <данные изъяты> кв.м., на ней можно разместить <данные изъяты> осужденных, при этом в период с января 2017 года по июнь 2018 года содержалось от <данные изъяты> осужденных.
Также учреждением допускается нарушение требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), поскольку в названных отрядах в расчете на одного осужденного площадь составила менее <данные изъяты> кв.м., от <данные изъяты> кв.м.
Установленный лимит наполнения исправительного учреждения влечет нарушение прав осужденных на доступ к установленному ведомственными приказами набору помещений, в целях реализации их прав. Кроме того, в тех же отрядах отсутствует необходимый набор помещений: комната воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комната быта, а также в нарушение правил пожарной безопасности поперечные и продольные проходы шириной не менее 1 м. между спальными местами не обеспечены.
Указывая на возможность оборудования дополнительных помещений путем перераспределения жилой площади отрядов при уменьшении общего лимита ИК-2, просит суд:
1) обязать УФСИН, ИК-2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ИК-2 с учетом требований части 1 статьи 99 УИК РФ, а также обеспечения осужденных всеми необходимыми помещениями, определенными приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 и приказом Минюста России от 02 июня 2003 года №130-ДСП;
2) обязать ИК-2 в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в отрядах № 1, 2, 3 и 4 упомянутые помещения;
3) обязать ФСИН России, УФСИН в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ИК-2 вышеуказанных мероприятий в сфере материально -бытового обеспечения осужденных, оборудовании помещений отрядов;
4) обязать ИК-2, УФСИН обеспечить исполнение части 1 статьи 99 УИК РФ в расчете 2 кв. метров жилой площади на одного осужденного во всех секциях отрядов 1, 2 3 и 4;
5) обязать ИК-2 соблюдать ширину поперечных и продольных проходов не менее 1 метра между спальными местами в отрядах 1, 2 3 и 4.
Начальник ИК-2 ФИО2 заявил о рассмотрении дела без его участия, представил письменные возражения, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя одного из ответчиков, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании поддержавшего иск полностью прокурора, возражавших против по доводам письменных отзывов представителя УФСИН и ФСИН России, суд приходит к следующему:
Как установлено частью 1 статьи 99, частью 3 статьи 101 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Подпунктом 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пунктом 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН России, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Приказом Минюста России от 02 марта 2003 года №130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, пункт 1.1 устанавливает обязательность ее соблюдения при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Как видно из материалов дела, ИК-2 является федеральным казенным учреждением, распорядителем бюджетных средств для которого является УФСИН.
Приказом Минюста России от 04 марта 2016 года № 59 лимит наполнения для ИК-2 особого режима (с. Шара-Горохон) определен в <данные изъяты> места, включая помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора на <данные изъяты> мест.
Актом проверки от 23 мая 2018 года специальной прокуратурой выявлены нарушения лимита наполняемости ИК-2, а так же обеспечения прав осужденных, а именно:
на одного осужденного в 1 отряде приходится 1,74 кв.м. жилой площади, во 2 отряде – 1,6 кв.м., в 3 отряде – 1,76 кв.м., в 4 отряде – 1,95 кв.м., в отрядах 1, 2, 3 и 4 отсутствуют комната воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комната быта, поперечные и продольные проходы шириной не менее 1 м. между спальными местами не обеспечены.
Принятыми мерами прокурорского реагирования указанные нарушения устранены не были, что явилось основанием для обращения прокурора с рассматриваемым иском.
Оценив доказательства дела по правилам статьи 84 КАС РФ суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска полностью.
Факт нарушений стороной ответчиков не оспаривается. Принятые ими меры по сокращению лимита наполнения ИК-2 путем направления писем ФСИН России, издание им письма о прекращении направления осужденных при особо опасном рецидиве, также как обращения в суд с целью замены режима осужденным, уже отбывающим наказание в ИК-2, являются недостаточными, поскольку их принятие не исключает нарушение прав осужденных, что установлено актом проверки прокурора.
Лимит наполнения для ИК-2 на день судебного заседания не снижен, в связи с чем требование в этой части следует удовлетворить.
Также суд находит правильными требования о возложении обязанности оборудования отрядов соответствующими помещениями, обеспечении проходов между спальными местами по нормативу, установленному пунктом 4.1.4. Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, утвержденных приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года № 214.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2014 года № 18-КГПР14-6, названной Инструкцией Минюста России от 02 марта 2003 года №130-дсп фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных. Ее неприменение к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, построенных до ее принятия, ставит в неравное положение с теми осужденными, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года, что свидетельствует о нарушении их прав. В связи с этим, действие этой Инструкции, также как приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данных нормативных актов
Учитывая приведенные разъяснения суд отклоняет возражения ответчиков о неприменении указанных инструкции и приказа со ссылкой на строительство общежития ИК-2 до их принятия.
Возражения относительно технической сложности в оборудовании ИК-2 дополнительными помещениями, для чего необходимо реконструировать существующее здание путем возведения пристроек, не могут быть приняты во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает от обязанности обеспечить наличие соответствующих помещений.
Отсутствие бюджетного финансирования не может являться основанием для отказа в иске.
В силу приведенных положений закона ИК-2 обязано соблюдать нормативы, а поскольку оно является федеральным казенным учреждением при недостаточности средств на эти цели обязанность финансирования соответствующих мероприятий должна быть возложена на УФСИН и ФСИН (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пункт 14 раздела 2 Положения об УФСИН, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518).
В этом случае решение о взыскании каких-либо денежных средств не принимается, у ИК-2 денежных обязательств не возникает, а возникает обязанность по выполнению соответствующих мероприятий.
Доводы о невозможности исполнения решения суда не подтверждены убедительными доказательствами. При том, что создание надлежащих условий содержания осужденных является обязанностью ответчиков приведенные в возражениях обстоятельства, не освобождают от ее исполнения.
В порядке статьи 187 КАС РФ суд считает правильным определить срок исполнения решения со дня его вступления в законную силу как это заявлено – 1 месяц по требованию, касающегося лимита осужденных и 2 года в части их материально-технического обеспечения.
Вопреки возражениям стороны ответчиков определение большего срока, до 3 лет, не будет соответствовать требованиям исполнимости, нарушает права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом ИК-2 вправе на стадии исполнения заявить об отсрочке, рассрочке, как это предусмотрено статьей 358 КАС РФ.
По правилам части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины не распределяются, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики освобождены от ее уплаты как государственные органы.
Руководствуясь статьями 175 - 178 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края удовлетворить полностью.
Обязать УФСИН и ИК-2 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению в ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ИК-2, с учетом требований части 1 статьи 99 УИК РФ, а также обеспечения осужденных всеми необходимыми помещениями (комнатой воспитательной работы, помещением для сушки одежды и обуви, комнатой быта), определенными приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512, приказом Минюста России от 02 июня 2003 года № 130-ДСП.
Обязать ИК-2 в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-технического обеспечения осужденных в отрядах № 1, 2, 3 и 4, а именно:
оборудовать комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта;
обеспечить исполнение части 1 статьи 99 УИК РФ в расчете 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного во всех секциях отрядов;
соблюдать ширину поперечных и продольных проходов не менее 1 метра между спальными местами.
Обязать ФСИН России, УФСИН в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение указанных мероприятий ИК-2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд города Читы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | В.А.Трифонов |
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2018 года