РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Н. Усмань 02 сентября 2021 г.
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе судьи Сорокина Д.А.
при секретаре Семенихиной Е.Г.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - председателя территориальной избирательной комиссии Новоусманского района ФИО2, ФИО3, представляющей интересы территориальной избирательной комиссии Новоусманского района на основании доверенности от 01.09.2021, а также интересы заинтересованного лица – избирательной комиссии Воронежской области на основании доверенности от 14 мая 2021 года,
заинтересованного лица ФИО4,
представителя Воронежского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально – демократической партии России ФИО5,
старшего помощника прокурора Молочкина М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Новоусманского района об оспаривании решения о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Новоусманского района с требованиями, с учетом уточнений, отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО4, принять решение об исключении кандидата в депутаты ФИО4 из списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19.
В их обоснование указал, что он и заинтересованное лицо ФИО4 были зарегистрированы территориальной избирательной комиссией Новоусманского района в качестве кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19. ФИО4 зарегистрирован как кандидат от партии «Единая Россия», в то время как одновременно состоит в партии «ЛДПР». Он обратился к административному ответчику с заявлением об исключении ФИО4 из кандидатов в депутаты, однако данное заявление не было удовлетворено, по его мнению, неправомерно, что вызвало необходимость обращения в суд.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по указанным в административном иске основаниям. Уточнил, что заявление о выходе из партии «ЛДПР» ФИО4 в установленном порядке не подавалось, оригинал этого заявления с отметкой о его принятии региональным отделением партии отсутствует. Копия этого заявления является недопустимым доказательством. ФИО4 до настоящего времени числится членом партии. Решение о его исключении из «ЛДПР» не принималось.
Представитель административного ответчика ФИО2 требования не признал, суду пояснил, что ФИО4 с мая 2021 года является членом партии «Единая Россия», был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 от «Единой России». 16.08.2021 от ФИО1 в территориальную избирательную комиссию поступило заявление об исключении ФИО4 из числа кандидатов в депутаты в связи с тем, что он одновременно является членом «ЛДПР». По данному заявлению была проведена проверка, в результате которой было выяснено, что ФИО4 в 2018 году подал заявление об исключении его из членов «ЛДПР». В связи с изложенным в удовлетворении заявления было отказано.
ФИО3, представляющая интересы административного ответчика территориальной избирательной комиссии Новоусманского района, а также интересы заинтересованного лица – избирательной комиссии Воронежской области просила в удовлетворении административного иска отказать, дала суду аналогичные пояснения. Кроме того, просила обратить внимание на п. 4.12 Устава политической партии «ЛДПР», согласно которому членство в партии прекращается в случае вступления в другую политическую партию. В рассматриваемом случае ФИО4 в мае 2021 года вступил в партию «Единая Россия», в силу чего его членство в партии «ЛДПР» с этого же времени согласно п. 4.12 Устава было прекращено.
Заинтересованное лицо ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что в 2018 году вышел из «ЛДПР». В июне 2018 года он написал соответствующее заявление, его принял заместитель регионального отделения ФИО8 С этого времени он считал себя беспартийным. В мае 2021 года он вступил в партию «Единая Россия». От этой же партии зарегистрирован кандидатом в депутаты районного совета.
Представитель заинтересованного лица - Воронежского регионального отделения политической партии ЛДПР ФИО5 просил требования административного истца удовлетворить, сославшись на то, что ФИО4 до настоящего времени является членом ЛДПР.
Старший помощник прокурора Молочкин М.Ю. в заключении по делу полагал действия территориальной избирательной комиссии законными и обоснованными, административный иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель Воронежского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд установил указанные ниже обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 этой же статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе, подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Из материалов дела следует, что решением местного политического совета Новоусманского местного отделения Воронежского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 15.07.2021 был выдвинут список кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района на дополнительных выборах 19 сентября 2021 года по одномандатному избирательному округу № 19, согласованный с Президиумом Регионального политического совета Воронежского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
В списке кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу № 19 был выдвинут ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 157-161).
Членство в данной партии было подтверждено справкой местного отделения партии «Единая Россия» (л.д. 170).
Территориальной избирательной комиссией Новоусманского района 23.07.2021 было принято решение № 19/78-20/21 зарегистрировать ФИО4 выдвинутого кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 Воронежским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д. 136-143).
По этому же одномандатному округу решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 20.07.2021 № 18,72-20/21 в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района от партии «ЛДПР» был зарегистрирован ФИО1 (л.д. 144-147).
Перечисленные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не оспаривались сторонами, в связи с чем суд посчитал их установленными.
В качестве обоснования отмены регистрации кандидатом в депутаты гражданина ФИО4 административный истец указал, что на момент его выдвижения и регистрации он являлся членом Политической партии «ЛДПР».Право граждан беспрепятственно выходить из политических партий установлено статьей 2 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 6 статьи 23 данного Федерального закона членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.
Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов определяются Уставом политической партии.
Пунктом 4.7 Устава Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России члену ЛДПР предоставлено право свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию.
Порядок выхода члена ЛДПР из партии определен пунктом 4.11 Устава, в силу которого член ЛДПР на основании личного письменного заявления может добровольно выйти из партии. Заявление подается в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учета принимается органом, принявшим ранее решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР.
Пункт 6.10 Устава предусматривает принятие следующих решений руководящим органом регионального отделения ЛДПР органом - Координационным Советом: о приеме в члены партии, об исключении из партии и снятии с партийного учета.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Устава партии с учетом положения статьи 2 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ реализация волеизъявления члена партии о выходе из партии осуществляется путем подачи заявления в первичное, местное или региональное отделение партии, которое влечет прекращение членства в партии и принятие уполномоченным органом последующего решения о снятии с партийного учета.
Доводы административного искового заявления о том, что прекращение членства в партии в случае добровольного выхода из партии на основании личного заявления оформляется решением Координационного Совета регионального отделения об исключении из партии не основаны на положениях Устава партии и являются ошибочными, так как принятия Координационным Советом решения о прекращении членства в партии в случае подачи членом партии такого заявления Устав партии не предусматривает.
Основанием для принятия решения об исключении из партии подача указанного заявления также не является, так как в силу пункта 4.13 Устава партии член ЛДПР может быть исключен из ЛДПР по определенным основаниям за совершение действий, нарушающих Устав партии или противоречащих ее интересам, но не за добровольный выход из партии.
Что касается решения Координационного Совета о снятии с партийного учета, то оно носит организационный характер, имеет целью обеспечение надлежащего учета членов партии и решению уполномоченного органа партии о прекращении членства в партии не тождественно.
Заявлением от 14 июня 2018 года, адресованного координатору Воронежского регионального отделения ЛДПР подтверждается, что до вступления в другую партию ФИО4 заявил о своем выходе из Политической партии ЛДПР.
На данном заявлении имеется отметка о его принятии заместителем координатора регионального отделения партии ФИО8
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 суду пояснил, что лично под роспись принял заявление о выходе из партии у ФИО4 Свою подпись на заявлении (л.д. 130) подтверждает. Регистрировалось ли данное заявление, он не помнит по прошествии времени. Данное заявление он передал в Координационный совет для рассмотрения на заседании Координационного совета регионального отделения партии. Рассматривалось ли оно, он не помнит.
Кроме того, косвенным доказательством выхода ФИО4 из партии ЛДПР является его заявление в избирательную комиссию Воленского сельского поселения от 11.07.2020 и анкета от этой же даты, согласно которым он выдвигался не от партии а как самовыдвиженец, в анкете указывал, что является беспартийным (л.д. 218-219).
По мнению суда, перечисленные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными, то есть в своей совокупности подтверждают тот факт, что ФИО4 14.06.2018 подавал заявление в региональное отделение партии ЛДПР о выходе из нее.
Доводы административного истца, представителя регионального отделения ЛДПР о том, что в Воронежское региональное отделение Политической партии ЛДПР письменное заявление ФИО4 о выходе из партии не поступало, факт такого обращения не опровергает, поскольку вышеуказанное заявление содержит отметку о его получении 14.06.2018г. заместителем координатора Воронежского регионального отделения партии ЛДПР с его подписью, свидетель ФИО8 подтвердил данное обстоятельство лично.
Доводы административного истца и представителя регионального отделения ЛДПР о том, что показания свидетеля ФИО8 являются недопустимыми, поскольку он был исключен из ЛДПР с отрицательной характеристикой, что подтверждается выпиской из протокола заседания Координационного Совета (л.д. 220), по мнению суда, являются неубедительными, так как свидетель пояснил, что не имеет неприязненных отношений к партии ЛДПР, показания данного свидетеля согласуются с иными приведенными выше доказательствами по делу. При этом как административный истец, так и представитель регионального отделения ЛДПР не отрицали, что в 2018 году ФИО8 был заместителем руководителя координатора регионального отделения ЛДПР, в связи с чем имел полномочия по приему заявлений от членов партии о выходе из нее. Оснований полагать показания данного свидетеля заведомо ложными у суда не имеется.
Доводы административного истца и представителя регионального отделения ЛДПР о недопустимости копии заявления (л.д. 130) как доказательства по причине отсутствия оригинала данного заявления суд считает неубедительными, поскольку факт подачи заявления был подтверждён свидетелем ФИО8
Показания свидетеля ФИО10 о том, что ему ничего не известно о выходе из партии ЛДПР ФИО4 являются недопустимым и не относимым доказательством по делу, поскольку не подтверждают и не опровергают значимых по делу обстоятельств.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ФИО4 в надлежащей форме в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.7, 4.11 Устава партии, обратился в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого однозначно свидетельствовало о его намерении выйти из партии.
Подача такого заявления означала выход ФИО4 из политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России с 14.06.2018 года, поскольку установленный порядок прекращения членства в данной партии им был соблюден, а принятия специального решения уполномоченным органом партии Устав партии в таком случае не требует.
Кроме того, из содержания пункта 4.12 Устава Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России следует, что вступление в другую политическую партию прекращает членство в Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
В рассматриваемом случае ФИО4 стал челном Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с 24.05.2021, что подвтерждается выпиской из протокола заседания местного политического совета Новоусманского местного отделения ВРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 24.05.2021 (л.д. 223), соответственно, вступление в эту партию на основании приведенного пункта Устава Политической партии ЛДПР прекратило членство ФИО4 в Либерально-демократической партии России.
Таким образом, на день выдвижения ФИО4 кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 Воронежским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и принятия решения о его регистрации в качестве кандидата в депутаты ФИО4 членом Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России не являлся.
Непринятие Координационным Советом Воронежского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России решения об исключении ФИО4 из партии, а также документы, составленные Воронежским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (л.д. 65, 70, 134, 224-225) о том, что ФИО4 является членом Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, данный вывод не опровергают, поскольку в силу закона и Устава партии право на выход из партии не может ставиться в зависимость от своевременности действий и решений соответствующего органа партии, принятых в связи с поступившим от члена партии заявлением.
С учетом изложенных обстоятельств постановление территориальной избирательной комиссии Новоусманского района от 23 июля 2021 года № 19/78-20/21 является законным, оснований для его отмены и удовлетворения требований об отмене регистрации кандидата ФИО4 не имеется.
Дополнительным основанием для отказа в удовлетворении требования об отмене постановления избирательной комиссии является пропуск установленного законом срока для обращения в суд с таким заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Согласно положениям, содержащимся в частях 7 и 10 этой же статьи Кодекса, данный срок восстановлению не подлежит, а его пропуск является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского района Воронежской области по одномандатному округу № 19 ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Новоусманского района об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 ФИО4 и исключении из списка кандидатов в депутаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение пяти календарных дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.А. Сорокин
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2021
1версия для печатиДело № 2а-1357/2021 ~ М-1274/2021 (Решение)