ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1351/18 от 27.07.2018 Усть-лабинского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть оглашена 27.07.2018 г.

Мотивированное решение составлено 01.08.2018 г.

г. Усть-Лабинск

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Анохина А.А.,

при секретаре Ждановой И.А.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края Пустовит Е.А.,

представителя административного ответчика – администрации МО Усть-Лабинский район по доверенности ФИО1,

законного представителя административного ответчика – администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района

Главы поселения ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц жителей х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района к администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края и администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края и администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по организации газоснабжения населенных пунктов; возложении на административных ответчиков обязанности в срок до 31.12.2019 г. организовать газоснабжение населенных пунктов в пределах установленных законодательством полномочий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Лабинского района Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц жителей х. Заречный, х.Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района к административным ответчикам Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, администрации Некрасовского сельского поселения по непринятию мер к организации газоснабжения х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района.

Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский

район, администрацию Некрасовского сельского поселения в срок до 10.12.2018г. принять меры к организации газоснабжения х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района в рамках возложенных полномочий, а именно: администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район принять меры к строительство, вводу в эксплуатацию подводящего газопровода к указанным выше населенным пунктам; администрацию Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района принять меры к строительству, вводу в эксплуатацию распределительного газопровода в границах указанных выше населенных пунктов.

В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что прокуратурой района в феврале 2018 года проведена проверка по вопросу газификации х. Заречный, х. Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения.

Согласно п.4 ч.l ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как показала проверка, в настоящее время строительство подводящего газопровода администрацией МО Усть-Лабинский район не осуществлено, что исключает возможность администрации Некрасовского сельского поселения реализовать полномочия по газификации поселения.

На протяжении длительного периода времени администрацией района мер, направленных на осуществление возложенных в силу закона полномочий не предпринимается.

Установлено, что в период с 2014 года по настоящее время в администрацию МО Усть-Лабинский район поступило порядка 8 обращений жителей указанных населенных пунктов по вопросу газификации, которые фактически по существу разрешены не были.

В силу действующего законодательства, организация в границах поселения, газоснабжения населения относится к компетенции администрации Некрасовского сельского поселения.

Установлено, что в период с 2014 года по настоящее время в администрацию Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района поступило порядка 15 обращений жителей х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения по вопросу газификации, которые фактически по существу разрешены не были.

В то же время на территории Краснодарского края действует долгосрочная краевая целевая программа «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденная Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 12.10.2015 № 961, в рамках которой реализуется подпрограмма «Газификация Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса», условиями которой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью комплексного развития газификации населенных пунктов Краснодарского края.

Однако, администрацией МО Усть-Лабинский район, администрацией Некрасовского сельского поселения меры, направленные на участие в программе не принимаются (наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации и др.), что, соответственно, исключает дальнейшую возможность участия муниципалитета на условиях софинансирования в долгосрочных программах, действующих на территории Краснодарского края.

В результате нарушаются права и законные интересы граждан - жителей х. Заречный, х. Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения на доступ к газоснабжению, как услуги, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, которая обеспечивается в Российской Федерации, как социальном государстве (статья 7 Конституции российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления, как публичной власти, наиболее приближенной к населению.

В последующем, административный истец уточнил свои исковые требования, и в уточненном административном исковом заявлении от 15.03.2018 г. (л.д. 168-170 т. 1), которое было приобщено к материалам дела определением Усть-Лабинского районного суда от 16.03.2018 г., административный истец просил признать незаконным бездействие администрации МО Усть-Лабинский район, администрации Некрасовского сельского поселения по организации газоснабжения х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района.

Обязать администрацию МО Усть-Лабинский район, администрацию Некрасовского сельского поселения в срок до 31.12.2018 г. организовать газоснабжение х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района в пределах установленных законодательством полномочий.

В судебном заседании 27.07.2018 г. представитель административного истца – ст. помощник прокурора Усть-Лабинского района Пустовит Е.А. представила письменное заявление административного истца – прокурора Усть-Лабинского района от 27.07.2018 г. № 8-2-18/1015, в котором административный истец уточнил срок исполнения его исковых требований в срок до 31.12.2019 г.

Письменное заявление административного истца об уточнении исковых требований в части установления срока, в течении которого административные ответчики обязаны будут исполнить решение суда, приобщено к материалам дела определением Усть-Лабинского районного суда от 27.07.2018 г.

Представитель административного истца в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме по тем же основаниям, что и в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования административного истца не признал и просил в иске отказать по основаниям, приведенным им в письменном возражении от 26.03.2018 г. № 180, которое приобщено к материалам дела.

Кроме того, он пояснил, что 30.01.2018 года администрация муниципального образования Усть-Лабинский район обращалась с письмом за № 152 к директору АО «Предприятие Усть-Лабинскрайгаз» с просьбой выдать технические условия на газификацию хуторов Огонек, Заречный и Кубанский Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района. Письмом за № 117 от 26.02.2018 года АО «Предприятие Усть-Лабинскрайгаз», поступившем в адрес администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, сообщило, что для определения технической возможности и порядка газификации хуторов необходимо выполнить схемы газоснабжения вышеуказанных хуторов в установленном порядке. На тот момент схема газификации отсутствовала. На сегодняшний день схема газификации получена. Подготавливается проект планировки и межевания территории, а также проводится работа по изысканию денежных средств для финансирования необходимых мероприятий. Администрация МО Усть-Лабинского района находится на этапе № 2 подготовки проекта, включающем в себя изготовление инженерно-геодезического отчета, проекта планировки и межевания территории, которым занимается управление архитектуры и градостроительства администрации МО Усть-Лабинский район. Этап № 1 включающий в себя получение технических условий на газификацию хуторов уже пройден, так как Некрасовское сельское поселение передало администрации МО Усть-Лабинского района схему газоснабжения, которая и позволила изготовить технические условия.

Документы, подтверждающие наличие технических условий, подтверждающих наличие схемы газоснабжения, отсутствуют. Считает, что указанного административным истцом срока до 31.12.2019 г., недостаточно, так как предстоит выполнить большой объем работ.

Также, ФИО1 пояснил, что с июля 2018 г. администрация МО Усть-Лабинского района приступила к изготовлению инженерно-геодезического отчета, проекта планировки и межевания территории.

На сегодняшний день структурными подразделениями администрации МО Усть-Лабинский район (отдел по вопросам ЖКХ, управление архитектуры и градостроительства) решаются вопросы об определении точки подключения подводящего газопровода высокого давления, об определении точки подключения подводящего газопровода высокого давления. Следующим этапом является изготовление проектно-сметной документации на строительство подводящего газопровода высокого давления.

Меры по газификации хуторов стали предприниматься администрацией района после поступления в Усть-Лабинский районный суд административного иска прокурора Усть-Лабинского района.

Законный представитель административного ответчика – администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района – Глава поселения ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала и просила отказать в административном иске по основаниям, приведенным ею в письменных возражениях от 23.07.2018 г. № 02-15/726, которые приобщены к материалам дела. Кроме того, она пояснила, что Администрация Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского поселения на протяжении 15 лет не бездействовала. Основная причина была в недостаточной мощности станции АГРС, находящейся в собственности ООО «Газпром». В 2007 году муниципальному образованию Усть-Лабинский район выделялись деньги для изготовления проектно-сметной документации на подводящий газопровод в хут. Заречный и в хут. Кубанский, а в 2011 году были предусмотрены денежные средства на строительство подводящего газопровода ст. Некрасовская - х. Заречный, хут. Заречный – х. Кубанский. Но администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район не были выполнены необходимые мероприятия, в связи с этим, денежные средства были перераспределены. Жители указанных выше хуторов действительно очень часто обращаются с жалобами. В прошлом году администрация поселения по собственной инициативе обратилась к АО «Предприятие Усть-Лабинскрайгаз» - организацию, которая арендует АГРС, и получили ответ о том, что при условии повышения выходного давления, могут быть подключены все три хутора. Указанный ответ был получен 01.06.2017 года. На тот период бюджет на 2017 год был уже распределен. Схемы газоснабжения стоили от 300000 рублей до 400000 рублей, и изыскать денежные средства на их изготовление в 2017 году не представилось возможным. Указанные денежные средства были заложены в бюджете на 2018 год и работа по изготовлению схем газификации была произведена в 2018 году. Изначально эту работу нужно было проводить по коммунальной инфраструктуре Некрасовского сельского поселения, где была запланирована газификация, только причина была в том, что труба шла прямо от ст. Некрасовская над трассой к хут. Заречный. В феврале месяце текущего года, они обратились в администрацию района и АО «Предприятие Усть-Лабинскрайгаз» по поводу предоставления технических условий, было собрано собрание, на котором присутствовали все заинтересованные лица. С целью экономии бюджетных средств решили не проводить от станицы Некрасовская до хут. Заречный по прямой линии, а врезаться этой трубой в газопровод высокого давления, который идет на хутор Кадухин, при этом сэкономят 4,5 км трубопровода высокого давления. После совещания, они получили технические условия от ООО «Кубань Усть-Лабинскрайгаз». К первому заседанию уже были подготовлены и ими предоставлены документы на изначальный сбор информации. После того, как они собрали информацию, деньги у них были и они заключили договор. Получив технические условия, институт в течение двух месяцев подготавливает схемы газификации, как высокого давления, так и низкого давления. После этого указанные схемы, пройдя согласование с АО «Предприятие Усть-Лабинскрайгаз», были переданы в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район, вместе с техническими условиями и инфраструктурой Некрасовского сельского поселения. Далее Глава Некрасовского сельского поселения вышла с просьбой к главе МО Усть-Лабинский район Артющенко о проведении совещания по вопросу продолжения работы. Согласно полномочиям, закрепленным в законе, изменения в инфраструктуру Некрасовского сельского поселения будет вносить администрация муниципального образования Усть-Лабинский район. Это связано с тем, что последние два года полномочия по генплану у администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и администрация муниципального образования Усть-Лабинский район вносила изменения в генплан Некрасовского сельского поселения. Они обратились к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район с просьбой о внесении соответствующих изменений. 19 июня 2018г. было проведено совещание по вопросу определения дальнейших действий, направленных на газификацию хуторов. Главой района была поставлена задача о разработке плана работы или дорожной карты, содержащей перечень необходимых мероприятий, но подготовка дорожной карты не была произведена. 21 июня 2018 г. было организовано очередное собрание по данному вопросу, но по уважительной причине ФИО2 не смогла принять участие в нем. 03 июля 2018 г. было организовано еще одно совещание по данному вопросу, на котором она предоставила обращение о выделении денежных средств для изготовления ПСД от 16.07.2018 года № 02-15/703, копия которого приобщена ранее к материалам дела. Ответ на данное обращение не был получен. В отношении сроков газификации Глава Некрасовского сельского поселения пояснила, что в дорожной карте первым и вторым мероприятиями, подлежащими выполнению в июле 2018 г. обозначены подготовка постановления о разработке проекта внесения изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Некрасовского сельского поселения и разработка проекта внесения изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Некрасовского сельского поселения. Однако, указанные мероприятия на сегодняшний день не выполнены. Как только будут внесены изменения в инфраструктуру, после этого смогут быть начать работы по созданию проектно-сметной документации, первыми этапами которой являются геология и топография. Они могут войти в краевую программу и получить необходимые средства на строительство газопровода, однако, всю необходимую проектно-сметную документацию должны изготовить самостоятельно, за счет собственных средств, которые на сегодняшний день отсутствуют у администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в необходимом объеме, а это не один миллион рублей. Полагает, что необходимые средства могут быть заложены при формировании бюджета следующего года. Так же должна быть принята во внимание необходимость проведения торгов, предусмотренных действующим законодательством, занимающих не менее двух месяцев, а также сроки изготовления документов, варьирующиеся от одного до шести месяцев. В связи с чем, полагает, что выполнить газификацию хуторов в срок до 31.12.2019 года не представляется возможным. Также ФИО2 пояснила, что администрация Некрасовского поселения не может исполнить свои полномочия пока не будет подводящего газопровода высокого давления. Конкретные действия, направленные на газификацию хуторов, стали предприниматься в текущем году после подачи административного иска. Также, Глава Некрасовского сельского поселения пояснила, что по состоянию на сегодняшний день получены технические условия для изготовления схемы газификации хуторов. Изготовлены схемы газификации высокого и низкого давления Кубанский - Тополек и Заречный - Огонек. 19 июня 2018 года администрация Некрасовского сельского поселения передала подготовленные документы: а именно схему коммунальной инфраструктуры Некрасовского сельского поселения в части газификации и схемы газификации хуторов в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район для дальнейшего исполнения мероприятий в рамках имеющихся полномочий, закрепленных за администрацией района, предусмотренных дорожной картой. Так же, просит принять во внимание тот факт, что по пути следования газопровода на хутор Кадухин к хутору Кубанскому расположены 4 кургана. Практически каждый курган может занять до шести месяцев согласования, так как курганы являются историческими памятниками (культурным наследием).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.l ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно п.4 ч.l ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в т.ч. организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ст.2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района в феврале 2018 года проведена проверка по вопросу газификации х. Заречный, х.Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края.

В результате проверки установлено, что строительство подводящего газопровода МО Усть-Лабинский район не осуществлено, что исключает возможность администрации Некрасовского сельского поселения реализовать полномочия по газификации поселения.

На протяжении длительного периода времени администрацией Усть-Лабинского района мер, направленных на осуществление возложенных в силу закона полномочий не предпринимается.

Также, прокуратурой Усть-Лабинского района установлено, что в период с 2014 года по 2018 г. в администрацию МО Усть-Лабинский район поступило порядка 8 обращений жителей указанных населенных пунктов по вопросу газификации, которые фактически по существу разрешены не были.

В период с 2014 года по 2018 г. в администрацию Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района поступило порядка 15 обращений жителей х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения по вопросу газификации, которые фактически по существу разрешены не были.

Таким образом, административные ответчики – администрация МО Усть-Лабинский район и администрация Некрасовского сельского поселения бездействуют в проведении работ по газификации населенных пунктов х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения.

Как пояснили представители административных ответчиков в судебном заседании, меры по газификации указанных выше населенных пунктов стали предприниматься только после обращения прокурора Усть-Лабинского района в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в суд.

На территории Краснодарского края действует долгосрочная краевая целевая программа «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденная Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 12.10.2015 № 961, в рамках которой реализуется подпрограмма «Газификация Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса», условиями которой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью комплексного развития газификации населенных пунктов Краснодарского края.

Однако, администрацией МО Усть-Лабинский район, администрацией Некрасовского сельского поселения меры, направленные на участие в программе не принимаются (наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации и др.) что, соответственно, исключает дальнейшую возможность участия муниципалитета на условиях софинансирования в долгосрочных программах, действующих на территории Краснодарского края.

В результате нарушаются права и законные интересы граждан - жителей х. Заречный, х. Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения на доступ к газоснабжению, как услуги, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, которая обеспечивается в Российской Федерации, как социальном государстве (статья 7 Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления, как публичной власти, наиболее приближенной к населению.

При таких обстоятельствах суд считает административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района подлежащим полному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 227, 228, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц жителей х.Заречный, х.Кубанский, х.Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района к административным ответчикам администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края и администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Усть-Лабинский район Краснодарского края и администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по организации газоснабжения населенных пунктов: х.Заречный, х.Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края.

Обязать администрацию МО Усть-Лабинский район Краснодарского края и администрацию Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края в срок до 31.12.2019 г. организовать газоснабжение населенных пунктов: х.Заречный, х.Кубанский, х. Огонек Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края, в пределах установленных законодательством полномочий.

Администрация МО Усть-Лабинский район Краснодарского края и администрация Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края обязаны сообщить об исполнении решения суда в Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края и прокурору Усть-Лабинского района Краснодарского края в срок до 31.01.2020 г.

Копию решения суда направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суд в окончательной форме.

Председательствующий: подпись А.А. Анохин

КОПИЯ ВЕРНА:

Федеральный судья А.А. Анохин