ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/2023 от 12.09.2023 Ярославского гарнизонного военного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2023 года город Ярославль

Ярославский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Пызикова Д.Г., при помощнике судьи Гусевой М.А., с участием административного истца Дешкевича А.С. и его представителя Матвиенко Я.Л., рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-134/2023 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты><данные изъяты> Дешкевича Антона Сергеевича об оспаривании бездействия <данные изъяты>, связанного с не увольнением административного истца с военной службы,

установил:

представитель административного истца Матвиенко Я.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что решением Ярославского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2022 года действия <данные изъяты>, связанные с досрочным увольнением Дешкевича с военной службы в связи с отчислением из <данные изъяты> были признаны незаконными, но административным ответчиком не было предпринято мер к восстановлению административного истца на военной службе. При этом Дешкевич ввиду достижения пенсионного возраста и соответствующей выслуги лет направил в адрес ответчика рапорта об увольнении его с военной службы от 4 февраля и 24 апреля 2023 года, которые были проигнорированы, и право административного истца на увольнение с военной службы было нарушено бездействием должностного лица.

Представитель административного истца, ссылаясь на статью 450 ГК РФ, регламентирующую правоотношения при изменении и расторжении договоров, на пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», предусматривающий регулирование порядка прохождения военной службы соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе в предусмотренном законом порядке - нормами трудового законодательства, и необходимость применения судами при разрешении споров, связанных с прохождением военной службы, учитывать другие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, считает, что принятый воинским командованием рапорт является волеизъявлением административного истца об окончании прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и говорит о расторжении заключенного контракта, тем самым, все возложенные на военнослужащего права и обязанности в связи с прохождением военной службы считаются прекращенными со дня принятия его рапорта.

На основании изложенного представитель административного истца просит: признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в не увольнении Дешкевича с военной службы; обязать административного ответчика уволить Дешкевича с военной службы со дня подачи рапорта об увольнении; взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины.

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал и пояснил, что при досрочном увольнении его с военной службы в связи с отчислением из военной образовательной организации высшего образования должностными лицами не была подсчитана его выслуга лет в льготном исчислении и не учтено, что он имел право на пенсию по выслуге лет. При этом Дешкевич, обращая внимание на досрочное увольнение его с военной службы до издания Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», считает, что административному ответчику после отмены судом состоявшегося решения об увольнении административного истца с военной службы в настоящее время надлежит уволить его с военной службы «по выслуге лет», поскольку в льготном и календарном исчислении выслуга лет на военной службе у него составляет более 20 лет, дающая право на пенсию за выслугу лет.

Представитель административного истца, поддержав административный иск по изложенным в нем основаниям, пояснила, что в отношении Дешкевича в мае 2022 года имелось иное основание для увольнения с военной службы - по выслуге лет, в связи с чем в настоящее время должно быть реализовано его право на увольнение со дня соответствующего волеизъявления административного истца, изложенного в направленном командованию рапорте.

Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, в направленных в суд возражениях, не признав административный иск, пояснил, что в настоящее время Дешкевич находится в распоряжении <данные изъяты>. При этом согласно приказу <данные изъяты> округа от 17 апреля 2023 года на основании решения суда отменен пункт приказа <данные изъяты> о досрочном увольнении с военной службы в запас Дешкевича, в связи с чем административный истец восстановлен на военной службе. Соответствующая выписка из приказа направлена в суд и в военный комиссариат по месту учета Дешкевича, то есть решение Ярославского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2022 года исполнено в полном объеме, но в соответствии с ответом заместителя начальника управления кадров Южного военного округа от 15 июня 2023 года до настоящего времени Дешкевич не прибыл в управление для разрешения вопроса о дальнейшем прохождении военной службы. При этом в адрес управления кадров от Дешкевича не поступало рапортов и обращений по вопросу его досрочного увольнения с военной службы.

Привлеченные к судебному разбирательству в качестве заинтересованных лиц - командир <данные изъяты>, в которой административный истец состоял в списках личного состава воинской части до досрочного увольнения его с военной службы, и командир <данные изъяты>, в состав которой входит <данные изъяты>, в судебное заседание не явились.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск Дешкевича удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статья 51 настоящего Федерального закона военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом в силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для военнослужащего, имеющего воинское звание младшего офицера, - 50 лет, а пунктом 1 статьи 53 закона предельный возраст гражданина, пребывающего в запасе, имеющего воинское звание младшего офицера, составляет 60 лет.

Нормами с аналогичным содержанием регулируются вопросы увольнения военнослужащих с военной службы Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

В силу статей 5 и 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более.

В соответствии с вступившим в законную силу решением Ярославского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2022 года приказ <данные изъяты> округа от 23 июня 2022 года № 327 в части досрочного увольнения Дешкевича с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с отчислением из военной образовательной организации высшего образования, признан незаконным, и суд постановил обязать <данные изъяты> отменить свой приказ от 23 июня 2022 года № 327 в части досрочного увольнения Дешкевича Антона Сергеевича с военной службы, восстановив его на военной службе.

Согласно выписке из приказа <данные изъяты> от 17 апреля 2023 года № 275 пункт 16 приказа <данные изъяты> от 23 июня 2022 года № 327 о досрочном увольнении с военной службы в запас Дешкевича, состоявшего в распоряжении <данные изъяты>, отменен, как незаконно изданный, на основании решения суда.

В представленных суду и адресованных административному ответчику копиях рапортов от 4 февраля и 24 апреля 2023 года административный истец просит воинское должностное лицо уволить его с военной службы «по выслуге лет с правом выхода на пенсию». Других оснований для увольнения с военной службы административным истцом не приведено и материалы дела не содержат.

Из материалов дела усматривается, что Дешкевич родился 18 августа 1985 года, то есть ему исполнилось полных 38 лет.

Таким образом, Дешкевич, восстановленный на военной службе, ни при каких условиях не может быть уволен в настоящее время с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, которого он реально не достиг.

Что касается утверждения стороны административного истца о приобретенном Дешкевичем праве на пенсию за выслугу лет, то основание для назначения пенсии за выслугу лет и основание для увольнения с военной службы по возрасту не являются тождественными, и наличие у военнослужащего выслуги на военной службе 20 лет и более свидетельствует о его праве при увольнении с военной службы на назначение пенсии за выслугу лет, но само по себе наличие права на пенсию за выслугу лет не наделяет военнослужащего правом и на увольнение с военной службы, как это считает административный истец.

Основания увольнения военнослужащего с военной службы предусмотрены статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и данная норма закона, в частности в пунктах 2, 3 и 6, предусматривающих для проходящего военную службу по контракту военнослужащего: возможность досрочного увольнения с военной службы по соответствующим основаниям; право военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы; возможность по заключению аттестационной комиссии досрочного увольнения с военной службы по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, - не содержит в качестве возможного такого основания увольнения военнослужащего с военной службы, как «по выслуге лет».

В этой связи несостоятельно и содержащееся в административном исковом заявлении утверждение, что подача военнослужащим рапорта об увольнении влечет расторжение заключенного контракта, поскольку законодательством расторжение контракта о прохождении военной службы, в том числе по волеизъявлению какой-либо из сторон, не предусмотрено.

С учетом изложенного у командующего войсками Южного военного округа правовых оснований для увольнения административного истца с военной службы в связи с его выслугой лет не имеется, ввиду чего административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

Дешкевичу Антону Сергеевичу в удовлетворении административного иска об оспаривании бездействия <данные изъяты>, связанного с не увольнением административного истца с военной службы, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий