РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цыбыковой А.И.,
с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца Мерчук К.Ю., административного ответчика Мешанговой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2020-000935-29 (2а-1358/2020) по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска к Мешанговой Т.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска с административным исковым заявлением к Мешанговой Т.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
В основание иска административный истец указал, что в 2015-2017 годах административному ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства «CHEVROLET KL 1J CRUZE», государственный регистрационный знак .... (далее по тексту – «Шевроле») (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время), «NISSAN QASHQAI TEKNA», государственный регистрационный знак .... (далее по тексту – «Ниссан») (период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>).
В настоящее время задолженность по транспортному налогу за 2015-2017 годы в сумме 4 224,92 рублей Мешанговой Т.В. не уплачена.
На основании статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) в адрес налогоплательщика Мешанговой Т.В. направлялись уведомления от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которыми сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2015 год в размере 1 034 рублей, за 2016 год в размере 1 580 рублей, за 2017 год в размере 1 580 рублей.
Поскольку обязанность по уплате налогов в установленный законодательством срок Мешанговой Т.В. не была исполнена, в соответствии со статьями 32, 69 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования по состоянию на <Дата обезличена><Номер обезличен> об оплате задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 038, 83 рублей, по состоянию на <Дата обезличена><Номер обезличен>, об оплате задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 582,17 рублей, по состоянию на <Дата обезличена><Номер обезличен>, об оплате задолженности по транспортному налогу за 2017 в размере 1 603,92 рублей.
После обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей <Дата обезличена>, Мешангова Т.В. обратилась с заявлением об его отмене, судебный приказ отменен определением мирового судьи от <Дата обезличена> в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.
В связи с чем, административный истец просит суд взыскать с Мешанговой Т.В. задолженность по налогам в размере 4 224,92 рублей: по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 038,83 рублей (по налогу в размере 1 034 рублей, пени в размере 4,83 рублей), по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 582,17 рублей (по налогу в размере 1 580 рублей, пени в размере 2,17 рублей), задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 603,92 рубля (по налогу в размере 1 580 рублей, пени в размере 23,92 рублей).
В судебном заседании представитель административного истца Мерчук К.Ю., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, повторив доводы, указанные в административном иске.
Административный ответчик Мешангова Т.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении, поскольку ранее вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от <Дата обезличена> налоговому органу было отказано в удовлетворении заявленных в рамках настоящего административного дела требованиях, налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным иском.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы административного дела 2а-2053/2019, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ, пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства:
автомобили легковые с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло менее 7 лет, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно, в размере 14,50 рублей.
автомобили легковые с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно, в размере 9,50 рублей.
В силу требований пунктов 1, 3 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В судебном заседании из ответа ОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен> (л.д.50), карточек учета транспортных средств (л.д. 51, 53), иных письменных доказательств установлено, что Мешангова Т.В. в налоговые периоды 2015, 2016, 2017 год являлась налогоплательщиком транспортного налога, поскольку ей на праве собственности принадлежали транспортные средства, в связи с чем, с учетом требований пункта 3 статьи 362 НК РФ, она обязан уплатить транспортный налог в размере 4 194 рубля:
транспортный налог за 2015 год в размере 1034 рубля: за легковой автомобиль «Ниссан», 2007 года выпуска, мощность 141 л.с., период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в размере 112 рублей (141 л.с. х 9,50 рублей х 1/12 месяцев), за легковой автомобиль «Шевроле», 2012 года выпуска, мощность 109 л.с., период владения с <Дата обезличена> по настоящее время, в размере 922 рубля (109 л.с. х 14,50 рублей х 7/12 месяцев);
транспортный налог за 2016 год в размере 1 580 рублей за легковой автомобиль «Шевроле» (109 л.с. х 14,50 рублей х 12/12 месяцев);
транспортный налог за 2017 год в размере 1 580 рублей за легковой автомобиль легковой «Шевроле» (109 л.с. х 14,50 рублей х 12/12 месяцев).
Согласно расчёту задолженности размер транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы составляет 4 194 рубля, данный расчёт административным ответчиком не оспорен, суд, проверив расчёт, находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями налогового законодательства (с учетом пункта 6 статьи 52 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 52 НК РФ (в редакции, действующей на момент отправления уведомлений) в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков предполагает направление налогоплательщику различных видов документов, которые должны быть гарантированно доставлены.
НК РФ в отношении всех документов, связанных с налоговым контролем, предполагает вручение либо лично, либо направление по почте заказным письмом.
Такой способ доставки с учетом положений Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» гарантирует вручение корреспонденции налогоплательщику, в связи с чем направленные по почте заказным письмом налоговые уведомления считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» оператор почтовой связи обязан обеспечить сохранность почтовых отправлений, в том числе целостность упаковки, что гарантирует соблюдение требований статьи 102 НК РФ о неразглашении сведений, составляющих налоговую тайну. Доставка налоговой корреспонденции до почтового ящика, то есть направление простыми письмами, таких гарантий не предоставляет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
На основании пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом посредством почтовой связи заказными письмами с уведомлениями о вручении направлены налоговые уведомления от <Дата обезличена><Номер обезличен> об уплате налога за 2015 год(в срок не позднее <Дата обезличена>), что подтверждается списком от <Дата обезличена><Номер обезличен> (л.д. 10, 11), от <Дата обезличена><Номер обезличен> об уплате налога за 2016 год (в срок не позднее <Дата обезличена>), что подтверждается списком <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (л.д. 14, 15), а также <Дата обезличена> направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> через личный кабинет налогоплательщика об уплате транспортного налога за 2017 год (в срок не позднее <Дата обезличена>) (л.д.18, 19).
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления от <Дата обезличена><Номер обезличен> в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром, а также не оспаривался административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Так как в установленные законом сроки налогоплательщик не произвела уплату транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику <Дата обезличена> посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении направлено требование об уплате транспортного налога за 2015 год от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по налогам, пени до <Дата обезличена> (л.д. 12, 13), а также посредством направления в личный кабинет налогоплательщика <Дата обезличена> требование об уплате транспортного налога за 2016 год от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по налогам, пени до <Дата обезличена> (л.д.16, 17), <Дата обезличена> требование об уплате транспортного налога за 2017 год от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по налогам, пени до <Дата обезличена> (л.д. 20-21, 22).
Факт направления налогоплательщику требований от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен> об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром, а также не оспаривался административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за неуплату транспортного налога за 2015 год за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 4,83 рублей, за неуплату транспортного налога за 2016 год за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2,17 рублей; за неуплату транспортного налога за 2017 год за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 23,92 рублей.
Суд, проверив расчет начисленной пени, полагает его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства.
Как установлено в судебном заседании до настоящего времени задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы налогоплательщиком не оплачена.
Неуплата административным ответчиком недоимки по транспортному налогу в срок, указанный в требованиях, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.
Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налоговой недоимки за 2015, 2016, 2017 годы, налоговый орган <Дата обезличена> обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №17 Свердловского района г. Иркутска от <Дата обезличена> (№ 2а-2053/2019) с Мешанговой Т.В. в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 4 194 рублей, пени в размере 30,92 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 1 384 рублей, пени в размере 20,95 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка №17 Свердловского района г. Иркутска от <Дата обезличена> судебный приказ №2а-2053/2019 отменен в связи с поступлением возражений от Мешанговой Т.В., после чего <Дата обезличена> ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска обратилась в суд с настоящим административным иском.
При этом судом установлено, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки в суд течение полугода с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (статья 48 НК РФ) налоговым органом соблюдены, административное исковое заявление подано в суд <Дата обезличена>, в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа (<Дата обезличена>), то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Суд, проверив доводы административного ответчика об отсутствии у нее обязанности по уплате недоимки по транспортному налогу за 2015, 2-16, 2017 годы, поскольку ранее решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от <Дата обезличена> по административному делу №2а-3001/2017 отказано в удовлетворении административных исковых требований ИФНС по Октябрьскому округу г.Иркутска о взыскании с Мешанговой Т.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 374 рублей, по транспортному налогу в размере 4 090 рублей, полагает их необоснованными. Не имеющими отношения к предмету настоящего спора, поскольку решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от <Дата обезличена> отказано в удовлетворении требований налогового органа к Мешанговой Т.В. во взыскании задолженности по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014 годы, то есть за налоговый период, отличный от периода (2015, 2016, 2017 годы) взыскания задолженности по транспортному налогу в рамках настоящего административного дела (л.д.106-109).
Таким образом, учитывая требования статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 19, 23, 44, 48, 52, 57, 58, 69, 70, 75, 357, 358, 361, 363 НК РФ, статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства дела, поскольку доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска о взыскании с Мешанговой Т.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 034 рубля, пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 4 рублей 83 копейки, по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 580 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 рублей 17 копеек, по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 580 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 23 рубля 92 копейки являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, подпунктом 5 статьи 52, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Иркутска, от уплаты которой при подаче иска был освобожден административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска удовлетворить.
Взыскать с Мешанговой Т.В. (<Дата обезличена> года рождения, уроженки <адрес обезличен>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>В, <адрес обезличен>, ИНН <Номер обезличен>, паспорт серии <Номер обезличен> выдан Отделом УФМС России по Иркутской области в Октябрьском районе г.Иркутска <Дата обезличена>, СНИЛС <Номер обезличен>) в пользу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 034 (одна тысяча тридцать четыре) рубля, пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 4 рублей 83 копейки (четыре рубля восемьдесят три копейки), задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 580 (одна тысяча пятьсот восемьдесят) рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 рублей 17 копеек (два рубля семнадцать копеек), задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 580 (одна тысяча пятьсот восемьдесят) рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 23 рубля 92 копейки (двадцать три рубля девяносто две копейки), всего взыскать 4 224 рубля 92 копейки (четыре тысячи двести двадцать четыре рубля девяносто две копейки).
Взыскать с Мешанговой Т.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Иркутска в размере 400 (четыреста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.Р. Латыпов
Решение суда в окончательной форме принято 15 июня 2020 года.