Дело №2а-207/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Светлогорск 6 февраля 2017 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в лице судьи Ганина В.А, при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гостиница «Беккер» к ответчику Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» о признании недействующим постановления <№> от <Дата> Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» «Об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Янтарный городской округ» и порядка проведения открытого конкурса на право размещения указанных объектов»
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Гостиница «Беккер» обратился в суд с административным иском к ответчику Администрации МО «Янтарный городской округ», в котором просит:
-признать недействующим постановление Администрации МО «Янтарный городской округ» <№> от <Дата> «Об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» и порядка проведения открытого конкурса на право размещения указанных объектов» включая все приложения к настоящему постановлению с момента вступления их в силу;
-обязать Администрацию МО «Янтарный городской округ» произвести в установленном порядке все необходимые действия по подготовке, разработке, согласованию, утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ».
В обоснование иска истец указывает, что <Дата> ответчиком принято постановление <№> «Об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Янтарный городской округ» и порядка проведения открытого конкурса на право размещения указанных объектов» (далее - постановление <№>). <Дата> указанное постановление размещено на сайте администрации в полном объеме, и было опубликовано в газете «Наш Янтарный» <№><№> только в части: опубликован сам текст постановления без приложений <№>,<№>,<№>,<№>. Истец считает постановление <№> недействительным (недействующим) ввиду его несоответствия нормам и требованиям действующего законодательства, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», постановление <№> является муниципальным нормативным правовым актом, так как издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, имеет в наличии правовые нормы (правила поведения), обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии со ст.10 которого, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 №386 «О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области» (далее постановление №386).
В соответствии со ст.6 постановления №386, разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов осуществляется органами местного самоуправления, определенными уставом соответствующего муниципального образования, и, согласно пункту 5 статьи 46 Устава МО «Янтарный городской округ» к компетенции местной администрации относится решение вопросов использования объектов муниципальной собственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Временная схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением <№> не соответствует обязательным требованиям, установленным в статьях 25,26,27,28,29 постановления Правительства Калининградской области от 28.05.2010 №386.
В нарушении ст.ст. 53,55,57,58,59,60,63,64,65,66 главы 4 постановления №386 ответчик нарушил порядок согласования и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, что является не только нарушением действующих норм, но и прав и законных интересов истца, как правообладателя нестационарного торгового объекта, так как являясь заинтересованным лицом истец был лишен права участвовать в публичных слушаниях, выражать свое мнение, делать свои замечания в отношении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением <№>.
Приложения <№>,<№>,<№> постановления <№> также не соответствуют требованиям норм действующего законодательства, данное обстоятельство уже установлено Арбитражным судом Калининградской области, в соответствии с решением по делу №<№>, вступившим в законную силу с <Дата>, по исковому заявлению ООО «Гостиница «Беккер» был признан недействительным конкурс на право размещения нестационарных торговых объектов в отношении лота <№>, где основанием явилось полное отсутствие схемы размещения на территории МО «Янтарный городской округ», ввиду чего ответчик не имел правового основания для проведения конкурсов до окончательного утверждения схемы размещения.
Таким образом, содержание временной схемы размещения нестационарных торговых объектов и её утверждение не соответствуют правилам, установленным в ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», Закону Калининградской области «О регулировании торговой деятельности на территории Калининградской области», постановлению правительства Калининградской области №386, что является нарушением прав и законных интересов истца, как правообладателя нестационарного торгового объекта, осуществлять торговую деятельность в нестационарном торговом объекте «летнее кафе» на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» в существующем месте размещения НТО «<Адрес>».
На основании вышеизложенного, ООО «Гостиница «Беккер» считает, что Приложения <№>-<№>, утвержденные постановлением <№> являются недействительными, так как не соответствуют ФЗ №381-ФЗ о торговле, ФЗ №131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления РФ, Гражданскому кодексу РФ, Уставу МО «Янтарный городской округ», а также нарушают права и законные интересы ООО «Гостиница «Беккер» как правообладателя нестационарного торгового объекта в сфере предпринимательской деятельности, лишая истца права свободно на законных основаниях осуществлять торговлю в НТО на территории муниципалитета.
В соответствии с абзацем 1 ст.13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Снисаренко Н.Н. поддержала исковые требования о признании недействующим постановление <№> от <Дата> «Об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» и порядка проведения открытого конкурса на право размещения указанных объектов» включая все приложения к настоящему постановлению с момента вступления их в силу. В остальной части исковые требования не поддержали, так как постоянная схема принята решением Совета депутатов Янтарного городского округа, в связи с чем необходимость искового требования об этом не актуальна.
Ответчик в лице представителей по доверенностям Макарчук Т.М. и Алешина Н.В. в судебном заседании иск не признали, так как постановлением главы администрации ЯГО принималась временная схема, а не постоянная, следовательно, нарушений не имеется, при этом решением Совета депутатов Янтарного городского округа принята необходимая схеме, что истцом не оспаривается.
Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
<Дата> ответчиком принято постановление <№> «Об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Янтарный городской округ» и порядка проведения открытого конкурса на право размещения указанных объектов» (далее - постановление <№>). <Дата> указанное постановление размещено на сайте администрации в полном объеме, и опубликовано в газете «Наш Янтарный» <№><№> без приложений <№>,<№>,<№>,<№>. (л.д.<№>)
Из указанного постановления следует, что им:
Пункт <№> - утверждена временная схема размещения нестационарных торговых объектов НТО) на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» (приложение <№>).
Пункт <№> - установлено, что размещение НТО на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» осуществляется на основании результатов открытого конкурса.
Пункт <№> - утверждены:
Положение о порядке проведения открытого конкурса на право размещения НТО потребительского рынка на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» (приложение <№>).
Положение о конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право размещения НТО потребительского рынка на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» (приложение <№>).
Состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право размещения НТО потребительского рынка на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» (приложение <№>).
Пункт <№> - Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации поручено организовывать проведение открытых конкурсов на право размещения НТО потребительского рынка на территории муниципального образования «Янтарный городской округ».
Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии со ст.10 которого размещение НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения НТО на территории муниципальных образований Калининградской области утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 №386 «О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области» (далее постановление №386).
Из постановления №386 следует, что:
53. Решения о подготовке схем размещения НТО, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в схемы принимаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенными уставами соответствующих муниципальных образований.
54. С момента принятия решения о разработке схемы или решения о ее корректировке в целях приведения в соответствие с Порядком, до принятия решения об утверждении схемы размещение новых НТО, а также снос (демонтаж, ликвидация) существующих нестационарных торговых объектов не допускаются.
55. Решение о подготовке схем размещения НТО подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещается на официальном сайте городского округа, на официальном сайте городского или сельского поселения (при отсутствии - на официальном сайте муниципального района) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
56. Решение о подготовке схем размещения НТО в течение пяти дней со дня принятия направляется в Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области для размещения на официальном сайте Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
57. Со дня опубликования решения о подготовке схемы размещения НТО физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения предложения о развитии сети НТО.
58. Схема размещения НТО до ее утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
63. Заключение о результатах публичных слушаний по схеме размещения НТО подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа, на официальном сайте городского или сельского поселения (при отсутствии - на официальном сайте муниципального района) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
64. Органы местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенные уставами соответствующих муниципальных образований, с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимают решения об утверждении схемы размещения НТО или об отклонении схемы размещения НТО и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
66. Утвержденная схема размещения НТО подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа, на официальном сайте городского или сельского поселения (при отсутствии - на официальном сайте муниципального района) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
67. Утвержденная схема размещения НТО в течение пяти дней со дня принятия направляется в Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области для размещения на официальном сайте Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Из изложенных положений постановления №386 суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении схемы размещения НТО принимает орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального образования, так как в пункте 64 постановления №836 не указано, что такое решение вправе принимать исполнительно-распорядительный органам местного самоуправления, что также подтверждается пунктом 53 постановления №836, из которого следует, что решение о подготовке схемы размещения НТО, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в схему принимаются исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Кроме этого, Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 №386 «О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области» не предусмотрено утверждение временной схемы размещения НТО.
Указанные обстоятельства также отражены в решении Арбитражного суда Калининградской области по делу №<№> по иску ООО «Гостиница «Беккер» к Администрации МО «Янтарный городской округ», которым были признаны недействительными торги в форме открытого конкурса на право размещения НТО по лоту <№> на право размещения НТО в месте размещения «<Адрес>». (л.д.<№>)
В соответствии разъяснениями пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Исходя из изложенных и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Янтарный городской округ», как ответчик по настоящему делу, утвердив постановлением <№> (приложение <№>) временную схему размещения НТО территории муниципального образования «Янтарный городской округ» - вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных законом и правовым актом Правительства Калининградской области. Следовательно, пункт первый (обжалуемого) постановления <№> утвержден (принят) не уполномоченным органом местного самоуправления, то есть администрацией вместо Совета депутатов, в силу чего этот пункт постановления <№> является незаконным и поэтому недействительным с момента его принятия (утверждения).
Исходя из этого, суд считает второе исковое требование истца не подлежащим удовлетворению, т.к. неуполномоченное лицо (орган местного самоуправления - администрация) не вправе утверждать схему размещения НТО.
При этом, из пояснений ответчика, судом установлено, что Советом депутатов МО «Янтарный городской округ» утверждена схема размещения НТО на 25 лет. Эти обстоятельства истец не оспаривает, и поэтому в суде не стал поддерживать требования о понуждении истца утвердить схему размещения НТО.
В соответствии разъяснениями пунктов 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что:
9. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
10. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Исходя из анализа пунктов <№> (оспариваемого) постановления <№>, суд не усматривает в них признаков, которые бы характеризовали его как нормативный правовой акт.
Напротив, суд считает, что указанные в нем положения (<№>-<№>) предназначенные для лиц, которые изъявят желание осуществлять торговую деятельность в местах размещения НТО. Следовательно, такие лица относятся к ограниченному кругу лиц, что не позволят относить оспариваемое постановление в этой части к нормативному правому акту.
При этом представители ответчика в суде пояснили, что оспариваемое постановление уже отменено в полном объеме постановлением администрации МО «Янтарный городской округ», но на период рассмотрения данного дела его не успели опубликовать в газете «Наш Янтарный», оспариваемое постановление отменено в связи утверждением Советом депутатов схемы размещения НТО и необходимостью приведения правовых актов администрации МО «Янтарный городской округ», в том числе регламента оказания муниципальных услуг, в соответствие с законодательством и правовыми нормами.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает нарушение прав истца на невозможность осуществления предпринимательской деятельности в местах размещения НТО, которые в настоящее время утверждены Советом депутатов МО «Янтарный городской округ», о чем известно истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца Общества с ограниченной ответственностью «Гостиница «Беккер» удовлетворить частично.
Признать недействующим постановление Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от <Дата> «Об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» и порядка проведения открытого конкурса на право размещения указанных объектов» в части пункта <№> об утверждении временной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» (приложение <№>), со дня его опубликования.
В остальной части исковых требований отказать истцу.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
СУДЬЯ ГАНИН В.А.