ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1348/18 от 01.10.2018 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело 2а-1348/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2018 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,

при секретаре Волкове М.И.,

с участием:

представителя административного истца Ивановской межрайонной прокуратуры Ивановской области – помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Колесовой Н.Н.,

представителя административных ответчиков администрации Ивановского муниципального района Ивановской области и Управления образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области и Управлению образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований, содержащихся в представлении прокурора, и возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действующий в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО12, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО13, ФИО14, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области и Управлению образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, в котором, с учетом представленного в порядке ст. 46 КАС РФ заявления об уточнении заявленных требований, просил признать незаконным бездействие администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, изложенных в представлении № 15н-2018 от 25.04.2018, и возложить на обоих ответчиков обязанность по устранению в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда нарушений законодательства путем организации подвоза детей, проживающих по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, к месту обучения в МБОУ «Новоталицкая средняя школа» и обратно в соответствии с требованиями действующего законодательства и норм СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Заявленные требования обоснованы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Кузнецовой Е.Л., по результатам которой установлены нарушения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно сведениям, представленным ООО «Ивановодорпроект», в соответствии с дорожно-климатическим районированием по СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги» Ивановская область находится во II дорожно-климатической зоне. В ходе проверки установлено, что ученики начального звена МБОУ «Новоталицкая СШ»: ФИО4 (1в класс), проживающая по адресу: <адрес>; ФИО12 (4г класс), проживающий по адресу: <адрес>; ФИО5 (1а класс), проживающий по адресу: <адрес>; ФИО6 (3б класс), проживающая по адресу: <адрес>; ФИО7 (3а класс), проживающая по адресу: <адрес>; ФИО13 и ФИО15 (2а класс), проживающие по адресу: <адрес>; ФИО8 и ФИО9 (2а класс), проживающие по адресу: <адрес>; ФИО10, проживающая по адресу: <адрес>; ФИО11, проживающий по адресу: <адрес>, проживают в отдалении от учебного заведения на расстоянии более 2 км., при этом, в нарушение требований п. 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» они необеспеченны транспортным обслуживанием до общеобразовательной организации и обратно. Непринятие мер по обеспечению перевозки детей к месту обучения создает непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, связанную с их длительным и ежедневным перемещением к образовательному учреждению и обратно. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Ивановского муниципального района Ивановской области 25.04.2018 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 15ж-2018 (далее – Представление). Пунктом 2 представления прокурора указано на необходимость принятия конкретных к устранению отмеченных в представлении нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущению нарушений в последующей работе. В письменном ответе исполняющего обязанности главы Ивановского муниципального района Ивановской области указано на незаконность названного представления, сведений о принятии администрацией района действенных мер, направленных на выполнение требований действующего законодательства, отраженных в представлении прокурора, в ответе не содержится. Таким образом, законные требования прокурора, изложенные в представлении, не исполнены. Не прореагировав надлежащим образом на требования прокурора об устранении нарушений законодательства, изложенные в представлении, администрация Ивановского муниципального района Ивановской области проявила незаконное бездействие, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Определением суда от 01.10.2018 в связи с поступившим отказом заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области от требований, заявленных в интересах несовершеннолетних ФИО12, ФИО13 и ФИО14, и отсутствием отказа от заявленных требований со стороны законных представителей указанных несовершеннолетних, данные требования оставлены без рассмотрения.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ивановского межрайонного прокурора Колесова Н.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом представленного заявления об их уточнения.

Представитель административных ответчиков администрации Ивановского муниципального района Ивановской области и Управления образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области ФИО3, действующий на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, поддержал ранее представленный письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано следующее. Организация бесплатной перевозки обучающихся осуществляется учредителем образовательного учреждения между населенными пунктами, находящимися в разных муниципальных образованиях, либо между населенными пунктами, находящимися в границах городского округа. При этом, обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся возникает у муниципального образования в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся. Транспортная доступность образовательной организации обеспечивается в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования при условии регулярности транспортного сообщения и совпадении расписания движения транспортных средств со временем начала и окончания школьных занятий. Учредителем МБОУ «Новоталицкая СОШ» является Управление образования, требования о совершении действий предъявлены к двум юридическим лицам. Место нахождение образовательного учреждения и места жительства обучающихся расположены в пределах одного населенного пункта - с. Ново-Талицы Ивановского муниципального района Ивановской области, транспортная доступность обеспечена в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, которое является регулярным и совпадает с расписанием со временем начала и окончания школьных занятий, что подтверждается Положением о режиме занятий обучающихся в МБОУ «Новоталицкая средняя школа», сведениями из сети Интернет о расписании и маршруте общественного транспорта - автобусов по маршрутам № 111, 121. Участок автомобильной дороги с. Ново-Талицы МБОУ «Новоталицкая средняя школа» - трасса Р 152 - ул. Радонежская с. Ново-Талицы не позволяет обеспечить безопасный проезд школьного автобуса. В случае удовлетворения требований, срок заявленный истцом для их исполнения в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда является неразумным для исполнения в виду того, что на 2018 год в бюджет муниципального образования соответствующие средства не заложены. Только после проведения установленных законом процедур заключаются контракты на выполнение работ (закупки) товаров для муниципальных нужд. В рассматриваемой ситуации расходы местного бюджета будут состоять в покупке автобуса для перевозки обучающихся, организации (строительстве) места для посадки и высадки обучающихся, строительстве разворотного кольца. Также потребуется время на выполнение работ. При строительстве разворотного кольца, устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному и принятому до наступления отрицательных температур, за исключением строительства в условиях вечной мерзлоты и при строительстве в две стадии. Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды в зимнее время земляное полотно или нижележащий слой должны быть очищены от снега и льда на участке сменной захватки. В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются (п. 4.6 и 4.7 СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85). Все обучающиеся относятся к ученикам начального звена, от их имени в правоотношениях выступают законные представители, которые наделены правами по обращению в суд с исковым заявлением. Поскольку в данном случае несовершеннолетние не лишены права на судебную защиту, прокурор не обладает правом на обращение с административным иском в суд (т. 1 л.д. 186-191). Полагал, что фактически общественный транспорт, осуществляющий регулярные перевозки по маршрутам №№ 111, 119, 121, осуществляет посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, расположенных в непосредственной близости с образовательным учреждением и адресами проживания несовершеннолетних, несмотря на то, что расписанием движения это не предусмотрено. Не оспаривал, что все несовершеннолетние, в интересах которых прокурор обратился в суд, проживают на расстоянии, превышающем 2 км. от места учебы, в том числе ФИО7, проживающая по адресу: ул. Никольская, д. 10, с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО11 – ФИО16, поддержала заявленные требования в полном объеме. Отметила, что вдоль дорог, ведущих от улиц, на которых проживают несовершеннолетние, до образовательного учреждения отсутствуют тротуары.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО10 – ФИО17 поддержал заявленные требования в полном объеме. Отметил, что дорога от поселка Изумруд до ул. Автодоровской и прилегающая к ней территория не освещается.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО10 – ФИО18, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается отчетом об смс-извещении от 27.09.2018 (т. 2 л.д. 23), для участия в судебном заседании не явилась.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО8 и ФИО9 – ФИО19, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается телефонограммой от 14.09.2018 (т. 2 л.д. 19), для участия в судебном заседании не явилась.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО4 – ФИО20, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается телефонограммой от 14.09.2018 (т. 2 л.д. 18), для участия в судебном заседании не явился.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО5 – ФИО21, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается телефонограммой от 27.09.2018 (т. 2 л.д. 20), для участия в судебном заседании не явилась.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО6 – ФИО22, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается телефонограммой от 17.09.2018 (т. 2 л.д. 19), для участия в судебном заседании не явилась.

Законный представитель заинтересованного лица ФИО7 – ФИО23, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается телефонограммой от 14.09.2018 (т. 2 л.д. 19), для участия в судебном заседании не явилась.

Суд, изучив административное исковое заявление, заявление о его уточнении, заслушав представителей сторон и представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Установлено, что Кузнецова Е.Л. 22.03.2018 обратилась в Ивановскую межрайонную прокуратуру Ивановской области с просьбой о принятии мер по организации школьного автобусного маршрута в с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области от улиц Совхозная, 3-я Яковлевская, 1-я, 2-я, 3-я Шимановские, Владимирская, Никольская, Рождественская, Адмирала ФИО24, Ивовая, д. 18а до МБОУ «Новоталицкая СШ» (т. 1 л.д. 25).

Из сообщения директора МБОУ «Новоталицкая СШ» от 18.04.2018 № 37 следует, что в учреждении обучаются дети, проживающие на улицах Совхозной, 1-я Шимановской, 2-я Шимановской, 3-я Шимановской, 3-я Яковлевской, Владимирской, Никольской, Рождественской, Адмирала ФИО24, Ивовой с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области, а именно ФИО4 (1в класс), проживающая по адресу: <адрес>; ФИО5 (1а класс), проживающий по адресу: <адрес>; ФИО6 (3б класс), проживающая по адресу: <адрес>; ФИО7 (3а класс), проживающая по адресу: Ивановская <адрес>; ФИО8 и ФИО9 (2а класс), проживающие по адресу: <адрес>; ФИО10, проживающая по адресу: <адрес>; ФИО11, проживающий по адресу: Ивановская <адрес> (т. 1 л.д. 32-48, 58).

Согласно уставу МБОУ «Новоталицкая СШ» учредителем и собственником имущества данного учреждения является Ивановский муниципальный район Ивановской области; функции и полномочия учредителя от имени которого осуществляет Управление образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области (т. 1 л.д. 86-107).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Управления образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области является администрация Ивановского муниципального района Ивановской области (л.д. 108-113).

На основании Положения о режиме занятий обучающихся МБОУ «Новоталицкая СШ» начало учебных занятий предусмотрено в 8:00, окончание 4 урока для учащихся 1 класса в 1 полугодии – 11:25, окончание 5 урока для учащихся 2-4 классов и 1 класса во 2 полугодии – 12:40 (т. 1 л.д. 114-117).

Расстояние от МБОУ «Новоталицкая СШ» до <адрес> составляет 2,2 км. (т. 1 л.д. 44); до ул<адрес> – 2,2 км. (т. 1 л.д. 47); до <адрес> - 2,2 км. (т. 1 л.д. 48); до <адрес> – 3,14 км. (т. 1 л.д. 61); до <адрес> – 3,41 км. (т.1 л.д. 60); до ул<адрес> – 3,05 км. (т. 1 л.д. 62).

Согласно сведениям, представленным ООО «Ивановодорпроект», в соответствии с дорожно-климатическим районированием по СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги» Ивановская область находится во II дорожно-климатической зоне, что не оспаривалось сторонами.

23.04.2018 ответом заместителя Ивановского межрайонного прокурора Кузнецовой Е.Л. сообщено о том, что доводы обращения о необходимости организации маршрута школьного автобуса для учащихся МБОУ «Новоталицкая СШ» нашли свое подтверждение, в связи с чем в адрес главы Ивановского муниципального района Ивановской области внесено представление (т. 1 л.д. 26).

29.04.2018 заместителем Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области в адрес главы Ивановского муниципального района Ивановской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившихся в отсутствии транспортного обслуживания учеников начального звена по подвозу в образовательное учреждение и обратно (т. 1 л.д. 27-29).

14.06.2018 исполняющим обязанности главы Ивановского муниципального района Ивановской области в адрес заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области направлен ответ на указанное представление, из которого следует, что в адрес администрации оно внесено необоснованно, поскольку функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляются Управлением образования администрации, которое наделено статусом юридического лица, является главным распорядителем бюджетных средств для муниципальных бюджетных образовательных учреждений. Согласно проведенной проверки и обследования установлено, что организация школьного маршрута невозможна ввиду отсутствия оборудованного места для посадки и высадки детей (т. 1 л.д. 30-31).

На основании актов комиссионного обследования дороги, подготовленных стороной административных ответчиков, расстояние пешего маршрута «Школа-дом» от <адрес>, до <...>, составляет 2405 м., расстояние с использованием общественного транспорта составляет 1444 м. и 1235 м в обратном направлении; от <адрес>, до <...>, составляет 2 040 м., расстояние с использованием общественного транспорта составляет 1 756 м. и 1 547 м в обратном направлении; от <адрес>, до <...>, составляет 2 036 м., расстояние с использованием общественного транспорта составляет 1 752 м. и 1 543 м в обратном направлении (т. 1 л.д. 183-185).

Согласно акту проверки от 27.06.2018, проведенной представителем Ивановской межрайонной прокуратуры Ивановской области с привлечением представителей администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Управления образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, ОГИБДД МВД России «Ивановский», МБОУ «Новоталицкая СШ», участок автомобильной дороги с. Ново-Талицы МБОУ «Новоталицкая СШ» - трасса Р 152 – ул. Рождественская с. Ново-Талицы соответствует требованиям действующего законодательства для движения школьного автобуса. Вместе с тем, для открытия нового школьного автобусного маршрута необходимо оборудовать место для разворота школьного автобуса (разворотное кольцо), а также место для посадки и высадки детей. Установлено предварительное место для разворота школьного автобуса, а также место для высадки и посадки детей (т. 1 л.д. 66-67).

В соответствии с актом проверки от 27.06.2018, проведенной комиссией в составе представителей ОГИБДД МВД России «Ивановский», администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Управления образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, МБОУ «Новоталицкая СШ», установлено, что участок автомобильной дороги, по которой пролегает маршрут школьного автобуса МБОУ «Новоталицкая СШ»: «с. Ново-Талицы (школа) - трасса Р 152 - правая остановка АЗС «Газпромнефть» - левая остановка АЗС «Газпромнефть» - ул. 1-я Изумрудная – с. Ново-Талицы (школа)» не соответствует требованиям безопасного движения при передвижении школьного автобуса. Необходимо оборудовать место для разворота школьного автобуса, место для посадки и высадки пассажиров, а также необходимо наличие искусственного освещения. Возможный земельный участок для оборудования разворотного кольца обременен правами третьих лиц (кадастровые номера , , ) (т. 1 л.д. 120-121).

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 37:05:011148:265 является ООО «Инвест Трейдинг» (т. 1 л.д. 174-182). Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является АКБ «Пробизнесбанк» (т. 1 л.д. 171-175). Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является ООО «Инвест Трейдинг» (т. 1 л.д. 176-178). Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является ФИО25 (т. 1 л.д. 215-220). Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является ФИО1 (т. 1 л.д. 222-226).

Земельный участок с кадастровым номером передан в аренду ФИО2. с 17.05.2005 на неопределенный срок, что подтверждается договором аренды № 13-2005 от 17.05.2005 (т. 1 л.д. 229-232). Факт передачи и принятия указанного земельного участка подтверждается актом приема-передачи от 17.05.2005 (т. 1 л.д. 233).

Согласно информации Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области № 12-01/5059 от 28.08.2018 регулярные межмуниципальные маршрутные перевозки № 111 «ООТ пл. Победы г. Иваново – п. Шилыково Лежневский район», № 119 «ТЦ ТекстильМакс район д. Крутово Ивановского района – с. Ново-Талицы (кладбище) Ивановского района (заезд в д. Песочнево)», № 121 «д. Михалево Ивановского района – «ООТ Меланжевый комбинат г. Иваново» проходят через остановки общественного транспорта «Совхоз Тепличный», «ул. Новая» (по направлению из г. Иваново) и остановки общественного транспорта «Школа», «Совхоз Тепличный» (по направлению в г. Иваново (т. 2 л.д. 1-9).

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по возрасту, недееспособности не может сам обратиться в суд.

Исходя из положения указанной нормы закона, а также учитывая, что предметом заявленных исковых требований помимо возложения на административных ответчиков обязанности по организации подвоза детей к месту обучения и обратно, также является признание незаконным бездействия администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившегося в неисполнении законных требований прокурора, изложенных в представлении № 15н-2018 от 25.04.2018, суд приходит к выводу о наличии у административного истца полномочий на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В силу положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Частью 2 статьи 40 названного Федерального закона закреплено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

В пункте 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) закреплено, что санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации; санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

В силу п. 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

Согласно п. 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Оценивая представленные доказательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения административного дела нашли свое подтверждение факты отсутствия подвоза к месту учебы и обратно детей, обучающихся в начальном звене МБОУ «Новоталицкая средняя школа» и проживающих на расстоянии более 2,0 км. от учебного заведения.

При этом суд не усматривает оснований для признания состоятельными доводов стороны административных ответчиков относительно того, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку не исключается возможность обеспечения транспортной доступности образовательной организации в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования. Приходя к данному выводу, суд исходит из того, что представленными доказательствами не подтверждается наличие возможности у детей добраться до образовательного учреждения с использованием общественного транспорта, так как на указанных представителем административных ответчиков маршрутах общественного транспорта №№ 111, 119, 121, проходящих через остановки, расположенные в непосредственной близости с образовательным учреждением и адресами проживания несовершеннолетних, в интересах которых обращается прокурор, вообще не предусмотрена остановка на данных остановочных пунктах, а расписание движения транспортным средств не всегда совпадает со временем начала и окончания школьных занятий. Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2017 № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан», на которое сделана ссылка в письменном отзыве административных ответчиков, возможность использования транспорта общего пользования связана с предоставлением обучающимся соответствующих мер социальной поддержки, доказательств оказания которых несовершеннолетним, в интересах которых действует прокурор в настоящем деле, суду не представлено.

Отсутствие на момент рассмотрения административного дела согласованных с ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» вариантов организации школьного маршрута подвоза детей до образовательного учреждения и обратно не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, также как и отсутствие в разделе «Расходы» бюджета муниципального образования денежных средств, необходимых для принятия мер по обеспечению данной деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства путем организации подвоза детей до образовательного учреждения и обратно к обоим административным ответчикам, суд исходит из того, что к вопросам местного значения администрации Ивановского муниципального района Ивановской области в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а на Управление образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, как на учредителя МБОУ «Новоталицкай СШ» ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» возложена организация бесплатной перевозки обучающихся.

Кроме того, из положения об Управлении образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденного постановлением главы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области 23.07.2015, следует, что Управление является структурным подразделением администрации Ивановского муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности Управления образования осуществляется за счет средств бюджета Ивановского муниципального района. Сбор информации для определения бюджета образования и планов капитального строительства, распределения денежных и имущественных средств по подведомственным организациям входит в задачи Управления. В полномочия Управления входит, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами). К правам Управления отнесены также внесение на рассмотрение администрации Ивановского муниципального района вопросов, относящихся к компетенции Управления; внесение по поручению главы администрации Ивановского муниципального района вопросов, относящихся к компетенции Управления; осуществление финансового обеспечения выполнения заданий с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетными, казенными организациями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признает соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития бюджетных, казенных организаций в рамках программ, утвержденных в установленном порядке (т. 1 л.д. 86-117).

В связи с признанием судом подлежащими удовлетворению требований о возложении на административных ответчиков обязанности по обеспечению подвоза детей, требования о признании незаконным бездействия администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившегося в неисполнении законных требований прокурора, изложенных в представлении № 15н-2018 от 25.04.2018, также подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Ивановского муниципального района Ивановской области и Управлению образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд считает возможным установить данный срок равным 3 (трем) месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд исходит из того, что указанный срок, а также период времени с момента вынесения решения суда до его вступления в законную силу, является разумным и достаточным для принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних с учетом положений действующего законодательства.

При этом суд не усматривает оснований при определении указанного срока руководствоваться доводами административных ответчиков относительно особенностей осуществления работ по строительству и ремонту дорожного покрытия, поскольку ничем не подтвержден факт невозможности организации подвоза детей до места учебы и обратно без проведения работ по строительству разворотного кольца и реконструкции (ремонта) дорог.

Кроме того, сторона административных ответчиков не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения суда при наличии уважительных причин, свидетельствующих о невозможности его исполнения в установленные сроки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области и Управлению образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований, содержащихся в представления прокурора, и возложении обязанности по устранению нарушений, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, изложенных в представлении № 15н-2018 от 25.04.2018.

Обязать администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области, Управление образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области обеспечить в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организацию подвоза детей, проживающих по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, к месту обучения в МБОУ «Новоталицкая средняя школа», расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 20, с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области, и обратно, в соответствии с требованиями действующего законодательства и норм СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зябликов

Решение суда в окончательной форме составлено 08.10.2018.