Дело № 2а-1352/2022
55RS0026-01-2022-001429-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Набока А.М., при секретаре судебного заседания Спешиловой Д.И., помощнике судьи Первых А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 11 августа 2022 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Главе ФИО5-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 о признании незаконными
постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , , Б,
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , с, А,
постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , ».
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с требованиями о признании незаконными вышеуказанных постановлений. В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участков, принадлежащих ФИО3 и находящихся в аренде ФИО4 При этом, как публичные слушания прошли с нарушениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, так и подготовка к ним, что исключает законность вынесенных постановлений.
Согласно п. 12 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Не соблюден порядок проведения процедуры публичных слушаний, предусмотренный законом, более того зафиксированы существенные нарушения проведения публичных слушаний:
Публикация оповещения о предстоящих слушаниях, осуществлена несвоевременно, с нарушением предусмотренного срока (7 дней).
Не опубликованы два заключения комиссии земельные участки с кадастровыми номерами: № а то, что опубликовано земельный участок с кадастровым номером 55№ опубликовано с нарушением срока (после даты вынесения постановления).
Организатором публичных слушаний у заявителя не был запрошен и последним не был представлен необходимый пакет документов, технические условиями, как следствие, не проверена реальная возможность правомерности выдачи разрешений на изменение условно разрешенного вида использования земельных участков.
Организатором вопреки норм закона, не учтены имеющиеся представления прокуратуры, замечания о нарушениях природоохранных органов, Роспотребнадзора.
Не обеспечено надлежащее участие и идентификация участников слушаний, в соответствии с ч. 12. ст. 5.1 ГрК РФ.
Мнение жителей не разделено на тех, кто «ЗА», «ПРОТИВ», «ВОЗДЕРЖАЛСЯ», соответственно мнение жителей вообще не учтено, иное ответчиком не оспорено, доказательств не представлено; отсутствует мотивированное заключение относительно возражений представленных большинством участников публичных слушаний.
Протокол публичных слушаний сфальсифицирован, не внесены все пояснения, которые давались участниками.
Отсутствие надлежащего оповещения о проведении слушаний в отношении участка №.
Неправомерная выдача оспариваемого разрешения по отношению к участку № (Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратура уведомила главу Усть-Заостровского сельского поселения ФИО2 о выявлении на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: , , самовольной постройки и о принятии мер по ее сносу, в том числе в судебном порядке).
При таких обстоятельствах Администрация, в соответствии с нормой п. 11.1 ст. 39 ГрК РФ не имела права изменять условно разрешенный вид использования участка, на котором расположена такая постройка. Согласно п. 11.1 ст. 39 ГрК РФ со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 ГрК РФ, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка.
В целях соблюдения баланса интересов граждан и органов муниципального управления следует отменить Постановления, вынесенные с нарушением процедуры.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 124, 125 КАС РФ, просил признать незаконными акты, принятые по результатам публичных слушаний, проведенных с существенными нарушениями, а именно, признать незаконными:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , ,
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , ,
Постановления № от 11ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , , ».
В судебном заседании представитель истца ФИО10 - ФИО14, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Полагала, что нарушение процедуры проведения публичных слушаний является самостоятельным основанием для признания незаконными всех постановлений.
Представитель административного ответчика ФИО5-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что обжалуемые постановления вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Административный ответчик Глава Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица ФИО3 и ФИО4, ФИО6 ОМР в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 - ФИО12, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям изложенными в письменных возражениях. Указал, что административными истцами не представлено доказательств, что обжалуемые постановление не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы истца.
Старший помощник прокурора ФИО13 в судебном заседании полагала, что рассматриваются постановления, которые обладает свойствами нормативно-правового акта. В данном случае, поскольку нарушена процедура их принятия, указанное влечет незаконность актов, и необходимость их отмены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Судом принято решение о рассмотрении поданного искового заявления в соответствии с главой 21 КАС РФ, в связи со следующим.
Согласно ч. 1, 21 ст. 1 ГрК РФ, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Административный истец просит признать незаконными акты- постановления главы Усть-Заостровского сельского поселения ФИО2, принятые по результатам публичных слушаний, связанных с изменение условно - разрешенного вида использования земельных участков.
Градостроительный кодекс относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Статьей 39 Градостроительного кодекса определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
В данном случае, изменяя условно - разрешенный вид использования земельного участка, административный ответчик предопределяет совершенно иное видение развития территории, на которых расположены указанные земельные участки, что не может не затрагивать неопределенный круг лиц. Кроме того, сама процедура, предшествовавшая принятию указанного акта и имеющая обязательный характер (публичные слушания) указывает на то, что принимаемый акт имеет нормативные свойства.
Таким образом, отношения, возникающие при подготовке и принятии постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 (статьи 208 - 217.1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу требований части 7 статьи 213 названного кодекса суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет законность оспариваемых положений, при этом не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого акта; соответствует ли оспариваемый акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (подпункт "а" пункта 2, пункт 3).
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ).
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По заявлению физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее также - Комиссия) на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (части 1 и 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 постоянно проживает по адресу , с, , что подтверждается в том числе копией паспорта с имеющейся регистрацией, показаниями свидетеля.
Таким образом, судом установлено, что административный истец являются лицом, постоянно проживающим в границах Усть-Заостровского сельского поселения, причем, в непосредственной близости от спорных объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 названного кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
Таким образом, административный истец относится к категории граждан, обладающих правом участия в публичных слушаниях по вопросам выработки градостроительных решений Усть-Заостровского сельского поселения.
Что касается права обращения с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части только лицами, в отношении которых применен этот акт, или лицами, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, то суд полагает, что изменение условно разрешенного вида использования земельного участка, как уже было указано, предопределяет совершенно иное видение развития территории, на которых расположены как указанные в постановлениях земельные участки, так и участок, на котором расположен дом истца, что не может не затрагивать его непосредственные интересы.
Установлено, что ФИО3 является собственником земельных участков, с кадастровыми номерами расположенного по адресу , , .
Арендатором вышеуказанных земельных участков является ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась к Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание», «туристическое обслуживание» в отношении земельных участка с кадастровыми номерами № в порядке, установленном частью 11 статьи 8 Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Администрацией принято постановление от 03.12.2021 г. № 432 «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка». Дата проведения публичных слушаний определена ДД.ММ.ГГГГ Постановление опубликовано в газете «Омский муниципальный вестник» № (443) от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте ФИО6.
Сообщение на сайте было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось Администрацией, со ссылкой на то, что указанным занимается специальная организация, а не ФИО6, за ее действия они не отвечают.
Согласно текста сообщения «ДД.ММ.ГГГГ в здании ФИО5-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по адресу: , А, состоятся публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами №.
ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 часов публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: ,
ДД.ММ.ГГГГ в 10:15 часов публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: ,
ДД.ММ.ГГГГ в 10:30 часов публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: ,
ДД.ММ.ГГГГ в 10:45 часов публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: , .
ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 часов публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: , ».
Также ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации Усть-Заостровского сельского поселения опубликовано сообщение, датированное «ДД.ММ.ГГГГ года, в котором сообщается, что на основании поступивших заявлений от собственников земельных участков с кадастровыми номерами № и 55:20:000000:7231, в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на публичных слушаниях назначенные на ДД.ММ.ГГГГ, не будет рассмотрен вопрос выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельных участков:
земельный участок с кадастровым номером № расположенного по адресу: , .
земельный участок с кадастровым номером № расположенного по адресу: ,
ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания состоялись, после чего на оснвоании заключений комиссии, ФИО6 приняты постановления (ДД.ММ.ГГГГ, №, 2, 3).
«О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: , , расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1). Текст названного Постановления опубликован на официальном сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в сети «Интернет»;
«О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: , расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1). Текст названного Постановления опубликован на официальном сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района в сети «Интернет»;
«О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: , , расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1). Текст названного Постановления опубликован на официальном сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в сети «Интернет»;
Оспаривая указанные постановления, административный истец указывает на нарушение проведения процедуры публичных слушаний, на основании которых были приняты оспариваемые постановления.
Разрешая требования по существу, суд исходит из доказанности нарушения процедуры проведения публичных слушаний.
Одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
В статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения, а именно, оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8).
В части 24 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст. 12 Устава Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В Усть-Заостровском сельском поселении это Административный регламент, предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Усть - Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее - Административный регламент) принятый ДД.ММ.ГГГГ№, измененный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, которое было отменено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
При изучении указанного документа, суд установил, что Администрация использовала Административный регламент без внесенных в него изменений от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как данных о том, что постановление ДД.ММ.ГГГГ вынесено и опубликовано на официальном сайте, не имеется. Омский муниципальный вестник издается ограниченным тиражом, сведений о том, что ведется реестр газеты, из нее создаются подшивки для изучения, не имеется. Согласно ответа на запрос, контрольных экземпляров газеты нет. Административный ответчик ссылается на то, что ведется реестр в ГГПУ, однако очевидно, что граждане не могут обращаться в иной орган, с запросом, поскольку необходимо хотя бы знать, где и что опубликовано.
При этом, при сравнении представленных документов в используемой части судом различий не установлено, судом используется Административный регламент, с изменениями, внесенными ДД.ММ.ГГГГ, так как надлежащих доказательств того, что указанные изменения были отменены, суду не предоставлено - постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене изменений, не было надлежащим образом опубликовано в сети Интернет на официальном сайте администрации.
Согласно Административного регламента порядок предоставления муниципальной услуги включает прием и регистрацию поступившего заявления, направления сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления муниципальной услуги правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; Проведение публичных слушаний; Подготовка протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги; Направление заключения комиссии Главе Усть-Заостровского сельского поселения для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги; Принятие решения о выдаче или об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно главе 12, 13 административного регламента основанием для приема документов и отказа в предоставлении муниципальной услуги являются, в том числе, представление обязательных для предоставления документов не в полном объеме и не представление документов, предусмотренных п. 11 регламента. (т.2, л.д.120-125)
В судебном заседании установлено, что в нарушение п. 11 главы 9. административного регламента, не были представлены документы, подлежащие представлению заявителем самостоятельно: материалы по обоснованию заявления, включающие: эскизный проект объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого предполагается в случае предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, проект предложений к градостроительному плану земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик (общая площадь, этажность, открытые пространства, существующие и планируемые места парковки автомобилей и т.д.), информации о планируемых вместимости, мощности объекта, объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (количество работающих и посетителей, грузооборот (частота подъезда к объекту грузовых автомобилей), объемы инженерных ресурсов - энергообеспечение, водоснабжение и т.д.), и приложением документов, подтверждающих возможность получения таких ресурсов в необходимом объеме;
информацию о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности), обоснование того, что реализацией предложений не будет оказано негативное воздействие на окружающую среду в объемах, превышающих допустимые пределы; Заявитель также может предоставить заключение экспертизы проектной документации на объект капитального строительства, в отношении которого запрашивается разрешение (при наличии).
Однако, указанную информацию заявитель (ФИО3) не представила, соответственно, оценить масштаб строительства, возможное оказание негативного воздействие на окружающую среду, не могли не только граждане, участвующие в публичных слушаниях, но и Комиссия, которая изготавливала заключение, и, следовательно, глава Администрации, издававший постановление.
Суд подчеркивает, что указанные в Административном регламенте документы, должны быть представлены обязательно.
Однако, уже на этапе принятия документов были допущены нарушения - на рассмотрение поступило только заявление выписка из ЕГРН и копии паспорта, иных документов представлено не было. (л.д.4-40т, 2) При таких обстоятельствах, в предоставлении муниципальной услуги должно было быть отказано.
При таких обстоятельствах, публичные слушания не могут считаться проведенными без нарушений, поскольку отсутствует главный элемент, для чего вообще слушания проводятся - оценка непосредственного воздействия на среду, окружающую людей, проживающих в месте предполагаемых изменений.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации Усть-Заостровского сельского поселения опубликованы Проекты постановлений о предоставлении (об отказе в выдаче) разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами №
В нарушение предусмотренной законом процедуры проведения публичных слушаний (п.8 пп 1 ст. 5.1 ГрК РФ) сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровыми номерами № года было опубликовано с нарушением сроков не позднее 7 (Семи) дней) до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях массовой информации, на сайте администрации Усть-Заостровского сельского поселения, что не оспаривалось Администрацией.
Согласно п.п. 4,5 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из нескольких этапов, в том числе, размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта.
Доказательств того, что проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях имелся в свободном доступе, и указный проект соответствует требованиям действующего законодательства, суду не представлено. Указанное свидетельствует о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, так как является обязательным компонентом для принятия решения, в том числе и для понимания ситуации участвующим в публичных слушаниях гражданам.
В нарушение предусмотренной законом процедуры проведения публичных слушаний оповещение не содержало:
1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;
2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
В нарушение предусмотренной законом процедуры проведения публичных слушаний (п.8 п.п.2 ст5.1 ГрК РФ ) информация и информационные материалы о проектах планирующихся к строительству на земельных участках с кадастровыми номерами № не были представлены ни на сайте, ни на самих публичных слушаниях.
Указанное не было опровергнуто стороной административного истца.
В судебном заседании установлено, что проведение публичных слушаний в отношении земельных участков проходило в условиях, когда все строительные работы фактически завершены, и туристический комплекс «Иртышская Ривьера» с гостевыми домами, рестораном и т.п. фактически уже действует. Однако указанное не является экспозицией, и не может быть использовано в целях проведения публичных слушаний. Оценка же воздействия на окружающую среду не осуществлялась.
Кроме того, в отношении земельного участка № надлежащего оповещения о процедуре публичных слушаний вообще не было, так как так как исходя из размещенных на официальном сайте Администрации, сообщений публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером № не должны были проводится ( что подтверждается сообщением от ДД.ММ.ГГГГ где было сказано, что на публичных слушаниях назначенные на ДД.ММ.ГГГГ, не будет рассмотрен вопрос выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении вышеуказанного земельного участка. Однако Постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание» на земельные участки, расположенные в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1), с кадастровым номером №.
Суд полагает, что имеющееся постановление, опубликованное в Омском муниципальном вестнике, которое содержит информацию о верных земельных участках, в отношении которых действительно не будут проводиться публичные слушания, имея отсылочный характер, противореча информации, размещенной на сайте, не может считаться надлежащим уведомлением.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс РФ предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения.
Обсуждение вопроса о выдаче разрешения заявителю на условно разрешенный вид использования земельных участков под туристическое обслуживание проведено с участием жителей. Участниками публичных слушаний в комиссию внесено письменное обращение в виде категорического возражения возможного предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования. Это обращение не включено в протокол публичных слушаний.
Административный ответчик указал, что указанное обращение поступило уже после публичных слушаний, хотя и в тот же день, и учитывалось при вынесении заключений комиссии.
На публичных слушаниях велась аудиозапись, приобщенная к материалам дела, которая противоречит отраженному в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ составленном по результату публичных слушаний.
Суд полагает, что это имеет существенное значение, поскольку заключение комиссии строится в том числе и на указанном протоколе. Исходя из заключения комиссии, возражений не поступило о выдаче условно разрешенного вида использования земельного участка, что не является верным, такие возражения имелись.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения вынесла заключения №, 2, 3 по итогам проведения публичных слушаний, с учетом возражений и рекомендаций и рекомендовала Главе Усть-Заостровского сельского поселения выдать разрешение на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» и «туристическое обслуживание» на участки с кадастровым номером №
Из заключений следует, что в публичных слушаниях приняли участие 17 человек, На вопросы, поступившие в ходе на публичных слушаниях, даны ответы, предложений, замечаний в проект решения не поступило.
Комиссия рекомендовала Главе Усть-Заостровского сельского поселения принять решения о выдаче разрешение на условно разрешенный вид использования в отношении всех трех земельных участков.
Как указано в административном исковом заявлении, в нарушение п. 23 ст. 5.1 ГрК РФ заключения Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание» на земельном участке с кадастровым номером №, а также по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельном участке с кадастровым номером №, не опубликованы на официальном сайте администрации. Заключение № от 10.01.2022г. Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области опубликовано на официальном сайте Администрации с.п.Усть-Заостровка только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ. указанное Административным ответчиком не опровергнуто.
В нарушение п 22 пп 5 ст. 5.1 ГрК РФ, в заключении № от №. отсутствует перечень замечаний и предложений, поступивших от граждан участников публичных слушаний, а также отсутствует мотивированное обоснование в их отказе. При этом, как утверждал представитель Административного истца в судебном заседании, принесенные возражения в письменном виде, хотя и были получены после публичных слушаний, но приняты во внимание. Указание на это отсутствует в документе.
Таким образом, в нарушение п. 22 пп 5 ст. 5.1 ГрК РФ в Заключении № от ДД.ММ.ГГГГ не приведены аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний.
Поскольку оспариваемые Постановления от №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, были вынесены по результатам публичных слушаний, проведенных с нарушением норм ч.5.1, ст.39 ГрКРФ, что повлекло ограничение и лишение прав административных истцов и иных жителей сельского поселения, возможности выразить свое мнение, вынесенные по результатам публичных слушаний постановления не могут быть законными.
Суд соглашается с требованиями административного истца, поскольку проект и информационные материалы, технические условия на подключение к коммуникациям водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, документ о достаточности количества парковочных мест, документы соответствия требованиям градостроительных, строительных, экологических, санитарно- эпидемиологических противопожарных норм и правил, применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ и расположению на них объектов «Общественное питание» и «Туристическое обслуживание» заявителем ФИО3 представлены не были, это нарушает права и законные интересы жителей/соседей на благоприятную среду, безопасное проживание и существование в поселении, в котором постоянно проживает и использует для ведения личного подсобного хозяйства.
Публичные слушания являются действительными, если в их процессе:
предприняты все возможные меры по извещению заинтересованных лиц;
установлены все существующие мнения и проведена их полная, объективная фиксация в протоколе слушаний;
выявленные мнения рассмотрены и оценены органом, принимающим управленческое решение;
оценка выявленных мнений с мотивированным согласием/несогласием органа, принимающего управленческие решения, задокументирована;
в случае выявления существенных конфликтов интересов от планируемого управленческого решения создана согласительная комиссия с участием заинтересованных лиц для доработки проекта управленческого решения;
интересы населения учтены.
Однако, в данном случае порядок проведения процедуры публичных слушаний, предусмотренный законом, не соблюден, имеются нарушения процедуры проведения публичных слушаний, интересы населения не учтены. Публичные слушания не формальная процедура, преодолеваемая вынесенным постановлением. Это способ учесть мнение проживающих людей, возможность соблюсти баланс интересов, возможные и необходимые уступки и способы минимизации негативных последствий от размещаемых объектов коммерческого использования.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием Главой Усть-Заостровского сельского поселения ФИО2, при принятии оспариваемых постановлений о выдаче на условно разрешенный вид использования земельного участка не была соблюдена процедура принятия такого постановления - были проведены предусмотренные градостроительным законодательством общественные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования с существенными нарушениями, до заинтересованных лиц не доведена в надлежащем виде вся информация, предусмотренная статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушен также и Административный регламент
Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не является обязательным, но учитывается при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. Однако оспариваемое постановление вынесено Главой Усть-Заостровского сельского поселения хоть и в пределах своих полномочий, в соответствии о ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», но с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ в части проведения публичных слушаний, без учета отрицательного мнения участников публичных слушаний и возражений, с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, являющихся обязательным этапом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности вынесенных административным истцом постановлений.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 о признании незаконными постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , с, Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , » удовлетворить.
Признать незаконными постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , , Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , , А; Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , с. , » и недействующими со дня их принятия.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М.Набока
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.