Дело № 2а-1354/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 13 октября 2021 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Гапоненко Е.А.,
при секретаре судебного заседания Гилёвой И.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Городищенского района Волгоградской области Опариной Ю.С.,
представителя административного ответчика администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить законодательство в сфере антитеррористической защищенности объектов,
у с т а н о в и л:
прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить законодательство в сфере антитеррористической защищенности объектов.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства, в сфере противодействия терроризму и экстримизму в помещении МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», установлено отсутствие рамки металлоискателя и тревожной кнопки, обязанность по обеспечению указанных предметов возложена на администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Ссылаясь, на данные обстоятельства с учетом изменений исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», выразившееся в непринятии мер по установке рамки металлоискателя и тревожной кнопки при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые и достаточные денежные средства на приобретение рамки металлоискателя и тревожной кнопки при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств установить рамку металлоискателя и тревожную кнопку при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Опарина Ю.С. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении с учетом изменений исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора, просил в иске отказать, пояснив, что паспортом объектов (территорий) в сфере культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», утвержденного 04 сентября 2019 года, согласованного УФСБ России по Волгоградской области и Управлением Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации не предусмотрено техническое оборудование, такое как рамка металлоискателя и тревожная кнопка, объект оборудован системой наружного видеонаблюдения. Также указал, что в случае удовлетворения требований прокурора, необходимо установить срок для исполнения один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика – директор МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Как следует из ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как указано в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии п.п. 2, 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Городищенского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму в деятельности МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», в ходе которой установлены нарушения.
В частности, в здании МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют рамка металлоискателя и тревожная кнопка.
17 июня 2021 года директору учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Из ответа № 24 от 28 июня 2021 года директора МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» ФИО5 следует, что принимаются конкретные меры для устранения нарушений, а именно: ведется поиск организаций, занимающиеся разработкой антитеррористической защищенности, ведется поиск средств, для оплаты договора с организацией, занимающиеся разработкой антитеррористической защищенности.
Таким образом, указанные в представлении нарушения не устранены административным ответчиком.
Следовательно, прокуратурой Городищенского района Волгоградской области выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в деятельности МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения».
Доводы представителя администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ФИО1 о том, что паспортом объектов (территорий) в сфере культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», утвержденного 04 сентября 2019 года, согласованного УФСБ России по Волгоградской области и Управлением Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации не предусмотрено техническое оборудование, такое как рамка металлоискателя и тревожная кнопка, объект оборудован системой наружного видеонаблюдения, суд находит не состоятельными.
Само по себе наличие согласованного паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», не освобождает ответчика от выполнения обязанностей, возложенных на образовательные учреждения санитарными нормами и другими нормами законодательства, которыми определены требования к объектам общеобразовательной организации, в том числе к обеспечению ее безопасности и сохранности. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Осуществление деятельности МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба имуществу.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, признать незаконным бездействие МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», выразившееся в непринятии мер по установке рамки металлоискателя и тревожной кнопки при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые и достаточные денежные средства на приобретение рамки металлоискателя и тревожной кнопки при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств установить рамку металлоискателя и тревожную кнопку при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенный по адресу: <адрес>.
Что касается ходатайства представителя администрации Орловскского сельского поселения Городищенского муниципального района об установлении срока для исполнения решения суда один год с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает, что установленный судом срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
При рассмотрении данного дела старший помощник прокурора Опарина Ю.С. просила вынести частное определение в адрес директора МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения».
В соответствии с частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частное определение выносится при выявлении случаев нарушения законности.
По настоящему делу таких случаев не установлено, в связи с чем оснований для вынесения частного определения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить законодательство в сфере антитеррористической защищенности объектов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», выразившееся в непринятии мер по установке рамки металлоискателя и тревожной кнопки при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые и достаточные денежные средства на приобретение рамки металлоискателя и тревожной кнопки при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения» в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств установить рамку металлоискателя и тревожную кнопку при входе в здание МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Орловского сельского поселения», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2021 года.
Судья Е.А.Гапоненко