ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-135/19 от 19.03.2019 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации
19 марта 2019 года с. Пономаревка

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Григорьева С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Неретиной Т.Д.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Дмитриевой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Пономаревская районная больница» о возложении обязанности профинансировать приобретение автономного, резервного источника питания, приобрести и установить автономный, резервный источник питания

установил:

Прокурор Пономаревского района Оренбургской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Пономаревская районная больница» о возложении обязанности профинансировать приобретение автономного, резервного источника питания, приобрести и установить автономный, резервный источник питания.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Пономаревского района проведена проверка деятельности ГБУЗ «Пономаревская районная больница» по исполнению законодательства об электроснабжении социальных объектов и соблюдения законодательства о чрезвычайных ситуациях, в ходе которой было установлено, что у ГБУЗ «Пономаревская районная больница» отсутствует автономный резервный источник питания, готовый к использованию при отключении электрической энергии, в связи с чем электроснабжение помещений больницы, где проходят лечение граждан и находятся медицинские работники должно быть бесперебойным.

Приобретение и установка электроприемника первой категории, т.е. резервного источника питания в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 года № 204 (далее Правила) направлено не только на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей в области применения требований пожарной безопасности, но и в других областях (охранной сигнализации, оказания медицинской помощи, иных сферах жизнедеятельности, когда отключение электроэнергии может создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинить вред жизни и здоровью граждан).

Требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Таким образом, законом возложена обязанность в обеспечении здания больниц резервными источниками электроснабжения.

Не соблюдение вышеуказанных требований законодательства об электроснабжении и о чрезвычайных ситуациях, т.е. бездействие ГБУЗ «Пономаревская районная больница» выражающееся в не приобретении автономного резервного источника питания и не обеспечении его установки в районной больнице, угрожает конституционному праву граждан (неопределенного круга лиц) на получение квалифицированной медицинской помощи и охрану их здоровья (ч.1 ст. 41 Конституции РФ), создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. в сфере пожарной безопасности, в связи с чем не будет выполнено государственное задание по оказанию медицинских услуг.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Исходя из содержания ст.24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным закона мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виду субсидий, соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации установлено 6 ст. 9.2 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях ч и ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 1.3 Устава ГБУЗ «Пономаревская районная больница» его учредителем является Оренбургская область, функции и полномочия которой осуществляет министерство здравоохранения Оренбургской области.

В связи с этим, полномочия по финансированию той или иной деятельности Устава ГБУЗ «Пономаревская районная больница» лежат на Министерстве здравоохранения Оренбургской области.

В ходе рассмотрения административного искового заявления прокурор конкретизировал и уточнил требования и просил суд обязать министерство здравоохранения Оренбургской области профинансировать до 01.06.2019 года приобретение для ГУБЗ «Пономаревская районная больница» автономного, резервного источника питания (генератора трехфазного мощностью не менее 10 (кВт) способного обеспечить помещение больницы электроэнергией, обязать ГУБЗ «Пономаревская районная больница » приобрести до 01.06.2019 года автономный резервный источник питания (генератора), трехфазного мощностью не менее 10 (кВт) способного обеспечить помещение больницы электроэнергией. Обязать ГУБЗ «Пономаревская районная больница» установить до 01.07.2019 года автономный резервный источник питания (генератора), трехфазного мощностью не менее 10 (кВт) способного обеспечить помещение больницы электроэнергией.

В судебном заседании представитель административного истца Дмитриева Е.М. требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика - ГБУЗ «Пономаревская районная больница» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

В отзыве ответчик с заявленными требованиями прокурора согласился частично, указав, что особой группе 1 категории надежности электроснабжения ГБУЗ «Пономаревская районная больница» соответствует операционная и палата реанимации, 2 категории надежности электроснабжения соответствует бухгалтерия, поликлиника, административное здание, гаражи, терапевтическое отделение, пищеблок, инфекционное отделение, аптека, котельная, детская поликлиника, ГБУЗ «Пономаревская районная больница» обеспечивается электроснабжением от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, имеется автоматический ввод резерва, первая категория надежности электроснабжения. Вместе с тем, отсутствует третий независимый резервный источник питания. Наличие третьего независимого источника питания является обязательным для ГБУЗ «Пономаревская районная больница», поскольку в составе данного лечебно-профилактического учреждения имеются реанимационные отделения и помещения операционных. Таким образом, учреждение здравоохранения не обеспечено первой особой категорией надежности электроснабжения.

По требованиям прокурора ГБУЗ «Пономаревская районная больница» о приобретении автономного резервного источника не возражает.

Однако в уточнении к исковому заявлению о приобретении автономного резервного источника питания (генератора) трехфазного, мощностью не менее 10 (кВт), не указан расчет заявленной мощности.

В обращении к министерству здравоохранения Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на приобретение резервного источника электроснабжения ГБУЗ «Пономаревская районная больница» представила обоснованно расчет необходимого резервного электроснабжения для аварийного электроснабжения (требуется 6,9 кВт электроэнергии). Данной мощности достаточно на период аварийной ситуации для обеспечения нормальной работы жизненно важных и необходимых аппаратов. Так как оборудования, требующего большей мощности, как МРТ, КТ и т.д. в особой группе категории 1 категории надежности электроснабжения ГБУЗ «Пономаревская районная больница», нет, а также высокотехнологичных, особо сложных, длительных операций до 15 часов в ГБУЗ «Пономаревская районная больница» не проводятся.

Согласно ГОСТ 50571.28-2006 «…Медицинские учреждения необходимо обеспечивать аварийными источниками электропитания, которые позволяли бы поддерживать нормальную работу медицинского оборудования …в течение заданного периода времени и время приведения в действие которых не превышало бы времени, установленного соответствующими нормами. Время питания – способность поддерживать электропитание в течение 24 часов. Время может быть уменьшено до минимального, равного 3 часам, если специфика медицинского учреждения позволяет в течение этого времени закончить все необходимые процедуры и провести эвакуацию.

Приобретение автономного резервного источника питания (генератора) трехфазного, мощностью не менее 10 (кВт), в разы превышает стоимость однофазного автономного резервного источника, мощностью 8,5(кВт). Финансовое обеспечение расходов, связанных с приобретением основных средств, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 14.10.2013 № 830-п «Об утверждении порядка и условий финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения Оренбургской области».

Средства на приобретение резервного источника электроснабжения в настоящее время Законом Оренбургской области от 20.12.2018 года № 1417/367-V1-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов » для медицинских организаций не предусмотрены.

Административный ответчик – Министерство здравоохранения Оренбургской области (далее - Министерство) в лице представителя в судебное заседание не явился, в представленных суду возражениях просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело без её участия, при этом также указала, что в письме начальника участка Пономаревского РУЭС Федосеева А.А. отсутствует расчет необходимой мощности электрогенератора, который является неверным ввиду представленного расчета ГБУЗ «Пономаревская районная больница» согласно которому для электроснабжения медицинского оборудования, которое отнесено к энергоприемникам первой категории необходимо 6,920 кВт. Таким образом расчет, предоставленный начальником участка Федосеевым А.А. является неверным и подлежащим отклонению.

Нормативные правовые акты, предусматривающие бюджетные ассигнования для приобретения учреждениями здравоохранения Оренбургской области оборудования для производства электрической энергии отсутствуют денежные средства на эти цели министерству здравоохранения Оренбургской области не выделены, исполнение решение суда в срок, обозначенный прокуратурой Оренбургской области (1 июня 2019 года) не представляется возможным.

Порядок оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией по обязательному медицинскому страхованию, определен приказом Министерства здравоохранения и социального страхования Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

Полномочия органов государственной власти Оренбургской области в части финансового обеспечения формирования имущества медицинских организаций государственной системы здравоохранения определены положениями части 14 статьи 16 Закона Оренбургской области от 30.08.2012 года № 1066/310-V-ОЗ «Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области»: за счет средств областного бюджета финансируются расходы по приобретению основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу.

Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

При таких обстоятельствах следует признать, что законодательство Российской Федерации и Оренбургской области разграничивает источники финансового обеспечения формирования имущества медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования: медицинский инструментарий и основные средства (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу подлежат приобретению медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за счет средств, полученных ими за оказанную по обязательному медицинскому страхованию медицинскую помощь, за счет средств областного бюджета финансируются расходы по приобретению основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу.

Исходя из представленного в министерство здравоохранения Оренбургской области расчета необходимого резервного энергоснабжения для аварийного электроснабжения требуется 6,9 кВт электроэнергии.

Исходя из расчета начальной максимальной цены, составленном исходя из информации, опубликованной в сети «Интернет» возможно приобретение автономного бесперебойного источника питания – комбинированного генератора максимальной мощностью 8 кВт по цене, не превышающей 100 000 рублей за единицу.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергии – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Выслушав представителя административного истца, свидетеля, изучив отзывы ответчиков и доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу ст.14 ФЗ N 68-ФЗ от 21.12.1994г. организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в силу ч.1 ст. 18 указанного Закона, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с ч.1 ст. 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Согласно пп. «а» п.1 ст. 32 вышеуказанного Закона, здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и I инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.

Постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 года N 194 одобрен; и рекомендован к применению Свод правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", введенный в действие с 01 января 2004 года, который конкретизирует и развивает требования нормативных документов, в том числе серии стандартов ГОСТ Р 50571.1 - ГОСТ Р 50571.18 и новых Правил устройства электроустановок.

Согласно п. 5.1 раздела 5 Свода правил, степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников жилых и общественных зданий отражена в таблице 5.1, где указано, что в зданиях лечебно-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований, рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

Согласно предисловию к Правилам устройства электроустановок, требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Таким образом, законом возложена обязанность по обеспечению зданий больниц резервными источниками электроснабжения.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой Пономаревского района проверки установлено нарушение ГБУЗ «Пономаревская районная больница» указанного выше законодательства в области охраны здоровья и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно, в нарушение требований закона в зданиях учреждения здравоохранения отсутствуют резервный источник электроснабжения способного обеспечить помещение больницы электроэнергией.

Согласно содержанию письма главного врача от 26.10.2018 года министру здравоохранения Оренбургской области ГБУЗ «Пономаревская районная больница» просит выделить денежные средства на приобретение передвижной электростанции – бензогенератора мощностью не менее 10 кВт, число фаз не менее трех (380/220) с системой автозапуска. На обращение о заключении договора на оказании услуг мобильной электростанции первой категории с ГУП КЭС Оренбургской области «Оренбург коммунэлектросеть» - Абдулинские коммунальные электрические сети был получен письменный отказ.

Согласно ответа министерства здравоохранения Оренбургской области от 13.02.2019 года в адрес ГБУЗ «Пономаревская районная больница» средства на приобретение резервного источника энергоснабжения в настоящее время Законом Оренбургской области от 20.12.2018 года № 1417/367 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» для медицинских организаций не предусмотрены. В случае выделения дополнительных средств из бюджета области на эти цели вопрос о финансировании приобретения резервного источника электроснабжения в ГБУЗ «Пономаревская районная больница» будет рассмотрен повторно.

Из технического обоснования энергопотребления хирургического и акушерского отделений ГБУЗ «Пономаревская районная больница» для определения минимально необходимой мощности автономного резервного источника электроснабжения следует, что суммарная потребляемая мощность медицинского оборудования находящаяся в указанных отделениях составляет 6920 Вт без учета системы освещения, кондиционирования и медицинских холодильников, средняя потребляемая мощность составляет 8 кВт, а минимальная допустимая мощность должна составлять не менее 10 кВт.

При таких обстоятельствах и доказательствах, суд приходит к выводу о необходимости приобретения и установке в ГБУЗ «Пономаревская районная больница» резервного автономного источника питания генератора трехфазного мощностью не менее 10 кВт для исполнения законодательства об электроснабжении социальных объектов и соблюдения законодательства о чрезвычайных ситуациях.

Доводы ответчиков о достаточности приобретения генератора мощностью 8 кВт и стоимостью менее 100 000 рублей, суд находит несостоятельными, поскольку ответчиками не представлено доказательств возможности электроснабжения резервного автономного источника питания в индивидуальном порядке хирургического и акушерского отделений без освещения помещений больницы, также без функционирования вычислительной техники, медицинских холодильников и других объектов электроснабжения имеющихся в помещениях больницы. Представленные ответчиком расчет потребления электроэнергии в размере 6,9 кВт указан в расчете как минимально необходимый.

Согласно акта технологического присоединения от 15.02.2109 года сетевая организация ГУП КЭС Оренбургской области «Оренбург коммунэлектросеть» оказала услугу ГБУЗ «Пономаревская районная больница» по технологическому присоединению объектов электроэнергетики по 1 категории надежности электроснабжения 154 кВт, по 2 категории - 230 к Вт.

Свидетель Федосеев А.А. опрошенный в судебном заседании подтвердил участие в обследовании объекта лечебного здания больницы на предмет определении потребляемой мощности электроэнергии совместно представителями больницы и пришел к выводу о необходимости применения трехфазного электрогенератора мощностью не менее 10 кВт для обеспечения больницей бесперебойного электроснабжения в случае чрезвычайной ситуации. Также указал на необходимость приобретения генератора с запасом мощности. Оснований не доверять показаниям свидетеля работающего руководителем участка Пономаревского РУЭС суд не находит.

Финансовое обеспечение выполнения государственной (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной систем Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций.

Исходя из содержания ст. 24 ФЗ N 68-ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1.3 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пономаревская районная больница», утвержденного Распоряжением № 1745 Министерства здравоохранения Оренбургской области от 19.06.2013г, учредителем ГБУЗ «Пономаревская районная больница» и собственником его имущества является Оренбургская область, от имени которого полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области.

Поскольку полномочия по финансированию той или иной деятельности ГБУЗ «Пономаревская районная больница» лежат на Министерстве здравоохранения Оренбургской области, то суд полагает необходимым возложить обязанность по приобретению и установке автономного резервного источника энергоснабжения электрогенератора на ГБУЗ «Пономаревская районная больница», а в свою очередь обязанность по финансированию должна быть возложена на Министерство здравоохранения Оренбургской области, поскольку согласно представленных административным истцом сведений, стоимость генератора трехфазного, а также однофазного мощностью от 8 кВт до 10 кВт превышает сумму 100 000 рублей. При этом доказательств того, что в ГБУЗ «Пономаревская районная больница», в настоящее время установлены, автономные резервные источники питания генераторы электроснабжения для обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, суду не представлено.

Доводы, изложенные в отзыве административного ответчика- Министерства здравоохранения Оренбургской области об отсутствии дополнительно финансирования и возможности обеспечения указанными источниками энергоснабжения ГБУЗ «Пономаревская районная больница» не являются основанием для не исполнения законодательства об электроснабжении социальных объектов и чрезвычайных ситуациях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Оренбургской области профинансировать до 01.06.2019 года приобретение для ГБУЗ «Пономаревская районная больница» автономного, резервного источника питания (генератора трехфазного мощностью не менее 10 (кВт) способного обеспечить помещение больницы электроэнергией.

Обязать ГБУЗ «Пономаревская районная больница » приобрести до 01.06.2019 года автономный резервный источник питания (генератора), трехфазного мощностью не менее 10 (кВт) способного обеспечить помещение больницы электроэнергией.

Обязать ГБУЗ «Пономаревская районная больница» установить до 01.07.2019 года автономный резервный источник питания (генератора), трехфазного мощностью не менее 10 (кВт) способного обеспечить помещение больницы электроэнергией.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н.Григорьев