ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1351/2021 от 25.03.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1351/2021

76RS0014-01-2021-000266-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 25 марта 2021 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Олегине Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску мэрии города Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ярославской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

установил:

Мэрия города Ярославля обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000 рублей, взысканного 28 октября 2020 года в рамках исполнительного производства №14181/20/76025-ИП от 10 июня 2020 года.

В обоснование требований указано, что с учетом норм бюджетного законодательства, исполнение решений судов осуществляется в объеме выделяемых из бюджета города Ярославля ассигнований на текущий год и в порядке очередности, исходя из даты вступления решения суда в законную силу. Поскольку расходы на исполнение решений судов утверждены в бюджете города Ярославля с учетом планируемых поступлений в бюджет (ст. 33 Бюджетного кодекса РФ) возможность исполнить решение суда в установленный судебным решением срок отсутствует. Мэрией города Ярославля принимаются меры по исполнению решения суда. В настоящее время на территории города Ярославля разрабатывается схема водоотведения поверхностных сточных вод на перспективу до 2030 года. Профессионально разработанная схема ливневой канализации позволит оценить текущую ситуацию с состоянием ливневой канализации в городе и выработать планы краткосрочных: и долгосрочных мер по модернизации и развитию этой системы. После разработки схемы водоотведения будут выполнены поэтапные меры по проектированию и строительству системы водоотведения с учетом устройства очистных сооружений, в том числе на выпуске ливневого коллектора в районе д. 8 5 по ул. Носкова при условии выделения финансирования на указанные цели. В целях подготовки схемы водоотведения поверхностных сточных вод на территории города Ярославля 07.06.2018 года между городом и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № 43 -ЭА-18 на выполнение работ по разработке указанной схемы на перспективу до 2030 года. Выполнение работ в рамках данного контракта осуществляется поэтапно. В рамках контракта выполнены и приняты 3 этапа работ: 1 этап «Технический отчет о состоянии системы водоотведения поверхностных сточных вод города Ярославля» и 2 этап «Электронная расчетная модель системы водоотведения поверхностных сточных вод города Ярославля». В рамках первого этапа выполнены работы по инвентаризации существующего положения в сфере водоотведения поверхностных сточных вод городского округа, а также определен перечень бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения поверхностных сточных вод. В рамках второго этапа разработана электронная расчетная модель, отображающая текущее состояние ливневой канализации и перспективные варианты. Определены балансы поверхностных сточных вод в системе ливневого водоотведения и объемы водоотведения; представлены предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения поверхностных сточных вод; выполнена оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов системы водоотведения поверхностных сточных вод. Третий этап «Финансовая модель затрат, направленных на эксплуатацию систем поверхностного ливневого водоотведения». Финансовая модель предполагает описание проделанной работы по финансовому моделированию и экономический анализ полученных результатов, а также проводится процедура утверждения данной схемы в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время схема водоотведения направлена в департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области для утверждения. После утверждения схемы водоотведения будут выполнены поэтапные меры по проектированию и строительству системы водоотведения с учетом устройства очистных сооружений при условии выделения финансирования на указанные цели. Мэрия г. Ярославля полагает, что вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин длительного исполнения решения суда и отсутствии вины мэрии города Ярославля.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия его представителя, дополнительные доказательства по делу не представил.

Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия его представителя, возражал против удовлетворения административного иска, представил отзыв на него.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований мэрии г. Ярославля.

Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 105, часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Положениями ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75). По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78).

Судом установлено, что на основании исполнительного листа ФС №018517668, выданного на основании решения Кировского районного суда г. Ярославля, возбуждено исполнительное производство №14181/20/76025-ИП от 10 июня 2020 года в отношении мэрии г. Ярославля. Предмет исполнения: Обязать мэрию г. Ярославля в срок до 1 мая 2020 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, поступающих в р. Которосль через ливневой коллектор в районе дома №85 по ул. Носкова г. Ярославля в соответствии с «Нормами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения», утв. Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года №522, требованиями "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы". Постановление о возбуждении исполнительного производства от 10 июня 2020 года получено мэрией 22 июня 2020 года.

28 октября 2020 года заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с мэрии г. Ярославля в размере 50 000 рублей. Постановление получено мэрией г. Ярославля 13 ноября 2020 года.

Доводы административного истца сводятся фактически к отсутствию финансирования и принятию мэрией г. Ярославля мер для исполнения решения суда, в настоящее время на территории города Ярославля разрабатывается схема водоотведения поверхностных сточных вод на перспективу до 2030 года. В подтверждение представлены: акт о приемке выполненных работ от 30 ноября 2018 года (отчетный период с 7 июня 2018 года по 30 ноября 2018 год), акт о приемке выполненных работ от 22 апреля 2019 года (отчетный период с 19 ноября 2019 года по 22 апреля 2020 года), акт о приемке выполненных работ от 25 октября 2019 года (отчетный период с 1 декабря 2018 года по 25 октября 2019 года), справка о стоимости выполненных работ и затрат от 22 апреля 2020 года (отчетный период с 19 ноября 2019 года по 22 апреля 2020 года), подписанные МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля, <данные изъяты> счет фактура от 22 апреля 2020 года.

Однако доводы истца суд не принимает, поскольку административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие принятие мер для исполнения решения суда после возбуждения исполнительного производства №14181/20/76025-ИП 10 июня 2020 года по дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 28 октября 2020 года и после этого; подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствующих осуществить нормативную очистку сточных вод, поступающих в р. Которосль через ливневой коллектор в районе дома №85 по ул. Носкова г. Ярославля в соответствии с «Нормами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения», утв. Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года №522, требованиями "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы".

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований мэрии г. Ярославля.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать мэрии города Ярославля в удовлетворении административных исковых требований об освобождении от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 рублей, взысканного 28 октября 2020 года в рамках исполнительного производства №14181/20/76025-ИП от 10 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья В.В. Воробьева