ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/19 от 07.11.2019 Полярнинского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-134/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 ноября 2019 года город Полярный

Полярнинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Дудника С.В., при секретаре Капранчиковой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части № ... об оспаривании акта от 18 июля 2019 г. № ... выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части № ... (далее – Акт), проведенной Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее – Управление), в части установления излишков и недостачи материальных ценностей службы ракетно-артиллерийского вооружения,

установил:

Командир войсковой части № ... обратился в Полярнинский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными выводы Управления, изложенные на стр. 15-18 п. 6.1, на стр. 27-29 п. 6.2, в п. 1.3 и п. 2 раздела «Выводы» Акта в части установления излишков и недостачи материальных ценностей службы ракетно-артиллерийского вооружения (шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1), обязав начальника Управления исключить из указанных пунктов сумму излишков и сумму недостачи указанных материальных ценностей в размере 236 673 руб. 23 коп.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что в ходе проведенных в период с 25 июня по 18 июля 2019 г. ревизионной группой Управления контрольных мероприятий по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части № ... за период с 1 июля 2016 г. по 31 мая 2019 г., в различных подразделениях воинской части были установлены излишки материальных ценностей службы ракетно-артиллерийского вооружения (далее – служба РАВ), в том числе шлемов защитных 6Б7-1М (23 комплекта) и бронежилетов 6Б23-1 (4 комплекта) на общую сумму 236 673 руб. 23 коп. Помимо этого, ревизионной группой была установлена недостача материальных ценностей службы РАВ, в том числе того же количества шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1 и на ту же сумму 236 673 руб. 23 коп. Данные излишки и недостача были отражены в Акте на основании результатов инвентаризации, проведенной комиссией войсковой части № ..., которая в своей работе не руководствовалась руководящими документами Министерства обороны РФ. Между тем по факту недостачи средств индивидуальной бронезащиты (далее – СИБ) было проведено административное расследование, по результатам которого было установлено, что расхождений с количественным учетом не выявлено, а выявлены ошибки в номерном учете. Также указал, что в настоящее время в войсковой части № ... излишков и недостачи шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1 не выявлено.

Представитель административного ответчика – начальника Управления в направленных в суд возражениях указал, что оспариваемые положения Акта не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. Кроме этого, выводы ревизионной группы Управления, изложенные в Акте, основаны на результатах проведенной в воинской части инвентаризации и документах, полученных в период проведения контрольных мероприятий непосредственно от должностных лиц воинской части. В связи с изложенным, просил в удовлетворении требований командира войсковой части № ... отказать.

Определениями от 17 и 29 октября 2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу» (далее – УФО), а в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечен филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – 2 ФЭС), на финансовом обеспечении которых находятся, соответственно, Управление и войсковая часть № ....

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыли. Начальник УФО о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела с его участием не просил. Командир войсковой части № ..., начальники Управления и 2 ФЭС ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Поскольку стороны уведомлены о том, что в случае их неявки в судебное заседание дело будет рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, а их явка не является обязательной и не признавалась судом обязательной, на основании п. 4 ст. 291 и ч. 7 ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке, установленном гл. 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 25 июня по 18 июля 2019 г. Управлением проведены мероприятия по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 70148 за период с 1 июля 2016 г. по 31 мая 2019 г., по итогам которых составлен Акт.

Из п. 6.1, 6.2 описательной части Акта следует, что в подразделениях войсковой части 70148 установлены излишки материальных ценностей службы РАВ, в том числе шлемов защитных 6Б7-1М № ... и 5 шт. - б/н (23 комплекта) и бронежилетов 6Б23-1 № ... (4 комплекта). При этом основаниями для установления указанных излишков в Акте указаны инвентаризационные описи (сличительные ведомости) от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 1 июля 2019 г. № ...; от 1 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ... и от 29 июня 2019 г. № ..., а также ведомости расхождений по результатам инвентаризации от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 1 июля 2019 г. № ...; от 1 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ... и от 29 июня 2019 г. № ....

Помимо этого, контрольной группой Управления установлена недостача материальных ценностей службы РАВ, в том числе шлемов защитных 6Б7-1М № ... (23 комплекта) и бронежилетов № ... (4 комплекта) на общую сумму 236 673 руб. 23 коп. Основаниями для установления указанной недостачи в Акте указаны инвентаризационные описи (сличительные ведомости) от 26 июня 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 26 июня 2019 г. № № ...; от 26 июня 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ... и от 26 июня 2019 г. № ..., ведомости расхождений по результатам инвентаризации от 26 июня 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 26 июня 2019 г. № ...; от 26 июня 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ... и от 26 июня 2019 г. № № ..., а также справки-расчеты от 11 июля 2019 г. № ...; № ...; № ...; № ....

Согласно п. 1.3 и п. 2 раздела «Выводы» Акта, сумма излишков и сумма недостачи включены в общие размеры излишков и недостачи материальных ценностей службы РАВ.

На основании указания командира войсковой части № ... по факту недостачи СИБ заместителем командира группы дивизионов по вооружению указанной воинской части было проведено административное расследование. Согласно заключению и приказу командира войсковой части № ... от 13 августа 2019 г. № 711 установлено, что расхождений с количественным учетом СИБ не выявлено, а выявлены ошибки в номерном учете службы РАВ, в связи с чем должностные лица воинской части привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом командиром воинской части дано указание направить ходатайство о списании ущерба в Управление.

14 августа 2019 г. командир войсковой части № ... направил начальнику Управления ходатайство о списании суммы излишков в размере 236 673 руб. 23 коп. и суммы недостачи в размере 236 673 руб. 23 коп. шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1, со ссылкой на выводы, изложенные в заключении по материалам административного расследования, и приложением соответствующих документов.

Начальник Управления, рассмотрев указанное ходатайство, оставил его без удовлетворения, указав на отсутствие в представленной к ходатайству копии материалов административного расследования по факту недостачи СИБ доводов, подтверждающих образование недостачи и излишков СИБ по причине ошибок в номерном учете службы РАВ воинской части, о чем 17 сентября 2019 г. направил в адрес командира войсковой части 70148 соответствующее сообщение.

В соответствии с п. 125 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 15 апреля 2013 г. № 300дсп, ракетно-артиллерийское вооружение, в том числе средства индивидуальной бронезащиты, учитываются по наименованиям, образцам, маркам и номерам в подразделениях в книге учета материальных ценностей и в книге учета вооружения и военной техники по номерам и техническому состоянию, в службе РАВ воинской части в карточках учета категорийных материальных ценностей или в книге учета наличия и движения категорийных материальных ценностей и в книге учета вооружения и военной техники по номерам и техническому состоянию.

Согласно нарядам от 21 февраля 2013 г. № ... и от 13 мая 2013 г. № ..., войсковой частью № ... были получены шлемы защитные 6Б7-1М и бронежилеты 6Б23-1 в количестве по 105 комплектов.

При этом, как следует из книги учета и закрепления вооружения и военной техники по номерам службы РАВ войсковой части № ... от 26 июля 2016 г. № ..., а также книг учета и закрепления вооружения и военной техники по номерам подразделений войсковой части № ..., шлемы защитные 6Б7-1М № ... и бронежилеты 6Б23-1 № ... учтены в указанных книгах и закреплены за соответствующими подразделениями указанной воинской части.

Более того, из приказа командира войсковой части № ... от 7 сентября 2018 г. № ... следует, что шлемы защитные 6Б7-1М и бронежилеты 6Б23-1 с указанными выше номерами закреплены за личным составом соответствующих подразделений воинской части.

Таким образом, шлемы защитные 6Б7-1М и бронежилеты 6Б23-1, указанные в Акте в качестве недостачи, были закреплены за личным составом подразделений войсковой части № ....

Приказом Министра обороны РФ от 16 октября 2010 г. № 1365 утвержден «Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее – Порядок).

Согласно п. 2, 3, 7 Порядка основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета и выявление отклонений; проверка полноты отражения в учете принятых обязательств.

При проведении ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризационные комиссии в ходе работы: проверяют первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, установленную отчетность и служебную переписку; требуют от материально ответственных лиц представления необходимых справок (сведений) и объяснений; проверяют в подразделениях воинских частей (у материально ответственных лиц) наличие, качественное состояние, комплектность и условия хранения всех нефинансовых активов. При этом инвентаризационные комиссии несут ответственность за: своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом командира воинской части; полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатках) объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, материальных запасов и готовой продукции, драгоценных металлов, расчетов и других активов; правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки); правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

Как следует из п. 9, 11, 13 Порядка, перед началом работы председателем инвентаризационной комиссии: разрабатывается и представляется на утверждение командиру воинской части план работы инвентаризационной комиссии с указанием мероприятий и ответственных лиц из состава комиссии, сроков начала и окончания работы; проводится инструктаж членов инвентаризационной комиссии с доведением до них целей и задач предстоящей инвентаризации, о порядке и сроках работы инвентаризационной комиссии; доводятся под роспись до членов инвентаризационной комиссии требования законодательства Российской Федерации об ответственности за сокрытие выявленных нарушений; организуется изучение инвентаризационной комиссией законодательства Российской Федерации по вопросам контроля финансово-хозяйственной деятельности, организации и ведения бюджетного учета имущества и обязательств, ознакомление с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает последние приходные и расходные первичные учетные документы по движению имущества на момент инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные первичные учетные документы, приложенные к реестру сдачи документов (форма по ОКУД 0504053), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)".

К началу проведения инвентаризации материально ответственные лица дают расписки о сдаче в финансовый орган всех приходных и расходных первичных учетных документов по движению имущества и об отсутствии неоприходованного или списанного в расход имущества. Инвентаризация имущества производится по каждому материально ответственному лицу и по местам хранения. У материальных ценностей, имеющих заводские номера, осуществляется сверка их номеров с данными бюджетного учета.

В соответствии с п. 16 Порядка сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), которые подписываются всеми членами инвентаризационной (рабочей) комиссии и материально ответственными лицами.

Из п. 79, 80, 81, 82, 84, 85 Порядка следует, что результаты инвентаризации имущества и обязательств воинской части оформляются инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) - при инвентаризации объектов нефинансовых активов.

Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по окончании инвентаризации и их соответствующего оформления передаются председателем инвентаризационной комиссии в финансово-экономический орган, где ведется бюджетный учет имущества. Финансово-экономический орган заносит в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данные бюджетного учета и отражает в них результаты инвентаризации, то есть расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества. По выявленным расхождениям оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма по ОКУД 0504092). По всем недостачам и излишкам инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета.

По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии докладывает командиру воинской части предложения по: отнесению недостач за счет виновных лиц воинской части либо их списанию за счет федерального бюджета; оприходованию излишков; урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей против данных бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате.

Зачет излишков и недостач может производиться только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Проведение зачета допускается в отношении одной и той же группы материальных ценностей при условии, что входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).

Окончательное решение об отнесении недостач за счет виновных лиц либо их списании за счет федерального бюджета, по оприходованию излишков, а также о возможности взаимного зачета пересортицы принимается в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

По итогам инвентаризации составляются акты о результатах инвентаризации имущества и обязательств (форма по ОКУД 0504835), которые подписываются председателем и членами инвентаризационной комиссии и утверждаются командиром воинской части.

На основании приказа командира войсковой части № ... от 25 июня 2019 г. № 555, инвентаризационная комиссия по службе РАВ, назначенная данным приказом, провела инвентаризацию материальных ценностей и иного имущества службы РАВ воинской части. При этом командиром воинской части дано указание представить инвентаризационные описи (сличительные ведомости) начальнику 4 отдела (проверок) Управления - руководителю контрольной группы.

Согласно инвентаризационным описям (сличительным ведомостям) от 5 июля 2019 г. № .../1; от 5 июля 2019 г. № .../1; от 1 июля 2019 г. № № .../1; от 1 июля 2019 г. № ... от 5 июля 2019 г. № ... от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ... и от 29 июня 2019 г. № ..., а также ведомостям расхождений по результатам инвентаризации от 5 июля 2019 г. № № ...; от 5 июля 2019 г. № № ...; от 1 июля 2019 г. № ...; от 1 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № ...; от 5 июля 2019 г. № № ...; от 5 июля 2019 г. № ... и от 29 июня 2019 г. № ..., инвентаризационной комиссией в подразделениях воинской части были выявлены излишки материальных ценностей службы РАВ: шлемы защитные 6Б7-1М № ... и 5 шт. - б/н (23 комплекта), а также бронежилеты № ... (4 комплекта).

Кроме того, как следует из инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) от 26 июня 2019 г. № ..., ведомостей расхождений по результатам инвентаризации от 26 июня 2019 г. №№ ..., а также справок-расчетов определения размера причиненного ущерба с учетом степени износа на утраченное (поврежденное) имущество номенклатуры РАВ от 11 июля 2019 г. № ..., инвентаризационной комиссией в подразделениях воинской части была выявлена недостача материальных ценностей службы РАВ: шлемы защитные 6Б7-1М № ... (23 комплекта) и бронежилеты 6Б23-1 № ... (4 комплекта) на общую сумму 236 673 руб. 23 коп.

Результаты инвентаризации, в ходе которой были выявлены излишки и недостача указанных выше СИБ, оформлены актами от <дата>№ ... и в этот же день утверждены командиром войсковой части № ....

Приказом командира войсковой части № ... от 26 июня 2019 г. № ... назначена оценочная комиссия, которая произвела оценку стоимости утраченного и излишествующего имущества службы РАВ воинской части, после чего составила протокол от 11 июля 2019 г. № ..., который был утвержден командиром войсковой части № ... в этот же день.

В соответствии с п. 26-28, 31, 32, 41 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 г. № 100дсп, при проведении контрольных мероприятий в зависимости от вида контрольных мероприятий осуществляются контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта ведомственного финансового контроля, законности осуществленных операций финансово-экономической и хозяйственной деятельности, полноты и достоверности их отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности объекта ведомственного финансового контроля за проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению деятельности объекта ведомственного финансового контроля осуществляются при проведении выездной и документарной проверок и заключаются в изучении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов объекта ведомственного финансового контроля, а также в проведении анализа и оценки полученной из них информации с учетом устных и письменных объяснений, справок и сведений материально ответственных и иных должностных лиц объекта ведомственного финансового контроля и при осуществлении других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению деятельности объекта ведомственного финансового контроля осуществляются при проведении выездной проверки путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета и других действий по контролю и оформляются актами.

Участники контрольной группы (инспектор) объективно отражают в акте, составленном по результатам проведения контрольного мероприятия, документально подтвержденные факты нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, сумму нарушений и причины их возникновения. Выводы и предложения основывают на проверенных и документально подтвержденных данных.

Приложением к Акту проверки являются акты, составленные по результатам контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта ведомственного финансового контроля, документы или их копии, заверенные надлежащим образом, подтверждающие наличие фактов нарушений, выявленных при проведении контрольного мероприятия, а также иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в Акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам контрольного мероприятия.

Как установлено в судебном заседании, описательная часть Акта в части указания на излишки и недостачу материальных ценностей службы ракетно-артиллерийского вооружения (шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1), содержит ссылки на материалы инвентаризации, проведенной комиссией войсковой части № ....

Таким образом, выводы контрольной группы Управления об установлении излишков и недостачи шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1, изложенные в Акте, основаны на результатах проведенной комиссией войсковой части № ... инвентаризации, установившей излишки и недостачу указанных средств индивидуальной бронезащиты, а также представленных непосредственно должностными лицами воинской части в период проведения контрольных мероприятий документах.

При таких данных выводы Управления, изложенные на стр. 15-18 п. 6.1 и на стр. 27-29 п. 6.2 Акта в части установления излишков и недостачи материальных ценностей службы ракетно-артиллерийского вооружения (шлемов защитных 6Б7-1М и бронежилетов 6Б23-1), нельзя признать незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части № ... – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Полярнинский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий по делу С.В. Дудник