ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/20 от 04.12.2020 Оренбургского гарнизонного военного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2020 года город Оренбург

Оренбургский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Бутова Е.С.,

при секретаре судебного заседания Скородумовой П.С.,

с участием административного истца Андреева Н.Н., его представителя Байракова В.Ю., административного ответчика … М., представителя административного ответчика Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-134/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего … Андреева Николая Николаевича об оспаривании действий начальника названного …, связанных с отказом во внесении изменений в приказ о назначении на низшую воинскую должность,

УСТАНОВИЛ:

Андреев Н.Н. обратился в военный суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в …, в частности с 2018 года занимал должность начальника отделения в «адрес».

Приказом начальника.. от … он был назначен на новую низшую должность.

В июле 2020 года Андреев обратился с рапортом к начальнику …, в котором просил последнего внести изменения в свой приказ, после слов «назначить … Андреева Н.Н.» дополнить словами «в связи с организационно-штатными мероприятиями», так как иные основания для перевода на низшую воинскую должность с согласия военнослужащего в данном случае отсутствуют.

Заместителем начальника отдела кадров М. ему был дан ответ от … №.. о том, что основания для реализации рапорта отсутствуют.

Полагая свои права нарушенными, Андреев Н.Н. с учетом уточненных требований просит суд:

- признать незаконным бездействие начальника … по изменению приказа № … от … в части указания основания назначения его на низшую воинскую должность;

- обязать названное должностное лицо внести изменения в указанный приказ, а именно после слов «назначить … Андреева Н.Н.» дополнить словами «в связи с организационно-штатными мероприятиями с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой должности»;

- обязать начальника … осуществить перерасчет его денежного содержания за период нахождения на низшей воинской должности исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности.

Административный истец Андреев Н.Н. в судебном заседании требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, а в обоснование указал, что в конце февраля 2019 года от руководства … ему поступило предложение о назначении на нижестоящую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее – ОШМ), в связи с чем он согласился на перевод. Ранее занимаемая им должность в настоящий момент существует, с какими-либо документами о том, что она подлежит сокращению, его не знакомили.

Представитель административного истца Байраков В.Ю. требования своего доверителя поддержал, указав, что законом предусмотрен исчерпывающий перечень для перевода военнослужащего на нижестоящую должность. При этом иных оснований, кроме как в связи с ОШМ, в данном случае не имеется, поскольку дисциплинарное взыскание о снижении в должности к Андрееву не применялось, состояние здоровья его оценивалось как годен к военной службе, с личной просьбой о назначении на низшую воинскую должность по семейным обстоятельствам или по личной просьбе он к командованию не обращался. Также представитель указывает, что начальник … не дал ответ на рапорт Андреева, поскольку ответ дан заместителем начальника отдела кадров.

Административный ответчик начальник …, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, а его представитель Т. в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что Андреев был назначен на низшую воинскую должность по личной просьбе. Назначению его на низшую воинскую должность предшествовало проведение беседы с ним, последующая аттестация военнослужащего, а также подача Андреевым рапорта от 13 марта 2019 года, который командованием расценен как личная просьба. В связи с тем, что ОШМ в отношении ранее занимаемой должности Андреева не проводились, оснований для внесения изменения в приказ начальника.. от … не имеется. Кроме того, ответ заместителем начальника отдела кадров на рапорт Андреева подготовлен на основании резолюции начальника …в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан» и Уставом внутренней службы ВС РФ.

Административный ответчик … М. в судебном заседании требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что в отношении ранее занимаемой должности Андреева какие-либо ОШМ не проводились. С просьбой о сохранении денежного довольствия по ранее занимаемой должности административный истец к командованию с рапортом не обращался. Андреев был освобожден от должности начальника подразделения в связи с существенными упущениями в служебной деятельности. Полномочия дать ответ на рапорт Андреева ему делегировал начальник …, указав об этом в резолюции на указанном рапорте.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Положениями п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Часть 3 ст. 10 указанного Федерального закона предусматривает, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Судом установлено, что Андреев проходил военную службу в …до 6 мая 2019 года на должности начальника отделения в г. ….

… от … № … он назначен на нижестоящую должность.

Из рапорта Андреева от … года следует, что последний просит начальника …внести изменения в свой приказ от … №…, указав основание для перевода на низшую воинскую должность «организационно-штатные мероприятия». На данном рапорте имеется резолюция начальника.. , согласно которой данный рапорт следует рассмотреть в установленном порядке М., Т. и Л.

Как видно из ответа заместителя начальника отдела кадров М. от … № …, для реализации рапорта Андреева отсутствуют основания, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы.

Таким образом, поскольку письменное обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке и сроки уполномоченным лицом по существу поставленного в обращении вопроса, то в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным бездействия начальника … по изменению приказа № … от … в части указания основания назначения его на низшую воинскую должность следует отказать.

Что касается требований Андреева о возложении обязанности на начальника … внести изменения в приказ № … от …, а именно после слов «назначить … Андреева Н.Н.» дополнить словами «в связи с организационно-штатными мероприятиями с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой должности», а также осуществить перерасчет его денежного содержания за период нахождения на низшей воинской должности исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности, то они также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из копии аттестационного листа от …, Андреев был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая приняла решение о том, что тот занимаемой должности не вполне соответствует, целесообразно перевести на низшую воинскую должность.

Согласно рапорту Андреева от …, с назначением на низшую воинскую должность последний согласен.

Из справки заместителя начальника …– начальника отдела кадров Б. от … следует, что в 2018-2019 годах организационно-штатные мероприятия в …, касающиеся должности начальника отделения в.. , не проводились.

В соответствии с п. 11, 16 и 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября1999 года № 1237, военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Таким образом, военнослужащий может быть назначен на низшую воинскую должность в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Вместе с тем, как установлено судом, в отношении занимаемой воинской должности Андреева «начальник отделения в …» какие-либо организационно-штатные мероприятия не проводились, а потому оснований для внесения изменения в приказ от … № … в части основания его перевода на низшую воинскую должность «в связи с организационно-штатными мероприятиями» у начальника …не имеется.

При этом аттестационной комиссией принято решение ходатайствовать о переводе Андреева на низшую воинскую должность не в связи с организационно-штатными мероприятиями, а ввиду имеющихся у него упущений в служебной деятельности, о чем административному истцу достоверно стало известно 29 декабря 2018 года, а сам рапорт Андреева от 13 марта 2019 года не содержит просьбы о его переводе на нижестоящую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями, что в совокупности позволяет расценивать данный рапорт как личную просьбу Андреева о назначении его на низшую воинскую должность.

Кроме того, вопрос о внесении изменений в приказ начальника … от … № …, а именно в части сохранения за Андреевым месячного оклада по ранее занимаемой должности, последним при обращении к административному ответчику с рапортом в июле 2020 года не ставился, и, соответственно, ответ на него в данной части уполномоченным лицом не давался.

Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления Андреева следует отказать в полном объеме.

В соответствии со ст. 106 и 111 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные административным истцом, возмещению не подлежат, поскольку суд отказывает в удовлетворении заявленных им требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего … Андреева Николая Николаевича об оспаривании действий начальника названного …, связанных с отказом во внесении изменений в приказ о назначении на низшую воинскую должность, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Бутов

Согласованно:

Решение не вступило в законную силу

Подлежит размещению на сайте суда

Судья Е.С. Бутов