ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/20 от 06.03.2020 Целинского районного суда (Ростовская область)

№ 2а-134/2020

УИД: 61RS0058-01-2020-000029-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2020 года п. Целина Ростовской области

Целинский районный суд Ростовской области в составе судьи Прокопенко Г.А., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Ростовской области к ФИО5 ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО5 о взыскании недоимки по налогам, ссылаясь на то, что ФИО5 ИНН состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по РО в качестве налогоплательщика налога на имущество, поскольку является собственником недвижимого имущества: жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 56,40 кв.м, дата регистрации права 01.01.2000 года. На основании п. 4 ст. 12 НК РФ, Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 (с изменениями и дополнениями) и Решения Собрания депутатов органа местного самоуправления «Об установлении налога на имущество физических лиц», инспекцией ФИО5 начислен налог на имущество, согласно налоговому уведомлению от 24.06.2018 г. №8281562. ФИО5 ИНН состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по РО в качестве налогоплательщика земельного налога, поскольку является собственником земельных участков: земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 677 кв.м, дата регистрации права 19.08.2013 года; земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый номер площадью 3000 кв.м, дата регистрации права 01.01.2000 года; земельный участок, находящийся по адресу: ул. <адрес>, кадастровый номер , площадью 1160 кв.м, дата регистрации права 15.03.1994 года; земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 1214 кв.м, дата регистрации права 13.03.2015 года; земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 193 кв.м, дата регистрации права 14.08.2017 года. На основании п. 4 ст. 12 главы 31 НК РФ, Решением собрания депутатов органа местного самоуправлении «Об установлении земельного налога», Инспекцией ФИО5 начислен земельный налог, согласно налоговому уведомлению от 24.06.2018 г. №8281562. ФИО5 ИНН состоит на налоговом учете в МИФНС России № 16 по РО в качестве налогоплательщика транспортного налога, поскольку является собственником транспортных средств: легкового автомобиля г/н , марки <данные изъяты>, VIN , 1986 года выпуска, дата регистрации права 27.09.2016 года; легкового автомобиля г/н , марки <данные изъяты>, VIN , 1968 года выпуска, дата регистрации права 03.10.1987 года; легкового автомобиля г/н , марки <данные изъяты>, VIN , 1994 года выпуска, дата регистрации права 25.04.2015 года. На основании п. 4 ст. 12, гл. 28 НК РФ и гл. 3 Законом Ростовской области от 10.05.2012 года № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (с изменениями и дополнениями), инспекцией ФИО5 начислен транспортный налог, согласно налоговому уведомлению от 24.06.2018 г. №8281562. До обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по имущественным налогам, ФИО5 Инспекция предлагала уплатить сумму задолженности в добровольном порядке, направив требование об уплате недоимки в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ: 30.01.2019 года № 5165, которое частично погашено, остаток задолженности составляет: по транспортному налогу: налог – 1512,00 руб., пени – 22,10 руб.; по налогу на имуществу: налог – 119,00 руб., пени – 1,74 руб.; по земельному налогу по ОКТМО 60656420: налог – 277,00 руб., пени – 4,05 руб.; по земельному налогу по ОКТМО 60656455: налог – 1763,00 руб., пени – 26,82 руб. Сумма задолженности по налогам административным ответчиком не погашена, в связи с чем, Инспекцией на сумму недоимки по налогам начислена пеня, уплата которой является обязательной. Налогоплательщику было направлено заявление о вынесении судебного приказа с материалами по адресу регистрации по месту жительства. В отношении ФИО5 был вынесен судебный приказ № 2а-1-1040/2019 от 02.09.2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Целинского судебного района Ростовской области. Однако административный ответчик обратился в мировой суд с заявлением об отмене судебного приказа, вследствие чего судебный акт был отменен мировым судьей определением от 16.09.2019 года. Сумму задолженности налогоплательщик не погасил, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением. Просили суд: взыскать с ФИО5 ИНН задолженность по следующим налогам: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 119,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 1,74 руб. (за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г.); транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1512,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 22,10 руб. (за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 г.); земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 60656420: налог в размере 277,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 4,05 руб. (за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 г.), земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 60656455: налог в размере 1763,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 29,82 руб. (за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 г.), на общую сумму в размере 3728,71 руб.

04.02.2020 года в адрес суда от административного ответчика ФИО5 поступили возражения, согласно которым у него нет легкового автомобиля <данные изъяты>, 1968 года выпуска более 32 лет, но он 25.04.2015 года в ГИБДД г. Сальск подал заявление на его утилизацию и оплатил 900 рублей, но утилизация не прошла. В прошлые годы им уплачивались налоги, кроме как за данное транспортное средство и земельный участок <адрес>. Поскольку сейчас квитанции приходят обобщенные, он не считает нужным платить за то, чего он не имеет (л.д. 47).

Суд, оценив и проверив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, пришёл к выводу об удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.

Как следует из административного искового заявления и подтверждено материалами дела, административный истец обратился в суд с требованием о взыскании с административного ответчика налога на имущества, транспортного и земельного налогов.

Суд при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций обязан поверить в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Абзац 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ устанавливает, что в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Судом установлено, что ФИО5 является плательщиком земельного налога, транспортного налога, а также налога на имущество.

Так, согласно представленным ГУ МВД России по РО учетным карточкам на транспортные средства, ФИО5 является собственником транспортных средств: легкового автомобиля г/н , марки <данные изъяты>, VIN , 1986 года выпуска, дата регистрации права 27.09.2016 года; легкового автомобиля г/н , марки <данные изъяты>, VIN , 1968 года выпуска, дата регистрации права 03.10.1987 года; легкового автомобиля г/н , марки <данные изъяты>, VIN , 1994 года выпуска, дата регистрации права 25.04.2015 года.

Согласно, представленной Межрайонным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области выписке из ЕГРН от 20.02.2020 года № , ФИО5 является собственником земельных участков: площадью 677 кв.м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>, дата регистрации права 19.08.2013 года; площадью 3000 кв.м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>, дата регистрации права 12.02.2015 года; площадью 1214 кв.м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>, дата регистрации права 13.03.2015 года; площадью 193 кв.м, кадастровый номер по адресу: <адрес>, дата регистрации права 14.08.2017 года, а также собственником жилого дома, площадью 56,4 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> дата регистрации права 13.03.2015 года.

Из содержания ст. ст. 357, 358, ч. 3 ст. 363 НК РФ следует, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база для исчисления транспортного налога определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ст. 5 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 394 НК РФ ставки земельного налога на земельный участок устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 настоящей статьи.

Согласно ст. 404 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В силу ч. 1 ст. 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах: суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300000 руб. – 0,1% включительно; свыше 300000 рублей до 500000 рублей – свыше 0,1% до 0,3 % включительно; свыше 500000 рублей – свыше 0,3% до 2% включительно.

В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено, что на основании ст. 12, главы 28, 31, 32 НК РФ, ст. 5 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», Инспекцией ФИО5 начислен транспортный, земельный налог, а также налог на имущество за 2017 год, что подтверждается налоговым уведомлением № 8281562 от 24.06.2018 года (л.д. 17-19).

Согласно вышеуказанному налоговому уведомлению за ФИО5 числилась задолженность: по транспортному налогу с физических лиц – 1512 руб., задолженность по земельному налогу по ОКТМО 60656455 – 2040 руб., задолженность по земельному налогу по ОКТМО 60656420 – 277 руб., налог на имущество физических лиц – 119 руб., которую административный ответчик обязан был уплатить в срок до 03.12.2018 года, однако в установленный в налоговом уведомлении срок не уплатил.

В связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ, административному ответчику на неуплаченные в срок налоги начислена пеня по транспортному налогу 22,10 руб.; по земельному налогу по ОКТМО 60656455 – 29,82 руб., по земельному налогу по ОКТМО 60656420 – 4,05 руб., по налогу на имущество физ.лиц – 1,74 руб.

28.02.2019 года административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование № 5165 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 30.01.2019 года об уплате налогов на общую сумму 3948,00 руб. и пени – 57,71 руб., в котором установлен срок уплаты до 26.03.2019 года (12-13, 16).

Если налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок, налоговый орган вправе подать в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке административного судопроизводства, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 48 НК РФ. При этом заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем административный ответчик обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО5 задолженности по налогам.

02.09.2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Целинского судебного района Ростовской области в отношении ФИО5 вынесен судебный приказ о взыскании с последнего задолженности по налогам, который на основании заявления ФИО5, определением мирового судьи судебного участка № 1 Целинского судебного района от 16.09.2019 года отменен (л.д. 38).

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени в добровольном порядке ФИО5 налоги уплачены не были.

В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Согласно представленному административным истцом расчету, задолженность административного ответчика ФИО5 составляет: по требованию от 30.01.2019 года № 5165: по транспортному налогу (налог – 1512 руб., пени – 22,10 руб.), по земельному налогу по ОКТМО 60656420 (налог – 277 руб., пени в размере 4,05 руб.); по земельному налогу по ОКТМО 60656455 (налог - 1763 руб., пени - 29,82 руб.), по налогу на имущество (налог – 119 руб., пени – 1,74 руб.).

При этом, суд частично соглашается с возражениями административного ответчика, а именно в части необоснованного начисления земельного налога, за земельный участок, расположенный по адресу: ул. 10-я линия, 2, п. Целина, так как доказательств принадлежности данного земельного участка на праве собственности административному ответчику, материалы дела не содержат, а наоборот опровергаются выпиской из ЕГРН.

Однако, возражения административного ответчика относительно начисления транспортного налога на автомобиль ЗАЗ 965 АЭ, 1968 года выпуска, отклоняются судом, поскольку доказательств отсутствия зарегистрированных прав административного ответчика на данное транспортное средство административным ответчиком ФИО5 суду не представлено.

С возражениями административного ответчика относительно начисления земельного налога на земельный участок по <адрес>, согласился и административный истец, о чем свидетельствует заявление об уточнении требований, согласно которому административный истец просит взыскать с ФИО5 ИНН задолженность по следующим налогам: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 119,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 1,74 руб. (за период с 04.12.2018 г. по 29.01.2019 г.); транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1512,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 22,10 руб. (за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 г.); земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 60656420: налог в размере 277,00 руб. (за 2017 год), пени в размере 4,05 руб. (за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 г.), земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 60656455: налог в размере 495,00 руб. (за 2017 год), на общую сумму в размере 2430,89 руб.

В связи с чем, суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, считает, что уточненные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 12, 15 НК РФ земельный налог, налог на имущество относятся к местным налогам, а транспортный налог – к региональным, что нашло свое закрепление в ст. 14 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей, исчисленная в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Вместе с тем, положения абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеют приоритетное значение. Данное положение отражено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

Принимая во внимание изложенное, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход муниципального образования «Целинский район».

Руководствуясь ст. ст. 290, 293-294 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к ФИО5 ФИО2 о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.

Взыскать с ФИО5 ФИО3 (ИНН ), проживающего по адресу: <адрес> недоимки по налогам в общей сумме 2430,89 рубля, из которых по:

- транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1512 руб. (за 2017 год), пени в размере 22,10 руб. (за период с 04.12.2018 года по 29.01.2019 года);

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 60656420: налог в размере 277 руб. (за 2017 год), пени в размере 4,05 руб. (за период с 04.12.2018 года по 29.01.2019 года);

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 60656455: налог в размере 495 руб. (за 2017 год);

- налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 119 руб. (за 2017 год), пени в размере 1,74 руб. (за период с 04.12.2018 года по 29.01.2019 год).

Взыскать с ФИО5 ФИО4 в доход муниципального образования «Целинский район» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Целинский районный суд Ростовской области в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: