ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1360/16 от 10.03.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-1360/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года город Мурманск

(в окончательной форме принято 14.03.2016)

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Пестерникова М.В.,

при секретаре Пономаревой Л.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по *** (далее ИФНС России по ***, Инспекция) о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, пени, налоговой санкции с ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по *** обратилась в суд с административным иском о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, пени, налоговой санкции с ФИО2 В обоснование иска указано, что, административный ответчик в период ***, являясь индивидуальным предпринимателем, *** представил первичную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за *** квартал *** года, а также *** - уточненную налоговую декларацию №*** по НДС за *** квартал *** года, в которых налоговые вычеты не заявлялись. Позже – ***, то есть за пределами установленного срока, ФИО2 представлена уточненная декларации №*** по НДС за *** квартал *** года, где заявлена сумма к возмещению из бюджета *** (НДС). По результатам камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, а именно налогоплательщиком неправомерно предъявлен к вычету НДС в размере ***, следовательно, неправомерно предъявлен НДС к возмещению из бюджета в размере *** за *** квартал *** года.

По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации №*** по налогу на добавленную стоимость за *** квартал *** года по данным Инспекции подлежит к доплате в бюджет НДС в размере ***., в том числе, по сроку уплаты ******., по сроку уплаты ****** по сроку уплаты ******

Заместителем начальника ИФНС России по ****** вынесены решения №*** об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и №*** о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговый орган трех документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и необходимых для проведения выездной налоговой проверки, взыскан штраф в сумме ***.; доначислена сумма НДС за *** квартал *** года в размере ***

В соответствии со ст. 75 НК РФ на дату вынесения решения начислены пени в сумме ***. Инспекция *** направила налогоплательщику требование №*** об уплате налогов, пени и налоговых санкций в добровольном порядке в срок до ***. Требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.

Инспекция просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по НДС в размере ***, пени в сумме ***, за *** квартал *** года, налоговую санкцию в размере ***, восстановив срок для подачи административного иска.

Представитель административного истца о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не явился.

Административный ответчик ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражения по иску не представил.

Извещение административного ответчика произведено судом по правилам Главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что в период ***, являясь индивидуальным предпринимателем, *** представил первичную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за *** квартал *** года, а также *** - уточненную налоговую декларацию №*** по НДС за *** квартал *** года, в которых налоговые вычеты не заявлялись. ***ФИО2 представлена уточненная декларации №*** по НДС за *** квартал *** года. По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации №*** по НДС за *** квартал *** года выявлены следующие факты налоговых правонарушений.

Уточненная налоговая декларация №*** по НДС за *** квартал *** года представлена ФИО2***.

В разделе 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» по стр. 050 «Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ» налогоплательщиком заявлена сумма в размере ***.;

в разделе 3 декларации «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-6 ст. 164 НК РФ» налогоплательщиком заявлено:

по стр. 120 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» в размере ***.;

по стр. 130 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соотв. с п.2 ст. 171 НК РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соотв. п. 5 ст. 171 НК РФ» в размере ***.

по стр. 220 «Общая сумма НДС, подлежащая вычету» в размере ***.

по стр. 240 «Итого сумма НДС, исчисленная к уменьшению в бюджет» в размере ***.

Таким образом, по данным Инспекции подлежит к доплате в бюджет НДС в размере ***., в том числе, по сроку уплаты ******., по сроку уплаты ******., по сроку уплаты ******.

В связи с тем, что ФИО2 не относится к категории налогоплательщиков, представляющих отчетность в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи, инспекцией *** заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства ФИО2 направлено требование о предоставлении документов (информации) №*** по вопросу подтверждения суммы заявленных налоговых вычетов, отраженных в уточненной налоговой декларации №*** по НДС за *** квартал *** года.

Согласно спискам заказных писем и почтовых отправлений от ***, требование отправлено заказным письмом с уведомлением ***. То есть, датой получения требования является ***. Истребуемые документы должны были быть представлены в Инспекцию не позднее ***.

На дату окончания камеральной налоговой ФИО2 не представил в установленный законодательством срок 03 документа, истребуемые при проведении камеральной проверки: книгу покупок за *** квартал *** года, счет-фактуру, первичный документ, подтверждающий приходование приобретенных товаров (работ, услуг).

Заместителем начальника ИФНС России по ****** вынесены решения №*** об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и №*** о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения - непредставление в установленный срок в налоговый орган трех документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и необходимых для проведения выездной налоговой проверки, взыскан штраф в сумме ***; доначислена сумма НДС за *** квартал *** года в размере ***.

В связи с неуплатой НДС, налогоплательщику на дату вынесения решения начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ в сумме ***

Инспекция *** направила налогоплательщику по месту проживания требование №*** об уплате налогов, пени и налоговых санкций в добровольном порядке в срок до ***. Требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.

До настоящего времени сумма задолженности по НДС в полном объеме не погашена, ответчиком указанное не опровергнуто.

Факт направления налогового уведомления и требования об уплате налога административным ответчиком в судебном заседании не оспорен, доказательств, свидетельствующих о невозможности их получения, суду не представлено.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ, документы, которые истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ, отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные законодательством сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере *** за каждый не представленный документ.

Таким образом, ФИО2 совершено виновное противоправное деяние, выразившееся в непредставлении в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьей 126 НК РФ. Сумма штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации составляет ***. (3 документа ( ***.).

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере *** процентов от неуплаченной суммы налога.

Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки №*** от ***. Согласно решению ИФНС России по ***№*** от ***, ФИО2 привлечен к налоговой ответственности, сумма штрафа составила ***

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 по вопросам, в том числе, правильности исчисления налога на добавленную стоимость за период ***, по результатам которой вынесено решение №*** от *** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В данном решении указано, что налоговые вычеты по данным Инспекции за *** квартал *** года составили ***., кроме того, указано, что налогоплательщик вправе представить в Инспекцию уточненную налоговую декларацию за *** квартал *** года по НДС, в связи с заявлением налоговых вычетов по НДС, ранее в налоговой декларации по НДС за указанный период не заявленных. ФИО2*** представлена уточненная налоговая декларация №*** по НДС за *** квартал *** года, в которой заявлена сумма налога к возмещению из бюджета в размере ***. Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации №*** по НДС за *** квартал *** года установлено, что данная декларация представлена в налоговый орган по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, следовательно, выявлено нарушение ФИО2 положений пункта 2 статьи 173 НК РФ.

По результатам камеральной проверки Инспекцией приняты решение №*** от *** об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от *** об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, и отказано в возмещении из бюджета НДС в размере ***. Апелляционная жалоба ФИО2 на указанные решения Управлением ФНС России по *** области оставлена без удовлетворения.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе, налоговых вычетов, предусмотренных п.3 ст.172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст.166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком–либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную, в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного, в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета ограничено тремя годами, момент начала течения трехлетнего срока, в пределах которого им может быть реализовано это субъективное право, определяется окончанием «соответствующего налогового периода».

Из положений ст. 163, ст. 167, ст. 171 и ст. 172 НК РФ следует, что для целей исчисления срока понимается налоговый период, когда у налогоплательщика возникло право на применение налоговых вычетов за конкретный налоговый период, сумма которых превышает сумму исчисленного налога за этот период. Под «соответствующим налоговым периодом» необходимо понимать налоговый период, когда налогоплательщиком соблюдены все условия для применения налоговых вычетов (возмещения) НДС, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ, и когда у него возникло право на налоговый вычет.

В п. 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №*** «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» от *** разъяснено, что, в силу п. 2 ст. 173 НК РФ, положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета, при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

При этом норма п. 2 ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должна быть соблюдена налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

Из материалов выездной налоговой проверки ИП ФИО2 следует, что право на вычет НДС в сумме ***, фактически возникло у налогоплательщика в *** квартале *** года.

Следовательно, окончание соответствующего налогового периода (*** квартал *** года – ***) является начальной точкой отсчета трехлетнего срока, отведенного налогоплательщику п. 2 ст. 173 НК РФ на возмещение НДС. При этом начало течения этого срока определяется именно моментом окончания соответствующего налогового периода, когда возникло право на налоговый вычет (возмещение) налога (***), а не моментом подачи налогоплательщиком декларации в налоговый орган.

Согласно решению №*** от *** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2, установлено занижение налоговых вычетов в размере *** за *** квартал *** года, ранее в налоговых декларациях по НДС не заявлявшихся. Пояснения обоснованности включения в уточненную налоговую декларацию №*** по НДС за *** квартал *** года, суммы налога к возмещению из бюджета в размере *** не представлены.

Кроме того, уточненная налоговая декларация №*** по НДС за *** квартал *** года представлена ФИО2***, то есть после окончания соответствующего трехлетнего срока для налоговых вычетов, включенных в *** квартал *** года.

Следовательно, решение Инспекции об отказе в представлении вычета, заявленного в налоговой декларации за *** квартал *** года, обоснован.

На основании решения №*** от *** о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля ИФНС России по ***, в соответствии со ст. 93 НК РФ, в адрес ФИО2 направлено Требование №*** от *** о представлении документов (информации), подтверждающих правомерность налоговых вычетов, отраженных в уточненной налоговой декларации №*** по НДС за *** квартал *** года. Документы и информация в Инспекцию ФНС России по *** не поступили.

Результаты проведенных контрольных мероприятий с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации №*** по НДС за *** квартал *** года ФИО2 свидетельствует о том, что, в нарушение п. 2 ст. 172 Налогового Кодекса РФ, ФИО2, неправомерно предъявлен НДС к вычету в размере *** по уточненной налоговой декларации №*** по НДС за *** квартал *** года. Следовательно, неправомерно предъявлен налог на добавленную стоимость к возмещению из бюджета в размере ***. за *** квартал *** года, и подлежит к доплате в бюджет НДС в размере ***.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ, налогоплательщику направлено требование №*** от *** об уплате налоговой санкции, с добровольным сроком исполнения до ***. Указанное требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.

Согласно п. 1 статьи 48 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом – физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствие с п. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании налоговых платежей и санкций, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При этом суд учитывает, что, исходя из положений статьи 2 НК РФ, сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение. Срок для обращения в суд, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, является публично-правовым, в связи с чем, подлежит применению судом самостоятельно, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.

Таким образом, с учетом установленного срока исполнения требования №*** от *** (до ***), иск должен быть предъявлен в суд не позднее ***.

Административное исковое заявление к ФИО2 поступило в *** суд ******.

Вместе с тем, ранее, ***, Инспекцией был подан административный иск к ФИО2 о взыскании вышеуказанных сумм задолженности по налогу и налоговым санкциям. Данное исковое заявление судьей *** суда *** оставлено без движения, обжаловано Инспекцией, и оставлено без изменений апелляционной инстанцией, в связи с чем, *** Инспекция получила возращенное судом административное исковое заявление с определением о его возвращении после оставления без движения. В итоге, повторное обращение Инспекции с тем же иском разрешилось *** его принятием к производству *** судом *** и возбуждением настоящего дела. Таким образом, установленный законом срок для обращения в суд, пропущен Инспекцией по уважительным причинам, в связи с чем, суд восстанавливает его.

Таким образом, установив, что ответчик, являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, в установленный законом срок не исполнил свою обязанность по уплате налога, суд признает требования Инспекции законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по *** к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, пени, налоговой санкции – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, *** года рождения, зарегистрированного по адресу: *** задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере ***, пени в сумме ***, налоговую санкцию в размере ***, а всего взыскать ***

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования *** в размере ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое принято 14 марта 2016 года.

Судья подпись М.В. Пестерников