Дело 2а-1359\2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«26» марта 2018 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Казак М.П.
при секретаре ФИО4
с участием представителя административного истца в лице помощника Хабаровского транспортного прокурора ФИО5
представителя административного ответчика в лице ФИО7
представителя заинтересованного лица Хабаровской таможни ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ИП ФИО1 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ИП ФИО1 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор.
В обосновании административного иска указал, что Хабаровской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности 21.02.2018 года установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации специального автотранспорта (самоходной машины), без уплаты утилизационного сбора.
Частью 1 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения экологической безопасности, возложена обязанность по уплате утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), согласно которых установлен перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В соответствии с пунктом 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Взимание утилизационного сбора, плательщиками которого являются лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, в силу положений п. 3 Правил, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор подлежит уплате, за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в том числе в отношении минитракторов сельскохозяйственных.
Проверкой установлено, что ИП ФИО1 по декларации на товары № для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Японии ввезен товар № – минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1413 см. куб., мощностью 22 л.с. (16.2 КВТ), колесный, 2002 года выпуска, с сидением для водителя, марки YANMAR, модель YM2220D, модель двигателя 3Т84Н, двигатель 287855, бывший в употреблении, изготовитель YANMAR CORP.», классифицированный ко<адрес> ТН ВЭД.
При этом, в нарушение действующего порядка, утилизационный сбор за ввезенный ИП ФИО1 минитрактор сельскохозяйственный не уплачен.
Хабаровской таможней ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 направлено письмо (исх №) об уплате утилизационного сбора, которое получено указанным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящее время утилизационный сбор в отношении ввезенного товара № по декларации на товары № не исчислен и не уплачен.
Утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия при эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
Кроме того, утилизационный сбор является одним из источников дохода бюджета Российской Федерации, поскольку его уплата осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства.
Таким образом, действиями ИП ФИО1 по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.
Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.
Дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций в силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) подлежат рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ. Порядок производства по делам данной категории регламентируется главой 32 КАС РФ.
В силу требований ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
Сроки добровольной уплаты, а также порядок взыскания утилизационного сбора федеральным законом, равно как подзаконными нормативными актами не предусмотрены, в связи с чем в данном случае сроки исковой давности, установленные главой 32 КАС РФ применению не подлежат, а подлежат применению общие сроки исковой давности, в соответствии со ст. 219 КАС РФ – в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
О факте неуплаты утилизационного сбора за ввезенный ИП ФИО1 минитрактор по декларации на товары №, товар № минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1413 см.куб., мощностью 22 л.с. (16,2 КВТ), колесный, 2002 года выпуска, с сидением для водителя, марки YANMAR, модель YM2220D, модель двигателя 3 Т84Н, двигатель 287855, бывший в употреблении, изготовитель «YANMAR CORP.» классифицированным ко<адрес> ТН ВЭД, транспортному прокурору стало известно в ходе проведения проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, согласно письму Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 15-20.2018).
Ссылаясь на указанного, просит суд обязать ИП ФИО1 исчислить и уплатить утилизационный сбор за ввезенный по декларации на товары № товар № минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1413 см.куб, мощностью 22 л.с. ( 16,2 КВТ), колесный, 2002 года выпуска, с сидением для водителя, марки YANMAR, модель YM2220D, модель двигателя 3 Т84Н, двигатель 287855 бывший в употреблении, изготовитель «YANMAR CORP.» классифицированным ко<адрес> ТН ВЭД, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 административное исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Настаивает на его удовлетворении. Из ее дополнительных пояснений следует, что обязанность по исчислению и уплате утилизационного сбора законом возложена на лицо, которое ввозит транспортное средство в РФ и не важно для каких целей транспортное средство, зарегистрировано ли оно в установленном законом порядке. Ответственность за достоверность указанный в декларации сведений лежит на лице, которое ее представляет в таможенный орган, при этом к декларации в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие законность приобретения и перемещения через таможенную границу товара и лишь после проверки соответствия сведений в декларации, сведениям в документах, предоставляемых с декларацией таможенным органом принимается решение о выпуске с таможенного склада, при этом в подтверждение обеспечения уплаты таможенных платежей, к которым относится и утилизационный сбор. До настоящего времени, утилизационный сбор ответчиком не исчислен и не оплачен.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности с административными исковыми требованиями не согласен, ссылается на то, что ИП ФИО1 в ходе инвентаризации ввезенной самоходной техники, установил, что год выпуска т/с и объем двигателя, указанный поставщиком не соответствует каталожным данным, в связи Административным ответчиком были поданы в электронном виде в Хабаровскую таможню уточнения декларации. До настоящего времени уточнения сотрудниками таможни по декларации не приняты, официально с претензией к поставщику техники не обращались, был направлен поставщику запрос. Более того, полагает, что у ФИО1 еще не истек срок исчисления и уплаты таможенного сбора. В связи с чем просит в иске отказать.
Представители заинтересованного лица Федеральная таможенная служба Дальневосточного таможенного управления ФИО6, поддержал требования административного истца, ссылаясь на доводы, приведенные в отзыве.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к
следующему.
Согласно декларации на товары № товар № минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1413 см.куб, мощностью 22 л.с. (16,2 КВТ), колесный, 2002 года выпуска, с сидением для водителя, марки YANMAR, модель YM2220D, модель двигателя 3 Т84Н, двигатель 287855 бывший в употреблении, изготовитель «YANMAR CORP.» классифицированным ко<адрес> ТН ВЭД, Получатель ИП ФИО1.
В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье -транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно части 2 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Согласно части 4 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), согласно которых установлен перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В соответствии с разделом ХIV Перечня видов и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сборов, утвержденного Постановлением №, тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по коду 8701 90, отнесены к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В соответствии с пунктом 5 указанных выше правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а так же размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Взимание утилизационного сбора в силу положений п.3 вышеуказанных правил осуществляет Федеральная Таможенная служба.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 ввез в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ товар № - минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1413 см.куб, мощностью 22 л.с. (16,2 КВТ), колесный, 2002 года выпуска, с сидением для водителя, марки YANMAR, модель YM2220D, модель двигателя 3 Т84Н, двигатель 287855 бывший в употреблении, изготовитель «YANMAR CORP.» классифицированным ко<адрес> ТН ВЭД, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, который в нарушение вышеприведенных норм закона административным ответчиком не исчислен и не уплачен, что подтверждается сообщением начальника Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ за исх №.
Суд не принимает доводы представителя административного ответчика, что в декларации поставщиком неверно указаны год выпуска ввезенного т/с и объем двигателя, поскольку ответственность за достоверность сведений в декларации в силу закона возложена законодателем на декларанта, при этом суд не предоставлено доказательств, подтверждающих указанные доводы.
При таких данных, ввезенный административным ответчиком товар - минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1413 см.куб, мощностью 22 л.с. (16,2 КВТ), колесный, 2002 года выпуска, с сидением для водителя, марки YANMAR, модель YM2220D, модель двигателя <данные изъяты> суд признает товаром, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, который в нарушении вышеперечисленных норм закона административным ответчиком не исчислен и не уплачен, в связи, с чем находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению и в соответствии с положениями части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на ответчика обязанность исчислить и уплатить утилизационный сбор в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, данный срок достаточным для исполнения возложенной судом обязанности.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется положением ст. 114 КАС РФ, где указано, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку ответчик является индивидуальным предпринимателем, ввозимый товар предназначался для осуществления предпринимательской деятельности, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 2 000 рублей 00 копеек, как с юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации – удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 исчислить и уплатить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары
№ <данные изъяты>
вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП ФИО2 в доход федерального бюджета в счет возмещения государственной пошлины 2 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме в <адрес>вой суд через суд его вынесший.
Судья М.П. Казак
Мотивированное решение изготовлено 30.03.2018