Дело № 2а-1353/2023
25RS0001-01-2022-008831-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 г. г.Владивосток
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой Д.К.,
при секретаре Лияскиной А.П.,
с участием
административного истца ФИО1,
представитель административного ответчика
по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца представителя ФИО1 в интересах административного истца ФИО3 к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока, заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании незаконным отказ Управления муниципальной собственности г. Владивостока №-ог/28 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>74а, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности,
установил:
ФИО3 обратилась в суд административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности <адрес> (далее – УМС <адрес>) о признании незаконным решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-ог/28 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>74а, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>74а, а также решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование требований указала, что является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>74а, право пользование на которое возникло в порядке наследования. С ноября 2020 она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и утверждении схемы расположения земельного, по результатам рассмотрения которых было отказано в связи с расположением на испрашиваемом земельном участке индивидуального дома с другим кадастровым номером №. Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка и на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3, во исполнение которого УМС <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу повторного рассмотрения заявления, которым также было отказано, поскольку большая часть испрашиваемого земельного участка попадает в границы зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры – магистральные улицы общегородского назначения. Полагает, отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ№-ог/28 является незаконным, поскольку исходя из положений статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, она имеет исключительное право на приобретение земельного участка в целях эксплуатации жилого дома, на нем расположенного, собственником которого она является. Кроме того, проект планировки, на который ссылается ответчик, носит общий, планируемый характер, не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само планирование не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Каких-либо сведений, подтверждающих реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов местного значения административному истцу предоставлено не было.
Судом в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9
В судебном заседании представитель административного истца ФИО10 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 не согласилась с доводами административного истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что планируемый к образованию спорный земельный участок, полностью расположен в границах территории, в отношении которой издано постановление администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе <адрес>» и согласно утвержденного фрагмента чертежа планировки территории, большая часть испрашиваемого земельного участка попадает в границы зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры – магистральные улицы общегородского значения. Также сослалась на письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, которым Министерство строительства Приморского края предоставило сведения из государственного информационной системы <адрес> «Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Приморского края» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Полагает, что в соответствии с пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, имелись законные основания для отказа ФИО3 в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 440 кв.м, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Административный истец ФИО3, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало, письменные отзывы с позицией по заявленным требованиям в суд не направлены, в связи с чем, суд определил провести судебное разбирательство в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, собранные и представленные сторонами доказательства в их совокупности, полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В порядке пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Нормами действующего земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приобретение земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20), а также порядок пользования чужим земельным участком лицами, которые приобрели в собственность здания или сооружения (пункт 1 статьи 35).
Положениями статьи 39.3 ЗК РФ закреплено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок.
На основании пункта 7 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка находящегося в публичной собственности гражданину или юридическому лицу бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется отдельным категориям граждан, в случаях предусмотренных Федеральным законом, отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).
В силу положений статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В статье 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 данного Кодекса оснований.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 рассматриваемой статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Одним из таких оснований является случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка, земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что ФИО3 является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, площадью 47,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Из постановления администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нумерации домов, расположенных на территории Владивостокского городского округа» следует, что установлена нумерация домов, в том числе, в отношении старого адреса: <адрес> (комплекс строений, инв. БТИ №) – литер А (1-квартирный жилой дом), новый адрес - <адрес> и литер Б (3-х квартирный жилой дом), новый адрес - <адрес>.
ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 440 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
УМС г. Владивостока в ответ на заявление ДД.ММ.ГГГГ указало ФИО3 на недостатки оформления документов до устранения которых принятие решения невозможно.
Устранив недостатки, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вновь обратилась с аналогичным заявлением, рассмотрев которое УМС <адрес>, сославшись на недостатки оформления документов, не приняло решение по заявлению по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ№у, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к ранее поданным обращениям ФИО3 обратилась в уполномоченный орган с заявлением, в котором, указав на устранение недостатков, указанных в ответах от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№/у, просила о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на основании пункта 7 статьи 39.5 ЗК РФ, пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с нахождением земельного участка в фактическом пользовании и нахождении на данном земельном участке индивидуального жилого дома (кадастровый №), право собственности на который возникло после введения в действие Земельного кодекса, в порядке наследования, указав цель использования – для дальнейшей эксплуатации жилого дома и хозяйственных построек.
По результатам рассмотрения обращения, в письме от ДД.ММ.ГГГГ№у ФИО3 сообщено, что на испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 25:28:010022:289, собственником которого административный истец не является, в связи с чем, не имеется возможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Получив указанный ответ, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратилась повторно с аналогичным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на основании пункта 7 статьи 39.5 ЗК РФ, пункта 4 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, в связи с нахождением на данном земельном участке индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, адресный ориентир: <адрес>, указав, что жилой дом с кадастровым номером 25:28:010022:289, площадью 254,6 кв. м в границах испрашиваемого земельного участка не находится.
К указанном заявлению приложена схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, с указанием месторасположения зданий с кадастровыми номерами № и №.
По результатам рассмотрения обращения, УМС г. Владивостока принято решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№у/28, которым отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка по основаниям пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ. В обоснование отказа указано, что в границах образуемого земельного участка расположено двухэтажное здание – индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 254,6 кв.м, принадлежащий на праве собственности третьим лицам.
Не согласившись с результатами рассмотрения ее обращений, ФИО3 оспорила действия УМС г. Владивостока в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 17.06.2022 по делу № 2а-544/2022 признано незаконным решение УМС г.Владивостока об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 440 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В качестве способа восстановления нарушенного права ФИО3 судом на УМС г. Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 440 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение решения суда, повторно рассмотрено обращение ФИО3 по вопросу предварительного согласования предоставления бесплатно в собственность земельного участка. По результатам рассмотрения обращения ФИО3 принято решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ о невозможности предоставить предварительно согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 440 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> целях дальнейшего предоставления в собственность бесплатно для эксплуатации жилого дома и хозяйственных построек, на основании пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ. При этом в обоснование отказа административный ответчик указал, что согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе <адрес>», утвержденному фрагменту чертежа планировки территории, большая часть испрашиваемого земельного участка попадает в границы зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры – магистральные улицы общегородского значения.
Оценив основания принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что они являются правомерными и обоснованными в силу следующего.
Разрешение вопроса о законности или незаконности (недействительности) оспариваемого решения и действий, бездействия публичных органов и нарушения им прав и законных интересов административного истца зависит от правового регулирования правоотношений и установленных по конкретному делу обстоятельств.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Законом Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» с 01.05.2019 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Владивостокского городского округа, переданы органам местного самоуправления.
Таким образом, с 01.05.2019 решения по заявлениям о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Владивостокского городского округа, принимает администрация г. Владивостока в лице уполномоченного органа - Управление муниципальной собственности города Владивостока.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I ЗК РФ.
Установлено, что ФИО3 является собственником недвижимого имущества – индивидуального жилого дома площадью 47,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, что дает ей в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ право как гражданину, приобрести право собственности на земельный участок на котором он расположен в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, обратившись в соответствующий уполномоченный орган по распоряжению земельными участками.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статьей 39.16 ЗК РФ.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, указано, что, по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении участка в аренду по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
В соответствии с подпунктами 2, 8, 9 пункта 1 статьи 2 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В части 2 статьи 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В порядке части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории (пункт 1 части 1 статьи 26, часть 4 статьи 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1) и согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГК РФ направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Согласно оспариваемому ответу следует, что планируемый к образованию земельный участок полностью расположен в границах территории, в отношении которой издано постановление администрации г. Владивостока постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе <адрес>». Согласно утвержденному фрагменту чертежа планировки территории, на котором отображаются линии обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортных инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, входящего в состав документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, большая часть испрашиваемого земельного участка попадает в границы зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры – магистральные улицы общегородского значения.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе информацией Министерства строительства Приморского края, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении сведений из государственной информационной системы Приморского края «Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Приморского края» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом отмечается, что пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из анализа положений статьи 39.16 ЗК РФ, пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 18, статьи 23 ГрК РФ, суд приходит к выводу, что документы территориального планирования представляют собой документы долгосрочного перспективного планирования и в рассматриваемом случае проект в части планировки территории в районе <адрес> предусматривает размещение в большей части испрашиваемого ФИО3 земельного участка объектов транспортной инфраструктуры - магистральных улиц общегородского значения.
Названные обстоятельства в соответствии с пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность.
Учитывая изложенное, суд считает, что выводы УМС г. Владивостока о невозможности принятия положительного решения по результатам рассмотрения обращения ФИО3, являются правильными.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд признает, что на дату принятия оспариваемого решения у УМС г. Владивостока имелись правовые основания для отказа ФИО3 в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 440 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в целях дальнейшего предоставления в собственность бесплатно для эксплуатации жилого дома площадью 47,2 кв.м и хозяйственных построек.
В этой связи учитывая, что законность и обоснованность оспариваемого решения, нашла подтверждение материалами дела, следует признать, что каких-либо оснований для выводов о нарушении таким решением прав и законных интересов административного истца, не имеется.
На основании статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 часть 2).
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО3 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления представителя ФИО1 в интересах административного истца ФИО3 к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока, заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании незаконным отказ Управления муниципальной собственности г. Владивостока №-ог/28 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>74а, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.К. Третьякова
Дата изготовления мотивированного решения 07.07.2023.