ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/2022 от 17.02.2022 Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-134/2022

УИД 03RS0068-01-2022-000105-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года село Чекмагуш

Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеевой Р.С.

при секретаре Шайхиевой Э.Р.

с участием представителя административного истца ФИО1, представившей доверенность от 27 августа 2021 года,

представителя административного ответчика заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Чекмагушевского РО СП УФССП России по РБ ФИО2 по доверенности от 28.07.2021г. сроком на 1 год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чекмагушевского муниципального унитарного предприятия по водоснабжению к Чекмагушевскому РО СП УФССП России по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республики Башкортостан, заместителю начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Чекмагушевского РО СП УФССП России по РБ ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению обратился в суд с административным исковым заявлением к Чекмагушевскому РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республики Башкортостан, заместителю начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Чекмагушевского РО СП УФССП России по РБ ФИО2 просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, вынесенного постановлением судебного пристава Чекмагушевского районного ОСП УФССП России по РБ от 15 октября 2021 года, в связи с отсрочкой исполнения решения суда, тяжелым материальным положением административного истца.

Административный истец исковые требования мотивирует тем, что по исполнительному производству 15 октября 2021 года судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. 08 ноября 2021 года должнику ЧМУП по Водоснабжению предоставлена отсрочка исполнения решения суда.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала, просит удовлетворить, пояснила, что меры к исполнению решения суда приняты, полное исполнение решения суда требует значительного времени, просит принять во внимание, что с передачей в 2020 году в хозяйственное ведение станции биологической очистки сточных вод предприятие стало убыточным, что подтверждается отчетом ЧМУП по водоснабжению о финансовых результатах за 2020-2021 годы, финансирование его происходит за счет субсидирования бюджетом администрации района.

Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании удовлетворению исковых требований административного истца возражал, пояснил, что постановление вынесено в связи с неисполнением требований исполнительного документа в течение 5 дней в рамках Федерального закона "Об исполнительном производстве", в настоящее время меры к исполнению ЧМУП по водоснабжению принимаются, решение суда частично исполнено, ограничения в связи с исполнительным сбором им не приняты.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания надлежаще извещен, явку представителя не обеспечил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П и от 02.04.2015 г. N 654-О).

Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Чекмагушевского межрайонного суда Республика Башкортостан от 23 января 2020 года постановлено:

Обязать Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению (452200, <адрес>, ИНН<***>, ОГРН <***>) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения для скважин №№ 20, 2, 3 <адрес> с определением границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны;

- проводить лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках программы производственного контроля в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в рамках программы производственного контроля в селах Чекмагуш, Старокалмашево, Новобалтачево, <адрес> Республики Башкортостан, проводить лабораторные исследования качества питьевой воды на радиологические показатели;

- осуществлять контроль с применением лабораторных исследований, испытаний на рабочих местах, производственных помещениях, проводить лабораторные и инструментальные исследования параметров освещенности, микроклимата, шума, воздушной среды;

- обеспечить население <адрес> Республики Башкортостан питьевой водой, соответствующей требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечив население <адрес> Республики Башкортостан питьевой водой, соответствующей требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Обязать ответчиков в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, довести через средства массовой информации до сведения потребителей, путем опубликования резолютивной части решения в части признания действий противоправными в отношении неопределенного круга лиц, в официальном издании <адрес> в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

На основании вышеуказанного решения выдан исполнительный лист № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании с должника ЧМУП по водоснабжению исполнительного сбора в размере 50000 рублей. Также ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование о исполнении требований исполнительного документа в течение 10 дней со дня поступления документа.

Данные постановление и требование получены представителем административного истца ДД.ММ.ГГГГ под роспись.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МР <адрес> РБ и АО «Башкоммунприбор» заключен контракт на реконструкцию объектов водоснабжения <адрес> муниципального района <адрес> (национальный проект «Чистая вода»).

Согласно протоколу лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ решение в части проведения лабораторных исследовании качества питьевой воды и обеспечения населения <адрес> питьевой водой исполнено. Качество питьевой воды в северной части <адрес>, <адрес>, Молодежная, Свободы, Западная, ФИО3, Полевая, Стройтельная, Пионерская, Ленина) и <адрес> соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

Определением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2021 года исполнение решения Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 января 2020 года по гражданскому делу по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах, Республики Башкортостан к Чекмагушевскому муниципальному унитарному предприятию по водоснабжению (ЧМУП по водоснабжению), администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан о прекращении противоправных действии исполнителя, о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства в порядке ст.46 ГПК РФ отсрочено до 01 июля 2022 года.

В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, поскольку постановление вынесено после исполнения решения суда и исполнительного документа.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, принимая во внимание, что отчет о результатах финансовой деятельности за 2020 год, 2021 год, финансирование ЧМУП по водоснабжению осуществляется за счет средств местного бюджета, принятие меры для добровольного исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением Чекмагушевского РОСП УФССП по РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2022 года.

Судья-