Дело№2а-1363/2022
70RS0002-01-2022-002602-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Гаврилове В.О.,
помощник судьи Девальд К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 год и пени по земельному налогу,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области (далее – МИФНС №7 по ТО, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в общем в размере 100600,48 руб., в том числе за 2017 г. - 74075,00 руб.; за 2018 г. – 21136,00 руб.; за 2019 г. – 4924,00 руб.; за 2019 г. – 352,00 руб., а также пени по земельному налогу: за 2017 г. – 83,95 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020; за 2018 г. – 23,95 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020; за 2019 – 5,18 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020; за 2019 г. – 0,40 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020.
Требования мотивированы тем, что приказом Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 23.09.2020 №01-03/283 во исполнение распоряжения Федеральной налоговой службы от 14.07.2020 №212@ «Об утверждении Плана мероприятий по созданию специализированных инспекций с функциями по управлению долгом в 9 субъектах Российской Федерации» утверждено положение о Межрайонной ИФНС России №7 по ТО. В соответствии с пунктами 6.10, 6.11 Положения Инспекция в целях повышения эффективности налогового администрирования в части взыскания (урегулирования) задолженности и обеспечения процедур банкротства осуществляет, в том числе, следующие полномочия: взыскание задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации путём применения мер принудительного взыскания, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ); предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суда иски (заявления) о взыскании недоимки, пени, штрафов по налогам, сборам и страховым взносам, а также иски (заявления) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ФИО1 на праве собственности принадлежит следующее имущество:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> а соответственно он обязан уплачивать земельный налог. На основании п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговым органом произведено исчисление ФИО1 земельного налога за 2019 г. в сумме 352,00 руб., а также перерасчет земельного налога за 2017-2018 гг. в сумме 100267,00 руб. и направлено в его адрес налоговое уведомление №264767 от 03.08.2020 с извещением на уплату налога. Поскольку в установленный срок земельный налог уплачен не был, ФИО1 исчислена пеня по земельному налогу за 2019 г. в сумме 0,40 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020, а также пеня по земельному налогу за 2017-2018 гг. в сумме 113,63 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020.
На основании статей 69, 70 НК РФ ФИО1 выставлено требование №30499 по состоянию на 10.12.2020 со сроком уплаты до 02.02.2021.
По заявлению МИФНС №7 по ТО 19.05.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности в размере 100733,03руб., который был отменён по заявлению должника 19.08.2021. При этом налоговая недоимка ответчиком не оплачена, и в настоящее время имеется задолженность в размере 100600,48 руб., что связано с уменьшением земельного налога на 132,00 руб. и пени по земельному налогу на 0,55 руб.
Межрайонная ИФНС России №7 по ТО, будучи должным образом извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила. В административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик ФИО1 в суд не явился.
Судебные извещения направлялись административному ответчику по адресу: <адрес обезличен>, являющемуся адресом его регистрации по месту жительства, однако направленные ответчику судебные извещения возвращены с отметкой отделения связи «истёк срок хранения».
При добросовестности и разумности действий со стороны участников гражданских правоотношений, которые презюмируются согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд расценивает действия И.А.ЮБ. по неполучению судебной повестки как отказ от её принятия и считает участника процесса извещённым о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
На основании ст. 150, 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Данной конституционной норме корреспондирует ст. 23 НК РФ, согласно которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Под налогом, гласит п. 1 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 45 НК РФ). При этом в силу п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем физические лица уплачивают земельный налог и налог на имущество физических лиц (имущественные налоги) на основании направленных им налоговым органом уведомлений (или уведомлений, полученных через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России). В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ). При этом указанные налоги нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит следующее имущество: <данные изъяты>.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из п. 4 ст. 391 НКРФ следует, что налоговая база для каждого налогоплательщика - физического лица, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Думы г. Томска от 28.06.2005 №941 «О земельном налоге» на территории муниципального образования «Город Томск» введёно взимание земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ, а решением Думы г. Томска №1596 от 21.09.2010 утверждено Положение о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», установлены налоговые ставки земельного налога, а именно 0,3% в отношении земельных участков, в частичности не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поскольку указанное выше имущество является объектом налогообложения, ФИО1 обязан уплачивать земельный налог.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).
В случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщику начисляется пеня за каждый календарный день просрочки по уплате налога, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной 1/300 (одной трехсотой) действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (статья 75 НК РФ).
Из пунктов 1 и 3 ст. 48 НК РФ следует, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела видно, что ФИО1 произведено исчисление земельного налога за 2017-2018 гг., а также за 2019 г.; в его адрес направлены налоговое уведомление №264767 от 03.08.2020 с извещением на уплату налога в общей сумме 100670,00 руб.
Поскольку административным ответчиком земельный налог за 2017-2018 гг. и за 2019г. в установленный срок уплачен не был, налоговым органом произведено исчисление ФИО1 пени в общем размере 113,48 руб. за период с 02.12.2020 по 09.12.2020.
Из дела видно, подтверждается реестром об отправке, что в адрес ФИО1 направлено требование №30499 по состоянию на 10.12.2020 со сроком исполнения до 02.02.2021, согласно которому налогоплательщику было предложено уплатить земельный налог в общем размере 100619,00 руб. и пени по земельному налогу в общем размере 114,03 руб. Однако данное требование в установленный в нём срок ФИО1 не исполнены.
Судебным приказом, вынесенным 19.05.2021 мировым судьей судебного участка №1 Советского судебного района г. Томска, с ФИО1 в пользу МИФНС №7 по ТО была взыскана задолженность по налогам и пене в общей сумме 100733,03 руб., в том числе, зеельный налог за 2017, 2018, 2019 гг. – 100619,00 руб., пени по земельному налогу – 114,03 руб., а также в доход муниципального образования «Город Томск» расходов по уплате государственной пошлины в размере 1607,33 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Советского судебного района г. Томска от 19.08.2021 судебный приказ был отменён в связи с поступившими от ФИО1 возражениями.
Разрешая требования МИФНС №7 по ТО о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 гг., пени, суд приходит к следующему.
Как установлено ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По смыслу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000,00 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Несмотря на то, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно, срок для обращения с требованием о взыскании налога в порядке искового производства, предусмотренный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, Инспекцией был пропущен. Так, судебный приказ был отменён мировым судьёй 19.08.2021, срок для обращения в суд в порядке искового производства истекал 19.02.2022, тогда как с административным иском Инспекция обратилась в суд лишь 17.06.2022, направив его по почте (зарегистрировано в суде 20.06.2022 вх. №10232).
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании в порядке искового производства, установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.03.2012 №479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Ходатайства о восстановлении срока административным истцом не заявлено. Более того, административным истцом каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока суду не представлено, притом что МИФНС России №7 по ТО является профессиональным участником налоговых правоотношений, которому достоверно известны правила обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 год и пени по земельному налогу оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий Е.Н. Лысых
Мотивированный текст решения изготовлен 01 августа 2022 г.