ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1354/17 от 29.11.2017 Изобильненского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-1354/17

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Григорьева А.Г.

с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по СК по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г. Азарян А.Г.;

административного ответчика Самохвалова П.И.

при секретаре Пожидаевой Н.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю к Самохвалову Павлу Ивановичу о взыскании задолженности, в порядке ст.48 НК РФ

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по СК обратилась в суд с административным исковым заявлением к Самохвалову П.И., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогам в сумме 9625 рублей31 копейку, в том числе земельный налог в сумме 9590 рублей 37 копеек за 2014 г., пеня- 34 рубля 94 копейки за период октябрь 2015 г.

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по СК мотивированы тем, что Самохвалов П.И. ИНН состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по СК в качестве налогоплательщика. В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Самохвалов П.И. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером ЗУ , дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес> согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельны6 участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст.390, ст.391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщика- физическими лицами исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения, а также ежегодно представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие Управления и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю с федеральными органами исполнительной власти, внебюджетными фондами, с исполнительными органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, осуществляется в формате межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

На территории Ставропольского края, сведения поступают централизованно из Управления Росреестра по Ставропольскому краю в УФНС России по СК в электронном виде по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.01.2011 г. «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества. Межрайонной ИФНС России № 4 по СК произведено начисление земельного налога за 2014 г.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», кадастровый номер , кадастровая стоимость участка 3329010 рублей, доля владения земельным участком 1/1, налоговая ставка 0,3 %, количество месяцев владения 12/12.

Расчет налога за 2014 г. -3329040 х 1/1 х 0,3% Х 12/12 = 9987 рублей. Всего по земельному налогу за 2014 г. начислено 9987 рублей.

Согласно карточке лицевого счета, Самохваловым П.И. 08.10.2015 г. была произведена частичная оплата земельного налога в сумме 396 рублей 63 копейки. Таким образом, задолженность по земельному налогу за 2014 г. составила 9950 рублей 37 копеек (9987-396,63= 9590 рублей 37 копеек).

Налогоплательщиком в полном объеме произведена оплата транспортного налога за 2014 г. в сумме 566 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014 г. в сумме 2876 рублей. Уведомление об уплате налогов от 29.03.2015 г. направлено по почте заказной корреспонденцией. Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих плату данного налога. Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов производится начисление пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнении обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Направленное Инспекцией требование об уплате налогов № 42416 от 14.10.2015 г. не исполнено.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по СК по доверенности Азарян А.Г. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме. В своих пояснениях Азарян А.Г. сослалась на ст.391 НК РФ, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рссмотрению споров о результах определения кадастровой стоимости или по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Инспекцией в режиме электронного документооборота направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края по вопросу уточнения кадастровой стоимости. Управление в ответе на запрос сообщило, что кадастровая стоимость на земельный участок, расположенный по адресу: 356106, Россия, <адрес> кадастровый номер , не изменилась, то есть кадастровая стоимость по состоянию на 29.11.2017 года составляет 3329040 рублей, в связи с чем настаивали на удовлетворении исковых требований.

Административный ответчик Самохвалов П.И. в судебном заседании административный иск не признал, показал, что не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, в соответствии с который был произведен расчет налога, считает ее завышенной. Кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка была оспорена им в судебном порядке. Решением Ставропольского краевого суда 31.08.2017 года его иск был удовлетворен. Данным решением установление его земельному участку с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 3329040 рублей признано кадастровой ошибкой, установлена кадастровая стоимость в размере 132210 рублей с 23.02.2013 года, в связи с чем просил отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, считает, что административный иск ИФНС России № 4 по СК не подлежит удовлетворению по следующимоснованиям.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 г. (ред. от 22.08.2004 г.), плательщиками налога на имущество являются физические лица- собственники имущества признаваемого объектом налогообложения. Согласно ст.2 указанного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения.

В силу ст.400-401 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.

Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная ст.57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требоввния государства.

В развитие конституционной нормы с ст.3 НК РФ предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогооблажения.

Средства от уплаты земельного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст.41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов.

Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджет, а следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы взыскателя.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами Самохвалову П.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3000 кв.м., расположенный пл адресу: с<адрес>», с кадастровым номером . Кадстровая стоимость участка составляет 3329040 рублей.

Согласно расчету, представленному административным истцом, по земельному налогу за 2014 г. Самохвалову П.И. начислено 9987 рублей.

08.10.2015 г. Самохваловым П.И. была произведена частичная оплата земельного налога в сумме 396 рублей 63 копейки, таким образом, задолженность по земельному налогу за 2014 г. составила 9590 рублей 37 копеек.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о резульатах определения кадастровой стоимости.

Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогооблажения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого вледения, если иное не установлено данным пунктом.

Для налогоплательщиков- физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предствляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав нанедвижимое имущество (п.4 ст.391 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплатедьщиками- физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст.58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплетльщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органм, обязанность по уплате налогавозникает не ранне даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).

Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщки- физические лица уплачивают налог на основании наологового уведеомления, направленного налоговым органом.

В случае неисполнения налогоплательщиком- физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счер итмущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные ст.48 НК РФ.

Согласно п.1 ст.391 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывется при определении налоговой базы начиная с налоговогопериода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие Управленич и Филиала ФГБУ «ФКП Рсреестра» по СК с федеральными органами исполнительной власти, внебюджетными фондами, с исполнительными органами государственной влсти СК, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями осуществляется в формате межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

На территории Ставропольского края сведения поступают централизованно из Управления Росреестра по Ставропольскому краю в УФНС России по Ставропольскому краю в электронном виде по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.01.2011 г. № ММВ-7-11 @ “Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельгы участки)и сделках с ним, правообладателях недвижимое имущество и об объектах недвижимого имущества».

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю, произведено начисление земельного налога за 2014 г., задолженность Самохвалова П.И., согласно представленному расчету, составила 9590 рублей 37 копеек.

Не согласившись с данным расчетом, Самохвалов П.И. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об исправлении кадастройо ошибки.

Решением Ставропольского краевого суда от 31.08.2017 г. требования Самохвалова П.И. были удовлетворены. Суд признал кадастровой ошибкой определение кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером принадлежащего Самохвалову П.И., в размере 3329040 рублей, установив кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 132210 рублей, установил дату применения кадастровой стоимости вразмере 132210 с 23.02.2013 г. Данное решение вступило в законную силу 03.10.2017 г.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Административным истцом предъявлены требования о взыскании земельного налога с Самохвалова П.И. за 2014 год, в котором кадастровая стоимость принадлежащего Самохвалову П.И. земельного участка указана как 3329040 рублей, в связи с чем суд приходит к выводу, что расчет задолженности, представленный истцом, неверен.

Иного расчета, исходя из кадастровой стоимости в размере 132210 рублей, установленной вступившим в законную силу решением Ставропольского краевого суда от 31.08.2017 года в отношении земельного участка Самохвалова П.И., административным истцом не представлено, в связи с чем суд считает невозможным удовлетворить заявленные требования административного истца.

Суд не может принять довод административного истца о том, что по сведениям Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края, кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего Самохвалову П.И., не изменилась, так как решением Ставропольского краевого суда от 31.08.2017 года определение кадастровой стоимости участка в размере 3329040 рублей признано кадастровой ошибкой, установлена кадстровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 132210 рублей, усчтановлена дата применения кадстровой стоимости в размере 132210 рублей с 23.03.2013 г., а вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Исходя из изложенных обстоятельств, с учетом того, что административным истцом расчет задолженности по земельному налогу в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением суда, не представлен, суд приходит к выводу о необходимости отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований о взыскании земельного налога с административного ответчика Самохвалова П.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ставропольскому краю к административному ответчику Самохвалову Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 9590 рублей 37 копеек за 2014 год, пени в сумме 34 рубля 94 копейки за октябрь 2015 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в административную судебную коллегию Ставропольского краевого суда в течение месяца через Изобильненский районный суд Ставропольского края.

Судья А.Г. Григорьев