ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1349/2022 от 04.10.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием административного истца помощника Тайшетского межрайонного прокурора Трушиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1349/2022 по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о возложении обязанности обеспечить лесопожарную станцию необходимой пожарной техникой и оборудованием противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров,

У С Т А Н О В И Л:

Тайшетский межрайонный прокурор обратился с иском, указывая в его обоснование, что Тайшетской межрайонной прокуратурой проанализированы представленные территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству сведения о результатах проверки достаточности оснащения лесопожарной станции, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров в соответствии с ч. 1 ст. 53.1 Ж РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п. 1 ч. 5 ст. 53.1 ЛК РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, горюче-смазочных материалов.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из ч. 7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с п. 9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (далее по тексту - Положение) к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения

Согласно п. 11 Положения министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений.

С целью выполнения возложенных функций, в т.ч. по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров на территории Иркутской области, учреждено Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее по тексту - Учреждение, АУ «Лесхоз Иркутской области»).

Распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден устав АУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 2.1, 2.3 устава Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Полномочия учредителя АУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области. Предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса Иркутской области. Основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В соответствии с абз. 4 п. 5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «Лесхоз Иркутской области» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно Учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

На основании ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (далее по тексту - Распоряжение № 1605-р).

Как указано в Распоряжении № 1605-р, его реализация осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплексмероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на осуществление отдельных полномочий Российской федерации в области лесных отношений установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря.

В силу п. 3(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Выделение указанных субвенций призвано повысить оперативность тушения лесных пожаров и тем самым снизить ущерб от них.

При этом планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике.

Таким образом, приобретение основных средств в целях охраны лесов от пожаров возможно только за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, достаточность которых является важным аспектом повышения эффективности охраны лесов от пожаров.

По сведениям территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству (Акт проверки выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров ), по результатам проверки ЛПС 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» (<адрес>), установлено, что в ЛПС отсутствует следующая пожарная техника и оборудование, противопожарное снаряжение и инвентарь, иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров, что является нарушением требований Распоряжения -р:

Наименование:

Нормативное

количество:

Фактическое

количество:

Автомобиль пожарный (лесопожарный)

Вездеход лесопожарный

Автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1.5 т. до 6 т.

КЛП катер лесопожарный

Автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3.5 т., с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым

снаряжением

Вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0.6 т. в комплекте с транспортным прицепом

Лодка моторная грузоподъемностью не менее 0.4 т. с подвесным мотором

Трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для проведения бульдозерных работ с тяговым классом 30 кН и более(бульдозер)

Трактор универсальный или общего назначения на гусеничном или колесном шасси

Прицепной модуль

Автобус общей массой более 3.5 т., предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением

Ранцевый лесной огнетушитель

Бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами

Индивидуальное моторизованное средство пожаротушения

Установка высокого давления

Мотопомпа переносная

Мобильный пожарный резервуар

Пожарная емкость закрытого типа

Пирометр

Тепловизор

Метеостанция

Прибор спутниковой навигации

Радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи

не менее 1

Радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи СК2

не менее 1

Радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи СК5

Радиостанция КВ диапазона стационарная СК6

Радиостанция КВ диапазона носимая СК7

Терминал спутниковой связи СК8

Комплект пиротехнический средств световой визуальной сигнализации в составе: ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты 20 шт.

СИЗ лесного пожарного в комплекте

Индивидуальный полевой рюкзак

Спальный мешок

Термоизоляционный коврик

Палатка для защиты пожарного от неблагоприятных факторов

Тент бивуачный

Комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях

Прожектор переносной

Комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ

Лопата лесопожарная

Ручные комбинированные лесопожарные орудия типа топор-мотыга (пуласки), или лесопожарные грабли, или хлопушка, кусторез, секатор, или аналоги

Ведро емкостью 10-12 л.

Пила ручная

Следует отметить, что нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, изложенные в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 1605-р, действуют с 19.07.2019, однако, начиная с указанного времени и по настоящее время действенных мер по укомплектованию лесопожарной станции 3 типа, расположенной на территории Тайшетского района, требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, органом власти и подведомственным ему учреждением не предпринято, что свидетельствует о незаконном бездействии.

Согласно ст. 1 ЛK РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения охраны и защиты лесов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно­территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. При этом охрана природных ресурсов является необходимым условием для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 JIK РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации.

Непринятие мер к укомплектованию лесопожарной станции требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций, неисправность пожарной техники, могут повлечь снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, нарушение ст.ст. 1,51 JIK РФ.

Тайшетский межрайонный прокурор с учетом уточнений, просит суд признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по финансовому обеспечению нормативного укомплектования лесопожарной станции 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области укомплектовать лесопожарную станцию 3 типа, находящуюся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» в срок до 01.04.2023.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Тайшетского межрайонного прокурора Трушина Д.С., требования иска поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Багдасарян А.А., в судебном заседании не явилась, согласно представленным возражениям, приобщенных к материалам дела, исковые требования не признает.

Выслушав пояснение административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации к мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

Часть 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 N 909-пп утверждено Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области (далее - Положение).

Согласно п. 1 указанного Положения Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.

В соответствии со п. 8 Положения одной из задач Министерства является управление в сфере лесного хозяйства.

Согласно пп. 10 п. 9 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Пунктом 11 Положения Министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей указанных областных государственных учреждений, согласовывает штатное расписание, положение об оплате труда, заслушивает отчеты об их деятельности, принимает решения о поощрении и наложении взысканий.

С целью выполнения возложенных функций, в т.ч. по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров на территории Иркутской области, учреждено Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее по тексту - АУ «Лесхоз Иркутской области»).

В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 2.1, 2.3 устава АУ «Лесхоз Иркутской области» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Полномочия учредителя АУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области. Предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса Иркутской области. Основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В соответствии с абз. 4 п. 5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «Лесхоз Иркутской области» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

Согласно п. 15 Положения Министерство финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

При этом пунктом 2 распоряжения определено, что реализация настоящего распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п. 2 Правил субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - переданные полномочия).

В соответствии с п. 3, п. 3.1указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, формированию запасов семян лесных растений, приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на период его реализации.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвержден Паспорт национального проекта "Национальный проект "Экология", который содержит в себе федеральный проект "Сохранение лесов". Федеральный проект "Сохранение лесов" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Согласно п. 4.2 Указа Губернатора Иркутской области от 29.05.2019 N 112-уг "Об утверждении лесного плана Иркутской области на 2019 - 2028 годы" при планировании мероприятий по сохранению экологического потенциала лесов в первую очередь необходимо предусмотреть меры адаптации лесного хозяйства к предполагаемым климатическим изменениям.

Дополнительной группой факторов риска являются рост строительства дорог и ориентация экономики области на развитие массового туризма. В совокупности эти факторы существенно увеличивают вероятность возникновения лесных пожаров. Именно поэтому должны разрабатываться мероприятия, направленные на предотвращение увеличения частоты возникновения пожаров в лесах и площадей, пройденных пожарами.

К таким мероприятиям относится повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а именно приобретение лесопожарной техники в рамках федерального проекта "Сохранение лесов". В части корректировки планов тушения лесных пожаров действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в утвержденные планы тушений.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является федеральный проект «Сохранение лесов».

Механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных ст. 83 Лесного кодекса РФ, указан в пунктах 7.4, 7.5 вышеуказанных Правил, - при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Выделение указанных субвенций призвано повысить оперативность тушения лесных пожаров и тем самым снизить ущерб от них.

При этом планирование Федеральным агентством лесного хозяйства объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике.

Таким образом, приобретение основных средств в целях охраны лесов от пожаров возможно только за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, достаточность которых является важным аспектом повышения эффективности охраны лесов от пожаров.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства ответчиком ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение лесопожарной станции 3 типа, находящейся в веденииТайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» необходимой пожарной техникой и оборудованием противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров от ДД.ММ.ГГГГ., составленном Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству, согласно которому по результатам проверки установлено, что в лесопожарной станции 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» отсутствует пожарная техника и оборудование, противопожарное снаряжение и инвентарь, иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров, указанные прокурором в исковом заявлении, что является нарушением требований Распоряжения № 1605-р.

Таким образом, не оснащение лесопожарной станции 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» необходимой противопожарной техникой, и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования на выполнение требований по укомплектованию пожарной станции необходимой противопожарной техникой, и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что повлечет неисполнимость решения суда, не освобождает Министерство лесного комплекса Иркутской области от обязанности выполнения полномочий в области охраны лесов от пожаров и от обязанности по обеспечению минимально необходимого перечня противопожарной техники, оборудования, инвентаря, позволяющего в настоящее время эффективно решать поставленные задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии с вышеуказанными нормами на Министерство лесного комплекса Иркутской области возлагается обязанность по обеспечению лесопожарной станции 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативом, при этом непринятие мер к укомплектованию лесопожарной станции требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, могут повлечь снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, нарушение ст.ст. 1, 51 Лесного кодекса РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Административный истец просит установить срок для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по финансовому обеспечению нормативного укомплектования лесопожарной станции 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»; обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области укомплектовать лесопожарную станцию 3 типа, находящуюся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» подлежат удовлетворению с установлением срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по финансовому обеспечению нормативного укомплектования лесопожарной станции 3 типа, находящейся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019. №1605-р «Обутверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области укомплектовать лесопожарную станцию 3 типа, находящуюся в ведении Тайшетского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», необходимой пожарной техникой и оборудованием противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативом обеспеченности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019. №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н. Раскарзенок