Дело № 2а-1362/2020 73RS0004-01-2020-001198-61 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 апреля 2020 года г. Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Киреевой Е.В., при секретаре Ульяновой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиастар-СП» об обязании образовать (сформировать) и привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, УСТАНОВИЛ: Ульяновский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к акционерному обществу «Авиастар-СП» (далее по тексту – АО «Авиастар--СП») об обязании образовать (сформировать) и привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности. Исковые требования мотивированы следующим. Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОСП «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» АО «Авиастар-СП», расположенном по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, аэропорт «Ульяновск-Восточный» законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». Проведенной проверкой установлено, что в ОСП «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» АО «Авиастар-СП» вышеуказанные Требования проигнорированы. В частности, в нарушение п/п 3 п. 5 Требований на объекте транспортной инфраструктуры аэропорт Ульяновск (Восточный) (далее - Объект) отсутствует подразделение транспортной безопасности, включающее в себя специально оснащенную мобильную группу быстрого реагирования, круглосуточно выполняющее задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности Объекта, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с Требованиями устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, и (или) на критических элементах Объекта, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы Объекта, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования Объекта и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Выявленные нарушения снижают уровень устойчивости и безопасности функционирования Объекта, защиту интересов личности, общества и государства в его сфере от актов незаконного вмешательства. В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки, в целях устранения выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности, 14.11.2019 Ульяновской транспортной прокуратурой директору ОСП «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» АО «Авиастар-СП» Гортикову В.А. внесено представление. Однако до настоящего времени в ОСП «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» АО «Авиастар-СП» подразделение транспортной безопасности на Объекте отсутствует. Таким образом, несоблюдение ОСП «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» АО «Авиастар-СП» требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам неопределенного круга лиц. Просит обязать АО «Авиастар-СП» ОГРН 1027301570636 в соответствии с п/п 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «аэропорт Ульяновск (Восточный)» подразделение транспортной безопасности. В судебном заседании помощник Ульяновского транспортного прокурора Мартынов Е.А. доводы иска поддержал в полном объеме, просил, чтобы требования административным ответчиком были исполнены в срок до 31.12.2020, считая данный срок достаточным для исполнения указанного решения суда. Представитель административного ответчика Шовханова Н.Р. в судебном заседании с административным иском согласилась в части обязания образовать (сформировать) и привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности. Вместе с тем, просила установить срок исполнения решения суда до 25.03.2021, как указано в предписании УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора. Более подробная позиция на иск изложена в отзыве, который приобщен к материалам дела. Представитель заинтересованного лица УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, о слушании дела извещались надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие, представили отзыв на иск, который приобщен к материалам дела. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В соответствии со ст. 5 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Подпунктом «ж» пункта 5 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» определено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. В силу пп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. При этом согласно п. 7.1 ст. 1 Закона «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности это - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе, на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. В судебном заседании установлено, что АО «Авиастар-СП» в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», пп. 3 п. 5 Требований, не образовано (не сформировано) и не привлечено для защиты объектов транспортной инфраструктуры - «Аэропорт Ульяновск Восточный)» подразделения транспортной безопасности. АО «Авиастар-СП» 19.12.2019 было подано в Росавиацию заявление о получении свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. 19.02.2020 письмом № Исх-6629/06 Росавиация уведомила АО «Авиастар-СП» об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, направив соответствующий акт и заключение Росавиации. В результате рассмотрения было установлено, что представленные документы не в полной мере соответствуют требованиям Порядка аккредитации юридических лиц, а также нормативных актов, регламентирующих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности. В заключении Росавиации были перечислены недостатки, подлежащие устранению АО «Авиастар-СП». В судебном заседании установлено, что в настоящее время АО «Авиастар-СП» осуществляет устранение выявленных недостатков, заключило договоры на дополнительное обучение и аттестацию работников, перерабатывает документы, по которым были выявлены замечания. В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что после проведения этой работы АО «Авиастар-СП» планирует вновь подать в Росавиацию заявление о получении свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности с приложением необходимых документов. УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в отношении АО «Авиастар-СП» была проведена выездная плановая проверка с целью осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о транспортной безопасности на воздушном транспорте. После проведения плановой выездной проверки государственным транспортным инспектором УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора было выдано АО «Авиастар-СП» предписание № 5/20-03 от 19.03.2020, в котором установлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. В пункте 3 данного предписания указано, что у АО «Авиастар-СП» отсутствует аккредитация юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 145 от 01.04.2015. Предписанием указано принять меры по устранению установленных нарушений. Предписанием № 5/20-03 от 19.03.2020 установлен срок для устранения каждого нарушения. По пункту 3 Предписания (отсутствие аккредитации АО «Авиастар-СП» в качестве подразделения транспортной безопасности) установлен срок для устранения до 25.03.2021 включительно. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Ульяновск (Восточный), создает угрозу безопасной деятельности объектов транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Принимая во внимание объем действий, которые необходимо совершить в целях исполнения настоящего судебного решения, суд считает необходимым установить срок – до 31.12.2020, считая его достаточным для исполнения решения суда, обращая внимание на то, что административный ответчик уже обращался в Росавиацию, в отказе на получение аккредитации было указано на ряд допущенных АО «Авиастар-СП» нарушений. На дату принятия решения судом административным ответчиком принято ряд мер по устранению допущенных нарушений: заключены договора на обучение работников, окончание обучения которых планируется в середине мая 2020 года; подготовлены документы, с учетом допущенных недостатков. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административный иск Ульяновского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать акционерное общество «Авиастар-СП» (ОГРН 1027301570636) в соответствии с п/п 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «аэропорт Ульяновск (Восточный)» подразделение транспортной безопасности в срок до 31 декабря 2020 года. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.В. Киреева. |