ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1362/20 от 10.06.2020 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1362/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2020 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Феоктистовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Зеленодольскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 о признании незаконными действия должностного лица,

Заинтересованное лицо: ФИО3,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, Зеленодольскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным решения Зеленодольского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан о приостановлении государственной регистрации права собственности (переход права); об обязании Зеленодольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем государственной регистрации прав собственности (переход права).

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Зеленодольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан представлен договор купли-продажи доли <адрес> по адресу: Республика Татарстан, <адрес>В, который заключен между двумя собственниками данной квартиры, а именно: административному истцу и ее сыну - ФИО3, которым принадлежит по 1/2 доле каждому. Сын административного истца с ней не проживает, имеет другое жилье, проживает в <адрес> со своей семьей. В связи с этим, было принято решение произвести отчуждение долей, а именно: купить у него 1/2 долю в праве собственности и стать единственным собственником. На регистрацию сделки по купле-продаже доли квартиры ими поданы договор и заявления от ФИО3 о прекращении права собственности на 1/2 долю в вышеуказанной квартире, а административным истцом о принятии 1/2 доли и объединении долей. Административным истцом было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осуществление действий по: права собственности (переход права) приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи 1/2 доли квартиры в простой письменной форме и нотариально не удостоверен. С данным решением административный истец не согласна, считает его противоречащим требования действующего законодательства, пунктам 1, 2 статьи 250 Гражданского кодекса РФ, так как у нее как у собственника 1/2 доли квартиры имеется преимущественное право покупки продаваемой 1/2 доли квартиры предусмотренное законом, и данная сделка не требует нотариального удостоверения ввиду отсутствия отчуждения посторонним лицам, и право на совершение данной сделки путем составления договора в простой письменной форме предусмотрено законом.

По инициативе суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2 (л.д.1).

Определением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3 (л.д.38-39).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что она имеет преимущественное право на покупку доли, после чего становится единственным собственником квартиры, поэтому может заключить сделку в регистрационной палате, минуя нотариуса. Они с сыном пришли к обоюдному согласию, представили все справки, что это его добрачная собственность, в настоящее время у сына имеется другое жилье.

Административный ответчик государственный регистратор Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2, представители административных ответчиков Зеленодольского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан, Управления Росреестра по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.40, 41, 42). Представлено возражение на административное исковое заявление (л.д.45-46), согласно которому административный ответчик Управление Росреестра по РТ просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме указав, что ДД.ММ.ГГГГ (вх.,398) ФИО1 и ФИО3 были представлены документы на государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности, права собственности (перехода права) в отношении объекта недвижимости: кадастровый , квартира, назначение: жилое, общая площадь 63,3 кв.м, этаж 7, адрес: <адрес>. При проведении правовой экспертизы государственным регистратором ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления действий по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) в связи с тем, что: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Согласно части 1 статьи 42 Закона №218-ФЗ сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 №4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью 12 статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями. Согласно сведениям ЕГРН отчуждаемая квартира принадлежит продавцу (ФИО3) на праве общей долевой собственности, 1/2 доля в праве и покупателю (ФИО1) на праве общей долевой собственности, 1/2 доля в праве. Представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи 1/2 доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ нотариально не удостоверен. В связи с чем, государственный регистратор указал на необходимость представления нотариально удостоверенного договора купли-продажи 1/2 доли квартиры для возобновления процедуры государственной регистрации права и перехода права.

ДД.ММ.ГГГГ (вх.) ФИО1 было представлено заявление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: кадастровый , квартира, назначение: жилое, общая площадь 63,3 кв.м, этаж 7, адрес: <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ по причине необходимости предоставления дополнительных документов. Государственным регистратором ФИО10ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления действий по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст.30 Закона №218-ФЗ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Ссылка административного истца на пункты 1, 2 статьи 250 ГК РФ неприменимы к данным правоотношениям в связи с тем, что по договору купли-продажи 1/2 доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ продавец продает, а покупатель покупает 1/2 долю квартиры на вышеуказанный объект недвижимости, а сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению. В связи с вышеизложенным, решение о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ,398 правомерно и законно.

Сообщено, что приказом Управления Росреестра по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Республики Татарстан ФИО11 уволена с государственной гражданской службы.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании требования поддержал, пояснив, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон №218-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ порядок регистрации сделок для участников общей долевой собственности упрощен, не требуется нотариально заверять договор, так как между ними достигнуто согласие.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.

Выслушав пояснения административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу положений ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО1 – административный истец по данному делу и ФИО3 – заинтересованное лицо по данному делу на основании справки о выплате пая от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ... являются общедолевыми собственниками, по 1/2 доле в праве, квартиры с кадастровым (или условным) номером , площадью 63,3 кв.м по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.21-22, 23).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец и заинтересованное лицо по делу обратились в Зеленодольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан для государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности, права собственности (перехода права) ФИО1 в отношении вышеуказанной квартиры на основании договора купли-продажи 1/2 доли квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО4 принято оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации , 398 (л.д.15), согласно которому ФИО1 в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомлена о приостановлении начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществления действий по заявлению о прекращении права общей долевой собственности, права собственности (перехода права) на объект недвижимости: кадастровый , квартира, назначение: жилое, общая площадь 63,3 кв.м, этаж 7, адрес: <адрес> документы на который представлены ДД.ММ.ГГГГ, 398 в связи: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Согласно части 1 статьи 42 Закона о регистрации сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей. Представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи 1/2 доли квартиры в простой письменной форме и нотариально не удостоверен, что противоречит требованиям действующего законодательства. На основании вышеизложенного, проведение государственной регистрации на основании представленных документов не представляется возможной. Осуществление действий по: права собственности (перехода права) приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа указанных положений следует, что необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего являются несоответствие этого акта закону и нарушение таковым прав и интересов административного истца.

Согласно абз. 1 ст.550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

В силу п.1 ст.551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Статьей 53 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, установлено, что нотариус удостоверяет сделки, для которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма. По желанию сторон нотариус может удостоверять и другие сделки.

В силу ст.163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

2. Нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;

2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

3. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Согласно п.3 ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу п.3 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п.5, 7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ч.2 указанной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

На основании ч.1 ст.42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

Исходя из буквального толкования части 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следует, что если в сделке об отчуждении доли в праве на имущество отчуждают не все участники общей долевой собственности, то есть предметом договора купли-продажи является не объект недвижимости, а доля в праве общей собственности на него, такая сделка подлежит нотариальному удостоверению.

Как следует из пояснений административного истца, заинтересованного лица, письменных возражений Управления Росреестра по Республике Татарстан, на государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи 1/2 доли квартиры.

Принимая во внимание, что законом требуется нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли в праве общей долевой собственности, однако, административным истцом для государственной регистрации перехода права собственности был представлен только документ-основание в простой письменной форме, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение - уведомление от 27.01.2020 принято в соответствии с законом, в пределах предоставленных государственному регистратору полномочий, прав административного истца не нарушает, поскольку непредставление для государственной регистрации необходимых документов влечет невозможность осуществить правовую экспертизу и, соответственно, государственную регистрацию перехода права собственности.

Оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований, не имеется. В иске необходимо отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Зеленодольскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 о признании незаконным решения Зеленодольского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан о приостановлении государственной регистрации права собственности (переход права) (уведомление от 27.01.2020); об обязании Зеленодольского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем государственной регистрации права собственности (переход права), отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: