ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1351/19 от 01.03.2019 Подольского городского суда (Московская область)

Решение изготовлено в окончательной форме 01.03.2019г.

№ 2а-1351/19

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2019 года г.Подольск

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Новиковой А.А.,

при секретаре судебного заседания Сычевой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск, Администрации Городского округа Подольск о признании незаконным и необоснованным решение об отказе в постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, обязании поставить на учет многодетную семью в целях бесплатного предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Касимова С.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск, Администрации Городского округа Подольск о признании незаконным и необоснованным отказа Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск исх. от ДД.ММ.ГГГГ. в постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка; обязании Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск поставить Касимову С.В. на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельного участка в Г.о. Подольск Московской области по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., поданному через Портал государственные и муниципальные услуги Московской области.

Свои требования мотивировала тем, что является матерью троих детей. Их семья военнослужащего проживала в военном городке и прибыла в 2013 году на постоянное место проживания в г.Подольск Московской области. В ДД.ММ.ГГГГ она (истец) обратилась в Администрацию Городского округа Подольск Комитет имущественных и земельных отношений с заявлением о постановке многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. Письмом получила отказ в постановке, мотивированный тем, что семья не прожила на территории Московской области 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ году она (истец) обратилась через портал Государственных и муниципальных услуг Московской области с заявлением о постановке многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, но получила отказ, мотивированный тем, что один из детей достиг 18 лет. Однако старшая дочь истца является студенткой очного отделения Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта. В связи с чем, считает указанный отказ незаконным.

Административный истец Касимова С.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск Орлова Ю.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования не признала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Городского округа Подольск Орлова Ю.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования не признала в полном объеме.

Заинтересованное лицо Касимов Р.Г. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо Касимова С.Р. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддержала в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Касимов Р.Г., Касимова С.В. имеют троих детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 9, 10, 11).

ДД.ММ.ГГГГ. Касимова С.В. обратилась в Администрацию Г.о. Подольск с заявлением о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 37-40).

Решением Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск от ДД.ММ.ГГГГ. . Касимовой С.В. отказано в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в связи с тем, что только двое и менее детей имеют возраст до 18 лет и имеют непрерывное место жительства на территории Московской области не менее 5 лет. Достижение Касимовой С.Р. 18-летнего возраста.

Истец полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку предоставление земельного участка является мерой социальной поддержки для многодетной семьи и, следовательно, понятие "многодетная семья", сформулированное в Законе Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», должно распространять свое действие на отношения, регламентированные Законом Московской области №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». В статье 2 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» дано определение многодетной семьи: многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Поскольку Касимова С.Р. на момент обращения не достигла возраста 23 лет, обучается в образовательной организации по очной форме обучения, следовательно, ее (истца) семья приравнивается к многодетным семьям по мерам социальной поддержки, в связи с чем, оспариваемый отказ является незаконным. Кроме того, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрено, что предоставление земельных участков многодетным семьям является мерами социальной поддержки, которые органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны таким семьям оказывать.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

В абзацах 2 и 3 статьи 2 Закона Московской области №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» раскрываются понятия многодетной семьи и членов многодетной семьи, применяемых для целей данного Закона, в соответствии с которыми "многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц)"; "члены многодетной семьи - супруги либо одинокая мать (отец), а также их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы)".

В пункте 3 части 3 статьи 3 Закона Московской области №73/2011-ОЗ установлено, что у многодетной семьи право на бесплатное предоставление земельных участков возникает при условии, если на дату подачи заявления "трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области".

В силу положений ч.1 ст.54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).

В связи с чем, определение многодетной семьи в Законе Московской области №73/2011-ОЗ применительно к целям данного закона не противоречит нормам федерального законодательства.

Доводы истца о противоречии понятия многодетной семьи, указанного в Законе Московской области от 1 июня 2011 года №73/2011-ОЗ, понятию многодетной семьи, указанному в Законе Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» суд находит несостоятельными.

В главе 2 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» указаны виды мер социальной поддержки семьи и детей применительно к данному закону: социальные пособия, компенсации, обеспечение отдыха и оздоровления детей; обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха; бесплатный и льготный проезд; обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет; предоставление регионального материнского (семейного) капитала; предоставление ежемесячной денежной выплаты семье; предоставление выплаты на обучающегося; предоставление ежегодной выплаты на ребенка-инвалида.

Предоставление многодетным семьям земельного участка в порядке статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации урегулировано Законом Московской области №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Следовательно, понятие "многодетная семья", сформулированное в Законе Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», не должно распространять свое действие на отношения, регламентированные Законом Московской области №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Вместе с тем Закон Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ, на который ссылается истец, имеет ту же юридическую силу, что и Закон Московской области №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Несостоятельно также утверждение истца Касимовой С.В. о том, что предоставление земельных участков многодетным семьям является мерами социальной поддержки, которые органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны таким семьям оказывать, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Названным Указом Президента РФ органам исполнительной власти субъектов РФ предписано самостоятельно определить категории семей, которые относятся к многодетным, и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Также, данным Указом для многодетных семей был установлен ряд мер социальной поддержки, которые не предусматривали бесплатное предоставление таким семьям земельных участков. Такое право многодетных семей впервые было закреплено в пункте 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ Законом РФ от 14 июня 2011 года №138-ФЗ 14 июня 2011 года.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 28.11.2012 г. №4-АПГ12-19, в котором указано, что из системного анализа поименованного федерального и регионального законодательства следует, что данные Законы, являясь актами целевой направленности, не распространяют свое действие на льготное предоставление земельных участков для целей, предусмотренных статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда нет оснований для их применения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск, Администрации Городского округа Подольск о признании незаконным и необоснованным решение об отказе в постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, обязании поставить на учет многодетную семью в целях бесплатного предоставления земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд Московской области в течение месяца.

Председательствующий: Новикова А.А.