ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1358/2021 от 15.12.2021 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

61RS0047-01-2021-002104-36 Дело № 2а-1358/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года п. Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе:

судьи Сухоносовой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Арзамасовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Фонду развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ :

Заместитель начальника ГУ Министерства юстиции РФ по Ростовской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решение о регистрации Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области принято ГУ МЮ России по Ростовской области 21.09.2015. В ЕГРЮЛ Фонд внесен 01.10.2015 за ОГРН <***>, ИНН <***>. В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ МЮ РФ по Ростовской области Фонд внесен за учетным № 6114010474. В нарушение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», приказа Минюста Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» Фонд в период с 2017 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляло в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени. 07.06.2017, 08.06.2018 и 23.05.2019 за непредставление необходимой отчетности Главным управлением в адрес организации были составлены и направлены мировому судье протоколы об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, на основании которых суд постановил признать организацию виновной в совершении административного правонарушения и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб., 3 000 руб. и предупреждение за каждый протокол соответственно. По настоящее время нарушения Фондом не устранены. Указанное правонарушение, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренных вышеуказанным Законом. Фонд не выполняет возложенную на него обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе некоммерческой организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления некоммерческой организацией, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС РФ.

На основании изложенного истец просит ликвидировать Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области ОГРН <***>, ИНН <***> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца ГУ Министерство юстиции РФ по Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство, согласно которому по состоянию на 13.12.2021 нарушения ответчиком не устранены. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в силу ст.150 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области зарегистрирован ГУ МЮ России по Ростовской области 21.09.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 09.10.2015.

В ЕГРЮЛ Фонд внесен 01.10.2015 за ОГРН <***>, ИНН <***>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 18.11.2021.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ – «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, а также сведения о расходовании денежных средств использовании иного имущества. Указанные сведения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предоставляются в срок не позднее 15 апреля следующего за отчетным годом.

Кроме того, во исполнение п. 3.2 ст. 32 № 7-ФЗ и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», представители некоммерческих организаций обязаны размещать отчеты о деятельности/сообщения о продолжении деятельности некоммерческих организаций в разделе «Отчеты НКО» на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации «Портал НКО» (http://unro.minjust.ru).

В нарушение вышеуказанных требований административный ответчик в период с 2017 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляло в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.

06.06.2017 и 23.05.2019 за непредставление необходимой отчетности Главным управлением в адрес организации были составлены протоколы об административных правонарушениях №397, 222.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.07.2017, вынесенными Мировым судьей судебного участка №1 Октябрьского судебного района Ростовской области Фонд развития ЖКХ Октябрьского района Ростовской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 11.06.2019, вынесенными мировым судьей судебного участка №1 Октябрьского судебного района Ростовской области Фонд развития ЖКХ Октябрьского района Ростовской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренных вышеуказанным Законом.

В соответствии п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 1246-О, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, организация должна исполнять будучи юридическим лицом, при том, что их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей и членов, а также с применением к организации соответствующей меры принуждения.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Полномочия Главного управления по контролю за деятельностью некоммерческих организаций определены положениями ст. 32 Закона и предусматривают, в том числе, право органа, принимающего решение о государственной регистрации, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, реализуемое посредством анализа представляемых Учреждением отчетов в порядке ст. 32 Закона.

Исходя из указанных положений Закона, Главное управление может квалифицировать те или иные действия (бездействие) некоммерческой организации применительно к исполнению последней предусмотренных Законом обязанностей только с помощью формально-логических методов контроля - анализа поступающих от организации отчетов о ее деятельности в сроки, установленные требованиями Закона, при условии, что иные сведения о деятельности некоммерческой организации не размещены в иных общедоступных либо общеизвестных источниках.

При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой некоммерческой организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на некоммерческую организацию обязанности, связанной с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.

Судом установлено, что ответчик не выполняет возложенную на него обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота.

При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой некоммерческой организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе некоммерческой организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления некоммерческой организацией, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 г. № 25, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.

При установленных обстоятельствах суд полагает исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Фонду развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района Ростовской области, ОГРН <***>, ИНН <***> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения 22.12.2021 года.

Судья Е.Г. Сухоносова