ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1356/20 от 29.06.2020 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Мутигуллиной Н.М.,

с участием заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Железнова Э.А., действующего на основании прав по должности,

в отсутствие представителя ответчика Министерства Лесного комплекса, представителя третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1356/2020 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству Лесного комплекса Иркутской области о понуждении организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истец указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства о лесопользовании установлен факт бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в части проведения мероприятий по лесоустройству на территории Илимского лесничества путем таксации лесов на общей площади *** га. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Илимского лесничества, утвержденным приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.********, общая площадь лесничества составляет *** г. По информации Территориального управления по Илимскому лесничеству министерства лесного комплекса Иркутской области на территории Илимского лесничества лесоустройство проводилось: в 2004 году на площади *** га по 2 и 3 таксационным разрядам; в 2009 году на площади *** га по 2 таксационному разряду. Согласно Лесохозяйственному регламенту указанного лесничества, резервные леса на территории Илимского лесничества отсутствуют. Между тем, учитывая сроки проведения лесоустройства, сведения о лесах в настоящее время устарели и требуют актуализации. Просит обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Илимского лесничества Иркутской области, где срок проведения таксации лесов превышает 10 лет на площади 349 131 га в течение 28 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании заместитель Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Железнов Э.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства Лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещен. Согласно письменному отзыву, представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от **.**.********, сроком действия до **.**.*****, с полным объемом процессуальных права, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с требованиями не согласилась по доводам в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещен. Представитель ФИО2, действующий на основании доверенности от **.**.********, сроком действия один год, с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст. 5 ЛК РФ, ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 55 ЛК РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.

Статьей 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (ч. 2 ст. 19 ЛК РФ).

Согласно с п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 68 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ст. 69.1 ЛК РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (ч. 1). При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ч. 2).

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ (п.п. 11 п. 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 г. № 155-пп).

Статьей 68 ЛК РФ регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и таксация лесов, которая проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, являются составляющими лесоустройства.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция).

В соответствии с положениями Лесоустроительной инструкции, таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (п. 29). Таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В зависимости от таксационного разряда лесов устанавливаются площади и размеры лесных кварталов и лесотаксационных выделов (п. 30). Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет (п. 31). Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы) (п. 32).

Следовательно, буквальное толкование Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз по истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

Как следует из представленных суду прокурором материалов проверки, на землях Илимского лесничества использование расчетной лесосеки в 2019 году составило 66,2%, лесоустройство в виде таксации лесов не проводилось более 10 лет, что подтверждается информацией Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 24.03.2020 № 430.

Обстоятельства, установленные Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором, не опровергнуты.

Учитывая, что Российская Федерация передала полномочия по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» субъектам Российской Федерации утвержден объем субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений. Иркутской области выделено на 2019 год – 1 379 569,5 рублей, на 2020 год - 1 404 243,7 рубля, на 2021 год – 1 576 910,6 рублей.

Согласно правовой позиции Федерального агентства лесного хозяйства Иркутская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.

Таким образом, доводы Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что министерство не имеет финансовую возможность для начала организации проведения необходимых работ по лесоустройству, не состоятельны.

Доводы о том, что Лесным планом Иркутской области, утвержденным приказом Губернатора Иркутской области от 29.05.2019 № 112-уг, лесоустройство Усть-Илимского лесничества не предусмотрено, а также о том, что проведение лесоустройства может быть осуществлено за счет сред лиц, использующих леса, суд во внимание не принимает, поскольку работы по таксации лесов должны быть проведены в установленные сроки, законодательно их выполнение возложено на уполномоченный орган – Министерство лесного комплекса Иркутской области.

По этим обстоятельствам суд не принимает во внимание доводы ответчика о привлечении третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства в качестве соответчика.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, а также в нарушение требований суда, изложенных в определении о подготовки дела к судебному разбирательству, не было представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории Илимского лесничества Иркутской области.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Не проведение лесоустройства на территории Илимского лесничества Иркутской области может повлечь негативные последствия, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Кроме того, ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия в части не проведения требуемых работ на территории Илимского лесничества Иркутской области, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.

Прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений в течение 28 месяцев, что, по мнению суда, является разумным сроком для устранения установленных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Илимского лесничества Иркутской области, где срок проведения таксации лесов превышает 10 лет на площади *** га, в течение 28 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционных жалобы, представления через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Куренова

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2020