ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13520/2017 от 23.01.2018 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1582/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Симагина А.С.,

при ведении протокола секретарем: Алеевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 и ФИО2 к ГУ МВД России по Нижегородской области, комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка об оспаривании решений об отказе в признании носителем русского языка,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административными исковыми заявлениями к ГУ МВД России по Нижегородской области, комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка об оспаривании решений об отказе в признании носителем русского языка. В обоснование заявленных требований ФИО1 и ФИО2 указали, что они являются гражданами Украины, проживающими на территории Российской Федерации в связи с предоставлением временного убежища. ФИО1 и ФИО2 обратились в ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлениями о признании носителями русского языка с целью дальнейшего приобретения гражданства Российской Федерации. Решениями комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] ФИО1 и ФИО2 не признаны носителями русского языка, в связи с тем, что заявители не достигли поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения; не демонстрировали понимание и умение адекватно интерпретировать оригинальные тексты любой тематики. Указанные решения, по мнению заявителей, являются незаконными, поскольку ФИО1 и ФИО2 в течение всей жизни, а также родственники по прямой восходящей линии использовали в общении русский язык в степени, позволяющей трудиться на благо Российской Федерации. Также комиссией была существенного нарушена процедура принятия решений об отказе в признании заявителей носителями русского языка. На этом основании ФИО1 и ФИО2 просили суд: признать незаконными решения ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] об отказе в признании носителями русского языка; возложить на ГУ МВД России по Нижегородской области обязанность признать ФИО1 и ФИО2 носителями русского языка.

Определением судьи Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] административные дела по административным исковым заявлениям ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство.

Административный ответчик ГУ МВД России по Нижегородской области, в структуру которого входит управление по вопросам миграции, возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая на соответствие оспариваемых решений требованиям закона.

Административный ответчик комиссия ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, действующая после упразднения постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на соответствие оспариваемых решений требованиям закона.

В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, представили ходатайства о рассмотрении административного дела без их участия, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) территориального органа исполнительной власти в сфере миграции подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, ФИО1, [ 00.00.0000 ] года рождения, и ФИО2, [ 00.00.0000 ] года рождения, являются гражданами Украины, постоянно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации.

[ 00.00.0000 ] ФИО1 и ФИО2 обратились в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлениями о признании носителями русского языка на основании ч.1 ст.33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решениями постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] ФИО1 и ФИО2 не признаны носителями русского языка.

В указанных решениях, об оспаривании которых поставлен вопрос в предъявленных административных исковых заявлениях, указано, что ФИО1 и ФИО2 не продемонстрировали понимание и умение адекватно интерпретировать оригинальные тексты любой тематики и не достигли цели коммуникации в ситуации подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе и публичного, демонстрируя умение реализовать тактику речевого поведения.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Положениями ч.2.1 ст.14 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со ст.33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Порядок и условия признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определены ст.33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со ст.33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №379 утверждены Требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правила проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требования к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; а Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №380 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, действующие в период принятия оспариваемых решений комиссии от 27 сентября 2017 года.

В соответствии с п.7, 12-13, 15-16, 19-20 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденного Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №380, комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным. Состав территориальной комиссии ФМС России формируется из сотрудников соответствующего территориального органа ФМС России, представителей научных и образовательных организаций, кандидатуры которых определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования. Персональные составы комиссий утверждаются руководителем ФМС России и руководителем (начальником) территориального органа ФМС России соответственно. Заседания комиссий считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссий. Члены комиссий участвуют в их работе лично, делегирование полномочий не допускается. Решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос. Решения комиссий оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии с принятым решением член комиссии имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу.

В развитие указанных положений приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от 14 сентября 2016 года №743 принято решение о создании постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка и утверждено Положение о постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка.

В соответствии с п.6, 8-10 Положения о постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка комиссия состоит из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссии, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным. Основной формой деятельности комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Заседания комиссии считаются правомочным, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Члены комиссии участвуют в ее работе лично, делегирование полномочий не допускается.

Приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], в редакции приказа от [ 00.00.0000 ] [ № ], также был утвержден персональный состав постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка, в количестве восьми человек: председатель комиссии ФИО3, заместитель председателя комиссии ФИО4, секретарь комиссии ФИО5, члены комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, несмотря на то, что в силу п.7 Порядка, утвержденного Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №380, и п.6 Положения, утвержденного приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от 14 сентября 2016 года №743, количество членов комиссии должно быть нечетным.

Таким образом, в целях выполнения условия о правомочности состава комиссии, установленного п.15 Порядка, утвержденного Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №380, и п.9 Положения, утвержденного приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от 14 сентября 2016 года №743, на ее заседании должно присутствовать не менее двух третей от общего числа членов комиссии, т.е. не менее шести человек.

Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] в работе заседания комиссии принимали участие пять человек: заместитель председателя комиссии ФИО4, секретарь комиссии ФИО5, члены комиссии ФИО10, ФИО6 и ФИО8, проголосовавшие единогласно «против» признания ФИО1 и ФИО2 носителями русского языка.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заседание комиссии было неправомочным, поскольку отсутствовал необходимый кворум, в связи с чем, принятые неправомочным составом комиссии решения в отношении ФИО1 и ФИО2 не могут быть признаны законными и обоснованными.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание существенное нарушение установленного порядка принятия оспариваемых решений, а также учитывая соблюдение административными истцами срока на обращение за судебной защитой, суд находит возможным принять решение о признании незаконными решений постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] о непризнании ФИО1 и ФИО2 носителями русского языка.

Приказом МВД России от 28 сентября 2017 года №738 признаны не подлежащими применению приказы ФМС России от 26 мая 2014 года №379 и от 26 мая 2014 года №380. Указанным приказом утверждены новые Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».

В связи с чем, приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] признан утратившим силу приказ ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] и утверждены новое Положение о комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и ее персональный состав, к полномочиям которой в настоящее время относится разрешение вопроса о признании (непризнании) иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Поэтому суд находит возможным принять решение о возложении на вновь созданную комиссию ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка обязанности повторно рассмотреть заявления ФИО1 и ФИО2 о признании носителем русского языка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Принятие указанного решения в полной мере обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов ФИО1 и ФИО2, поскольку признание оспариваемых решений незаконными устраняет (нивелирует) все негативные правовые последствия, наступившие для заявителей в связи с их вынесением. В связи с чем, суд не находит оснований для возложения на ГУ МВД России по Нижегородской области обязанности по признанию заявителей носителями русского языка, тем более, что суд таким правом не наделен, поскольку вопрос о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка относится к исключительной компетенции комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Поэтому в указанной части административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые заявления ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] о непризнании ФИО1 носителем русского языка.

Признать незаконным решение постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] о непризнании ФИО2 носителем русского языка.

Возложить на комиссию ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании носителем русского языка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Возложить на комиссию ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о признании носителем русского языка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Возложить на ГУ МВД России по Нижегородской области обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород, ФИО1 и ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых заявлений ФИО1 и ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.С. Симагин