ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1357/2016 от 25.07.2016 Кировского городского суда (Мурманская область)

Адм. дело № 2а-1357/2016 Мотивированное решение составлено 25 июля 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

18 июля 2016 года г. Кировск Кировский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Бобковой И.В. при секретаре Калмыковой Д.А., с участием помощника прокурора г. Кировска Семеновой Т.М.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора г. Кировска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Кировска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией Мурманской области (далее – администрация г. Кировска) об оспаривании нормативного правового акта.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации г. Кировска 04 сентября 2013 года № 1230 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» (далее – Административный регламент). Постановлением администрации г. Кировска от 27 апреля 2015 года № 788 в регламент внесены изменения. Данные документы опубликованы в газете "Кировский Рабочий".

Административный регламент вступил в силу со дня его официального опубликования, является действующим. Вместе с тем, подпункты 3.3.1, 3.2.6 и раздела 3 Административного регламента «Административные процедуры» не соответствуют требованиям пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Действие Административного регламента, отдельные положения которого содержат в себе признаки коррупциогенного фактора, поскольку не соответствуют требованиям федерального законодательства о предоставлении государственных услуг, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Прокурором принимались соответствующие меры реагирования в целях понуждения администрации г. Кировска к приведению Административного регламента в соответствие с законом, а именно 29 мая 2015 года прокуратурой города принесен протест № 10-224в-2015, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком принято решение о признании его обоснованным и удовлетворении требования прокурора. Вместе с тем, на момент подачи настоящего административного иска нормативно-правовой акт в соответствие с федеральным законодательством не приведен.

С учетом изложенного, просит суд признать Административный регламент недействующим в части, в связи с несоответствием конкретных положений его раздела 3 требованиям пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Помощник прокурора г. Кировска в судебном заседании, поддержав исковые требования, уточнила, что признание несоответствующим федеральному законодательству оспариваемого нормативно-правового акта в части подпунктов 3.3.1 и 3.2.6 и раздела 3 Административного регламента необходимо с момента вступления решения в законную силу.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не оспаривала выявленные прокуратурой нарушения и пояснила, что приведение нормативно-правового акта в соответствие законодательству требует выполнения определенной процедуры, связанной с длительными временными затратами.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав положения оспариваемого нормативно-правового акта на соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации в полном объеме, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 приведенной нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Мурманской области от 25 декабря 2012 года № 1567-01-ЗМО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с частью 2 статьи 4 названного Закона порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1-3, 6 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В силу подпункта «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее – Методика), коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе, отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Закон № 210-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Основными принципами предоставления муниципальных услуг, в соответствии со статьей 4 Закона № 210-ФЗ, являются, в том числе правомерность предоставления муниципальных услуг, открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона муниципальных услуг, доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона № 210-ФЗ, заявители (т.е. физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении муниципальной услуги) при получении муниципальных услуг имеют право, помимо прочего, на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2); получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре (пункт 5).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов – нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2).

Таким образом, в целях соблюдения прав заявителей и основных принципов предоставления муниципальных услуг, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.

Пунктом 3 части 2 статьи 12 Закона № 210-ФЗ установлено, что структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.

В соответствии с пунктом 1.10 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, осуществляемых по обращениям заявителей, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 16 ноября 2010 года № 513-ПП (далее – Порядок разработки регламентов) в случае, если соответствующим законом Мурманской области обязанность по разработке и утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг по отдельным государственным полномочиям Мурманской области, переданным органам местного самоуправления, возложена на органы местного самоуправления, разработка проектов таких административных регламентов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Порядком.

Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации г. Кировска от 04 сентября 2013 года № 1230 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» (опубликовано в газете "Кировский Рабочий", № 37, 12.09.2013, приложение к газете, с. 13-16).

Постановлением администрации г. Кировска от 27 апреля 2015 года № 788 в Административный регламент внесены изменения (опубликовано в газете "Кировский Рабочий", N 17, 30.04.2015, приложение к газете, с. 33).

Административный регламент вступил в силу со дня его официального опубликования, на дату рассмотрения настоящего дела является действующим.

Проанализировав указанный нормативный правовой акт, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца ввиду действительного несоответствия положений Административного регламента, содержащихся в пунктах 3.3.1 и 3.2.6 и раздела 3 «Административные процедуры» требованиям федерального законодательства о предоставлении муниципальных услуг, что свидетельствует о наличии признака коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 названной выше Методики.

Так, пунктом 1.3 постановления администрации г. Кировска от 27 апреля 2015 года № 788 "О внесении изменений в Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда", утвержденный постановлением администрации города Кировска от 04.09.2013 N 1230", пункт 3.2 Административного регламента дополнен подпунктом 3.2.6, согласно которому особенности подачи заявления и документов через многофункциональный центр определяются в соответствующем Соглашении о взаимодействии.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка разработки регламентов в разделе «Административные процедуры» Административного регламента должны быть указаны особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.

В нарушение данного положения, а равно требований Закона № 210-ФЗ, особенности выполнения административных процедур в многофункциональном центре Административным регламентом не установлены.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.3.1 Административного регламента, в редакции постановления администрации г. Кировска от 27 апреля 2015 года № 788, должностное лицо Комитета (Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска), ответственное за предоставление государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней до истечения срока, установленного пунктом 2.4 настоящего Регламента, осуществляет правовую оценку представленных для оказания услуги документов и устанавливает наличие или отсутствие оснований предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда либо отказа в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Вместе с тем, упомянутым пунктом 2.4 Административного регламента установлены различные сроки предоставления государственных (муниципальных) услуг, в связи с чем в подпункте 3.3.1 Административного регламента должны быть указаны необходимые сроки либо конкретные положения (подпункты) пункта 2.4 Административного регламента.

Также, Административным регламентом предусмотрена возможность принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги, определен исчерпывающий перечень оснований для такого отказа (пункт 2.8). Однако, в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 12 Закона № 210-ФЗ, раздел 3 «Административные процедуры» не содержит описания порядка осуществления административных процедур при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Иных противоречий положений Административного регламента требованиям действующего законодательства, в частности обстоятельств, указанных в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлено.

Действие Административного регламента, отдельные положения которого не соответствуют требованиям федерального законодательства о предоставлении государственных услуг, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, административным истцом принимались меры прокурорского реагирования в целях понуждения администрации г. Кировска к приведению Административного регламента в соответствие с законом, что подтверждается представленной в материалы дела копией принесенного прокуратурой г. Кировска протеста № 10-224в-2015 от 29 мая 2015 года.

В соответствии с уведомлением администрации г. Кировска № 01-1249 от 09 июня 2015 года, административный ответчик признал требования прокурора обоснованными и обязался в срок до 19 июня 2015 года внести в Административный регламент необходимые изменения.

Вместе с тем, судом установлено и ответчиком не оспаривается, что на момент подачи административного иска и рассмотрения настоящего дела по существу нормативно-правовой акт в соответствие с федеральным законодательством не приведен.

Таким образом, поскольку оспариваемый прокурором нормативный правовой акт в силу приведенных обстоятельств не соответствует законодательству, требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Кировска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации г. Кировска 04 сентября 2013 года № 1230 (в ред. постановления от 27 апреля 2015 года № 788), недействующим в части, в связи с несоответствием подпунктов 3.3.1, 3.2.6 и раздела 3 «Административные процедуры» требованиям пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации администрацией муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области в течение одного месяца с момента вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.В. Бобкова