ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/2016 от 25.04.2016 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-134/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Вилюйск

25 апреля 2016 года

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Тихонова Е.Д.,

при секретаре Григорьевой М.З.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

заинтересованного лица ФИО3,

представителя заинтересованного лица - адвоката Черноградского А. Г.,

представителей Вилюйской территориальной избирательной комиссии Республики ФИО4 Владимировны, ФИО5,

старшего помощника прокурора Вилюйского района Андреева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии муниципального образования «Екюндюнский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№***** «Об определении результатов выборов главы муниципального образования «Екюндюнский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия),

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ИКМО «Екюндюнский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), просит признать итоги выборов главы МО «Екюндюнский наслег» недействительными и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№***** «Об определении результатов выборов главы МО «Екюндюнский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)». В обоснование административного искового заявления ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Екюндюнского наслега Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) было принято Решение №***** о назначении на ДД.ММ.ГГГГ досрочных выборов главы МО «Екюндюнский наслег». ДД.ММ.ГГГГ административный истец был зарегистрирован кандидатом в главы МО «Екюндюнский наслег». Согласно протоколу ИКМО «Екюндюнский наслег» о результатах выборов число избирателей, внесенных в список 288, число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией 258, число бюллетеней, выданных досрочно 20, число бюллетеней, выданных в помещении для голосования и в день голосования 229, число бюллетеней, выданных вне помещения для голосования в день голосования 8, число погашенных бюллетеней 1, число бюллетеней в переносных ящиках для голосования 8, число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования 249, число недействительных бюллетеней 1, число действительных бюллетеней 258, за ФИО6 проголосовали 2 избирателя, за ФИО3 - 128, за ФИО1 - 125, против всех кандидатов - 1. Считает, что волеизъявление избирателей муниципального образования были искажены. Порядок составления списков избирателей регламентируется ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», из содержания п.п.14, 16, 17 в их системной связи следует, что выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Включение дополнительно в список избирателей в день голосования возможно лишь на основании личного заявления гражданина, обладающего активным избирательным правом. ДД.ММ.ГГГГ в помещении для голосования в день голосования были допущены к голосованию 11 граждан, якобы, обладающие активным избирательным правом, зарегистрированные по адресу: <*****>, и <*****>. ДД.ММ.ГГГГ, а также в день голосования, а именно ДД.ММ.ГГГГ, без личного заявления были включены в список избирателей и тем самым были допущены к голосованию граждане, якобы проживающие на территории избирательного округа по адресу: <*****> -ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, С. Л.Г., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 Данный жилой дом с 2012 года пустует, никто там не проживает, не отапливается, в настоящее время заброшенный дом. ДД.ММ.ГГГГ без личного заявления также были включены в список избирателей и тем самым были допущены к голосованию граждане, якобы проживающие на территории избирательного округа по адресу <*****> - ФИО17, ФИО18, ФИО19 Данные избиратели являются работниками школы, где директором работает мать ФИО3 - ФИО20 Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (п.4 ст.4 Федерального закона № 67- ФЗ). Согласно п.1 ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. Согласно Акту о передаче первого экземпляра списка избирателей на досрочных выборах главы МО «Екюндюнский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ Вилюйская территориальная избирательная комиссия передала УИК №***** список, состоящий из 6 листов, с числом избирателей, включенных в список избирателей - 257 человек. На конец голосования ДД.ММ.ГГГГ список составил 288 избирателей, что на 31 больше от переданного первоначального списка. Все это показывает, что работа со списком избирателей проводилась не надлежащим образом. В соответствии с п.14 ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» участковая комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Избирателями Екюндюнского наслега ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в адрес ТИК Вилюйского района о фиктивной регистрации граждан по адресу: <*****>. ТИК Вилюйского района отправил запрос, но до сих пор ответ не получил со стороны органов прокуратуры и территориального органа ФМС России. Согласно п.4 ст.78 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установлены сроки рассмотрения. Ст.2 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» раскрывает понятие фиктивной регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. То есть, обязательное условие регистрации по месту жительства - фактическое изменение места жительства и прибытие в нем. Но, фактически никто не прибыл по адресу <*****>. Включение в список избирателей 14 граждан, имеющих фиктивную регистрацию в границах избирательного округа Екюндюнского наслега, отсутствие личного письменного заявления, требуемого в соответствии с п.17 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» влекут невозможность определения действительного волеизъявления избирателей, обладающих активным избирательным правом. Не должно быть так, что органы местного самоуправления, в частности глава наслега избирался по воле лиц, не проживающих на данной территории.

Из отзыва представителя административного ответчика ФИО2 к административному исковому заявлению следует, что на момент получения списка от Вилюйской территориальной избирательной комиссии числилось 257 избирателей. За день до выборов после работы со списками числилось 264 избирателя. В день выборов в список дополнительно вошло 24 избирателя. Число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования, было 288 человек. Досрочно проголосовало 20, в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии 229, а вне помещения 8 человек. В итоге приняли участие в голосовании 257 человек. В список избирателей вошли граждане, обладающие на момент проведения досрочных выборов главы МО «Екюндюнский наслег» активным избирательным правом. Вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа. Отказать гражданам, обладающим активным избирательным правом, участвовать в досрочных выборах главы МО «Екюндюнский наслег», избирательная комиссия не вправе. В соответствии с п.4 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием для включения гражданина РФ в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном, участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. А факт нахождения места жительства на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ. Подсчет голосов и занесение данных в протокол участковой избирательной комиссии было зафиксировано в 20 час. 45 мин., а после прохождения данных ГАС «Выборы» в 21 час. 20 мин. был заполнен протокол ИКМО. Жалоба в устной форме от кандидата ФИО1 поступила в 21 час. 45 мин., а в письменной форме в 23 час. 20 мин. Таким образом, жалоба поступила после определения итогов выборов.

Согласно отзыву председателя Вилюйской территориальной комиссии Республики ФИО4 В. в соответствии п.п. 1, 2 ст.17 Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» в целях реализации прав избирателей, списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку. Списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают. Исполняющим обязанности главы МО «Екюндюнский наслег» на момент составления списков избирателей работал административный истец ФИО1 В список избирателей вошли граждане, обладающие на момент проведения досрочных выборов главы МО «Екюндюнский наслег» активным избирательным правом. Вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа. Отказать гражданам, обладающим активным избирательным правом, участвовать в досрочных выборах главы МО «Екюндюнский наслег», избирательные комиссии не вправе. Волеизъявление граждан производится тайным голосованием. Голосование на выборах исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Итоги досрочных выборов главы МО «Екюндюнский наслег» отражены в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ по избирательному участку №*****, в которой последней строкой указано, что сведений о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу нет.

В своем возражении представитель заинтересованного лица Черноградский А.Г. просит признать итоги выборов главы МО «Екюндюнский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ действительными и состоявшимися, оставить административное исковое заявление без удовлетворения, поскольку согласно корректировки правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ Правительство РФ утвердило постановление от 15 августа 2014 года № 809 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713», в котором в частности конкретизируются места, признаваемые местом пребывания и местом жительства. Так, в перечень мест пребывания дополнительно включены медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ. В свою очередь, установлено, что местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина. В административном иске истец ссылается на «фиктивную регистрацию в границах избирательного округа Екюндюнского наслега». Однако при этом надо понимать, что под фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства считается регистрация на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов, регистрация в жилом помещении без намерения пребывать или проживать в нем, регистрация гражданина по месту пребывания или жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. Более того, фиктивность регистрации должна быть установлена и доказана судом, и не входит в компетенцию данного судебного разбирательства и не является предметом судебного разбирательства. В данном случае, граждане зарегистрированные по адресу: <*****>, зарегистрировались с целью дальнейшего проживания в данном жилом помещении, заниматься огородничеством, сельским хозяйством, заниматься воспитанием своих детей и приобщением к местным культурным ценностям, основанных на древних духовных традициях народа Саха. В настоящее время данный частный дом находится в замороженном состоянии, отсутствуют дрова для отопления дома, в связи с чем переезд в данный дом в наших суровых погодных условиях планируется с потеплением в мае месяце текущего года. Однако в данный жилой дом уже перевезены личные вещи и бытовая техника зарегистрированных лиц. Граждане, зарегистрированные по адресу: <*****>, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в течение продолжительного времени проживают и работают в данном селе и зарегистрировались в данном жилом помещении с целью дальнейшего получения земельного участка и строительства жилого дома, так как земельные участки под ИЖС без регистрации не выделяются. По личной просьбе вышеуказанных лиц жилое помещение для регистрации предоставил владелец жилого помещения ФИО21 Кроме того, п.1 ст.17 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» сказано, что в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с п.6 настоящей статьи. По смыслу п.14 ст.17 данного ФЗ следует, что уточнением списков избирателей с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациям, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей обязана заниматься ГИК Вилюйского района и не требуются личного письменного заявления для включения в продолжение списка избирателей. Личное письменное заявление требуется для включения в дополнительный список избирателей согласно ст.17 для граждан находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, а также военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, медицинских учреждениях. Включение граждан с активным избирательным правом в продолжение списка избирателей без личного письменного заявления является прямой обязанностью членов избирательной комиссии. Голосование за того или иного кандидата проходит тайно, и нам неизвестно за кого из кандидатов указанные в иске граждане отдали свои голоса. Таким образом, не имеется оснований считать нарушенными правила составления списков избирателей.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал исковое заявление, просит его удовлетворить. Также административный истец в судебном заседании пояснил, что он уходил в связи с выборами ДД.ММ.ГГГГ, в период отсутствия была исполняющей обязанности главы ФИО22, составлением списка избирателей он не занимался.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании пояснила, что не согласна с исковыми требованиями, к выборам допущены граждане с постоянной регистрацией, решение законное, список составляется администрацией МО «Екюндюнский наслег», передает список территориальная избирательная комиссия по Вилюйскому району. Всего в день голосования в список были включены 24 лица, которые не вошли в основной список. Учет граждан, проживающих на территории муниципального образования, ведется администрацией. Из лиц, зарегистрированных по адресу: <*****>, проживал в селе только ФИО11

Заинтересованное лицо ФИО3 считает выборы состоявшимися, нарушений как таковых он не видит, голосовали люди, которые прописались. Они проживают в 20 км от Вилюйска и очень многие проживают и зарегистрированы в <*****>, все население в основном работает в бюджетных учреждениях, а остальные в <*****> и <*****>.

Представитель заинтересованного лица Черноградский А.Г. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по изложенным в возражении основаниям.

Представитель Вилюйской территориальной избирательной комиссии Республики ФИО4 В. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ к ним поступило письмо от жителей Екюндюнского наслега, которое они перенаправили в прокуратуру Вилюйского района Республики Саха (Якутия). До начала выборов ожидали ответ с прокуратуры, но выборы состоялись, вся процедура соблюдена. Выразила желание, чтобы такое не повторялось, так как кто угодно, где угодно может прописаться.

Представитель Вилюйской территориальной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)ФИО5 в судебном заседании пояснил, что имелись основания для включения в список избирателей лиц, зарегистрированных в МО «Екюндюнский наслег».

Старший помощник прокурора А. В.В. считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку граждане, которые были включены в список избирателей, не обладали активным избирательным правом, так как не проживали на территории МО «Екюндюнский наслег».

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что фактически проживает по адресу: <*****>, зарегистрирован в доме отца по адресу: <*****> Республики Саха (Якутия), <*****>. Каждое лето ездит в <*****>, выращивает картофель, помогает родственникам на сенокосе. Зарегистрировался по указанному адресу с целью построить маленький завод по переработке древесины.

Свидетель ФИО23 в судебном заседании показал, что фактически проживает по адресу: <*****>, является индивидуальным предпринимателем, занимается лесозаготовками, зарегистрировался по адресу: <*****> Республики Саха (Якутия), <*****>, так как в указанном населенном пункте имеет пилораму, намерен получить земельный участок в указанном населенном пункте. По поводу регистрации обращался к ФИО7, из зарегистрированных в указанном доме лиц, знает только его. После регистрации по указанному адресу не проживал, летом намеревается проживать.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании показал, что зарегистрирован по адресу: <*****> Республики Саха (Якутия), <*****>, проживает по адресу: <*****>, работает учителем в школе на протяжении 5 лет, зарегистрировался с намерением получить земельный участок. Ранее не регистрировался, так как имел намерение уехать из села, сейчас планы изменились. По поводу регистрации обратился к ФИО7

Свидетель ФИО10 в судебном заседании показал, что является собственником дома по адресу: <*****> Республики Саха (Якутия), <*****>, фактически проживает по адресу: <*****>, пер.Кулаковского, <*****>. Он является уроженцем <*****>, где прожил до 1980 года, потом переехал в <*****>. Каждое лето выезжает в <*****>, в доме нет отопления и электричества, так как нет необходимости. В доме зарегистрированы его сын ФИО7, друзья сына ФИО23, ФИО9, ФИО10, ФИО13, ФИО15, ФИО16, учитель школы ФИО11, его помощник С. Л.Г., племянник ФИО12, знакомый ФИО14С. Л.Г. проживает в <*****> иногда в Чернышевском наслеге, племянник ФИО12 проживает в <*****>, летом бывал в <*****>, ФИО14 хотел взять участок под охотничьи угодья. Указанные лица зарегистрировались у него, так как намеревались получить земельный участок на территории муниципального образования, фактически в <*****> не проживали.

Свидетель ФИО25 в судебном заседании показала, что является начальником МП УФМС России по РС(Я) в <*****>. Регистрация граждан по адресам: <*****>, проведены без нарушения правил регистрации, на основании личных заявлений граждан, с согласия собственников жилища. Действительно она вместе с сотрудниками ОМВД России по <*****> выезжала на проверку дома по адресу: <*****>, в ходе которого установлено, что дом пустует, никто там не проживает. Допускается проживание гражданина не по месту регистрации.

Свидетель ФИО26 в судебном заседании показала, что зарегистрирована и проживает в <*****>, в доме по адресу: <*****>, проживала с апреля по сентябрь 2010 года. После нее в этом доме никто не проживал. Летом по указанному адресу хозяин дома выращивал картофель, фактически не проживал.

Свидетель ФИО18 в судебном заседании показал, что зарегистрирован по адресу: <*****>, фактически проживает в <*****> по другому адресу. Решил регистрироваться в <*****>, так как желает получить земельный участок и построить дом. С заявлением на получение земельного участка в администрацию муниципального образования не обращался.

Свидетель ФИО27 в судебном заседании показала, что работает в администрации МО «Екюндюнский наслег». По лицам, включенным в список избирателей на день голосования, пояснила, что ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, С. Л.Г., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО32, ФИО15, ФИО16, ФИО33, ФИО34, ФИО7 на территории муниципального образования не проживали и не проживают. Также в основном списке имеются избиратели, которые фактически не проживают в МО «Екюндюнский наслег».

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением представительного органа МО «Екюндюнский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст.8 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-3 № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» и Устава МО «Екюндюнский наслег» назначены выборы главы МО «Екюндюнский наслег» на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением избирательной комиссии МО «Екюндюнский наслег» №***** от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.34 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-3 № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» кандидатами на должность главы МО «Екюндюнский наслег» зарегистрированы ФИО1, ФИО3, ФИО6

В соответствии с ч.ч.2,3 ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории РФ.

В силу пп.18 ст.2 указанного Федерального закона избиратель - гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Также п.1 ст.4 этого же Федерального закона установлено, что гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.

Согласно п.4 ст.4 названного Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории; указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (п.2 ст.16 приведенного Федерального закона).

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения; факт нахождения места жительства или временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с законодательством РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (п.4 ст.17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Согласно п.17 ст.17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» гражданин РФ, который достиг на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, а также гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, обучающийся по очной форме обучения и зарегистрированный по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательной организации), имеют право избирать депутатов представительного органа муниципального образования, главу муниципального образования по соответствующему избирательному округу.

Согласно ч.1 ст.18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», указанным Законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права).

Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством РФ, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Законом РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» дано определение понятию место жительства, согласно которому место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с указанным законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

В соответствии с указанным законом местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно.

Согласно ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как следует из текста закона, определение места жительства гражданина никак не связывается с фактом его регистрации по месту жительства.

Таким образом, факт регистрации косвенно свидетельствует о формальном выборе лицом своего места жительства, но не исключает фактического проживания в другом месте. При этом именно фактическое проживание в определенном месте постоянно или преимущественно определяет наличие активного избирательного права.

Как установлено в судебном заседании, ФИО16, ФИО14, ФИО15, ФИО13, ФИО12, С. Л.Г., ФИО9, ФИО23, ФИО7, несмотря на наличие регистрации в МО «Екюндюнский наслег», фактически на территории указанного муниципального образования не проживали и не проживают.

Также установлено, что ФИО10 имеет в собственности дом по адресу: <*****>, длительное время не проживает в <*****>, приезжает только летом. По указанному адресу он зарегистрировал сына ФИО7, друзей сына ФИО23, ФИО9, ФИО13, ФИО15, ФИО16, своего помощника по хозяйству ФИО35, племянника ФИО12, знакомого ФИО14, учителя Екюндюнской школы ФИО11

Таким образом, установлено, что в список избирателей включены лица, фактически не проживающие на территории МО «Екюндюнский наслег», в том числе ФИО7, ФИО23, ФИО9, С. Л.Г., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, тем самым список избирателей муниципального образования «Екюндюнский наслег» <*****> Республики Саха (Якутия) составлен с нарушением требований ст.17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст.18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)».

Как видно из дела и установлено судом, за ФИО3 проголосовало 128 избирателей, за ФИО1 - 125 избирателей. При такой разнице голосов в пользу ФИО3 (три голоса) волеизъявление избирателей не является очевидным и достоверным, данных, опровергающих эти выводы, в судебном заседании не представлено.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.93 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Поскольку выборы главы муниципального образования «Екюндинский наслег» <*****> Республики Саха (Якутия) в соответствии с ч.11 ст.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» являются тайными, исключающими возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, и определения результатов волеизъявления всех избирателей, решение избирательной комиссии МО «Екюндюнский наслег» об итогах голосования подлежит отмене.

Доводы представителя заинтересованного лица о наличии намерений лиц, зарегистрированных в доме по адресу: <*****>, проживать в указанном поселке, суд находит необоснованными. Намерение проживать на территории МО «Екюндюнский наслег» не может являться основанием для признания за указанными лицами активного избирательного права.

Кроме того, с учетом характера регистрации граждан по адресу: <*****> Республики Саха (Якутия), <*****>, которые зарегистрировались в пустующем непригодном для проживания в зимнее время доме в один день - ДД.ММ.ГГГГ, суд ставит под сомнение их намерение проживать в указанном населенном пункте.

В судебном заседании не представлено доказательств отсутствия активного избирательного права у граждан, зарегистрированных по адресу: <*****>, а именно у ФИО17, ФИО18, ФИО19 В указанной части доводы административного истца суд находит необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить.

Решение избирательной комиссии муниципального образования «Екюндюнский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2016 года № 20 «Об определении результатов выборов главы муниципального образования «Екюндюнский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия)» признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Д. Тихонов

Решение в окончательной форме принято 28 апреля 2016 года.