ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1364/20 от 17.12.2020 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1364/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2020 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., при секретаре Гайнулиной А.П.,

с участием административного истца Сударикова А.И., представителя администрации города Хабаровска Даниленко Е.С., представителя Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом Сизова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сударикова Андрея Ивановича к администрации г. Хабаровска, Комитету администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Судариков А.И. обратился в суд с административным иском к администрации г. Хабаровска, Комитету администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии административными ответчиками полного комплекса мер по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства в части недопущения транзитного внутриквартального движения грузового автотранспорта по территориям, прилегающим к многоквартирным домам и по <адрес> в г. Хабаровске с подачей ими звуковых сигналов.

В обоснование административного иска указал, что судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда 22.05.2020 была рассмотрена апелляционная жалоба Сударикова А.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 22.01.2020 по административному иску Сударикова А.И. о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Со слов административного истца судебной коллегией было установлено, что по результатам рассмотрения обращения Сударикова А.И. от 25.10.2019 № 02.2-11696 заявителю сообщено о внесении в адрес администрации г. Хабаровска и управляющей организации ООО «Премиум» предостережений № 502 и № 503 от 02.10.2019 о недопустимости нарушения обязательных требований в части обеспечения соблюдения требований действующего законодательства по недопущению транзитного внутриквартального движения грузового автотранспорта по территориям, прилегающим к многоквартирным домам (далее – МКД) <адрес> с подачей ими звуковых сигналов.

Не согласившись с ранее данными ответами, заявитель 06.12.2019 обратился в Управление Роспотребнадзора с заявлением о несогласии с действиями Управления, полагая, что выданные предостережения не устранят нарушение его прав. В ответ на предостережение № 503 от 02.10.2019 администрацией г. Хабаровска дан ответ, что в соответствии со ст. 36 ЖК РФ содержание земельных участков, относящихся к общедолевой собственности собственников МКД, в том числе, организация дорожного движения и мест постоянного и временного хранения ТС, относится к компетенции собственников, в связи с чем ограничение движения автотранспорта на дворовых территориях МКД может быть организовано путем установки шлагбаума, либо иными средствами по результатам общего собрания собственников, которое до настоящего времени не организовано ни управляющей компанией, ни Судариковым А.И.

11.09.2020 судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда была рассмотрена апелляционная жалоба Сударикова А.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10.06.2020 по административному иску Сударикова А.И. о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Со слов административного истца судебной коллегией было установлено, что ранее при рассмотрении административного иска Сударикова А.И. о признании незаконными действий и решений должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю давалась оценка законности мер, выраженных в выдаче предостережений в адрес администрации г. Хабаровска и ООО «Премиум», производство по делу в указанной части прекращено.

Как указывает административный истец, в соответствии с решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.03.2020 по делу № А73-21734/2019 ФИО1 был установлен запрет осуществлять деятельность по эксплуатации предприятия торговли по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, решение вступило в законную силу. ФИО1 изменил способ загрузки товаров на загрузку со стороны <адрес>. Загрузка товаров с дворовой территории им не производится. При этом транзитное движение по дворовой территории осуществляют поставщики магазина <данные изъяты>.

Административный истец в качестве мер предлагал вместо шлагбаума установку знаков дорожного движения на съездах с дорог общего пользования (не на дворовой территории), запрещающих въезд грузовому автотранспорту на дворовую территорию с улиц <адрес> и <адрес> для предотвращения транзитного движения грузового автотранспорта поставщиков.

Вместе с тем, в ответе от 21.05.2020 Комитет администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом указал, что установка дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» не запрещает движение грузовых автомобилей, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне (магазины <данные изъяты> и <данные изъяты>). Однако, по мнению административного истца, указанные магазины в зоне дворовой территории не находятся. К предприятиям имеется непосредственный отдельный проезд со стороны <адрес> без использования дворовой территории.

В письме от 12.05.2020 Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска (далее – УДиВБ) приводит иные основания. Так, земельные участки, на которых расположены жилые дома по <адрес>, , , по <адрес>, предназначены для объектов жилой застройки. Границы земельный участок не разграничены, их использование возможно неопределённым кругом лиц.

Таким образом, административный истец Судариков А.И. делает вывод о том, что ограничение движения автотранспорта на дворовых территориях МКД может быть организовано иными средствами административными ответчиками, поскольку земельные участки в собственности жильцов не находятся, но используются неограниченным кругом лиц без соблюдения санитарного законодательства.

Соответственно административными ответчиками допущено бездействие, выразившееся в непринятии административными ответчиками полного комплекса мер по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства в части недопущения транзитного внутриквартального движения грузового автотранспорта по территориям, прилегающим к многоквартирным домам и по <адрес> в г. Хабаровске с подачей ими звуковых сигналов.

Просит признать указанное бездействие незаконным.

В дополнениях к административному исковому заявлению Судариков А.И. указывает, что в решении по административному делу № 2а-267/2020 от 22.01.2020 указано, что в ходе проведения административного расследования должностным лицом Управления Роспотребнадзора установлено, что на момент осмотра поставщиками осуществлялась загрузка в магазин <данные изъяты>, при этом факта подъезда автотранспорта поставщиков во двор жилого дома не установлено.

В экспертном заключении от 03.04.2019 №2720/12/12-09//2019 установлено, что магазин продовольственных товаров <данные изъяты> расположен во встроенно-пристроенном помещении к многоквартирному жилому дому по <адрес> в г. Хабаровске. Магазин имеет один вход - для покупателей, расположенный с фасада здания со стороны автомагистрали <адрес>. Для загрузки продуктов в магазин используется загрузочное окно, расположенное со стороны арки, соединяющей жилые дома и по <адрес> (со стороны автомагистрали), что не противоречит требованиям и. 3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10.

В ответе Администрации города Хабаровска № 7313 от 01.10.2020 указано, что по информации директора магазина <данные изъяты>, для разгрузки товара определено крайнее левое место на не разграниченной территории (согласно публичной кадастровой карте) на парковке перед домом со стороны <адрес>. При этом, руководством магазина ведётся контроль по соблюдению требований экспедиторами при разгрузки товара. Также, табличка с требованиями размещена в окне для приёмки товара. Кроме того, 18.06.2020 Управлением Роспотребнадзора был дан ответ о том, что при раннее проведённых административных расследованиях, нарушения требований санитарного законодательства при проведении загрузки продукции в предприятие торговли <данные изъяты> не выявлены.

Между тем, Управление Роспотребнадзора выявило транзитное движение по дворовой территории домов <адрес> и приняло меры путем выдачи предостережений ответчикам о недопустимости нарушения обязательных требований №№ 502 и 503 от 02.10.2019 ответчикам.

Поставщики магазина <данные изъяты> указывают, что при способе загрузки продукции в магазин <данные изъяты> через загрузочное окно, расположенное со стороны арки, соединяющей жилые дома и по <адрес> (со стороны автомагистрали) невозможно обойтись без транзитного движения по дворовой территории домов <адрес> по следующим основаниям.

Указанное в ответе Администрации города Хабаровска № 7313 от 01.10.2020 крайнее левое место на не разграниченной территории (согласно публичной кадастровой карте) на парковке перед домом со стороны <адрес> занято иным транспортом, в том числе транспортом поставщиков магазина <данные изъяты>

В августе 2020 года на месте крайнего левого места на не разграниченной территории (согласно публичной кадастровой карте) на парковке перед домом со стороны <адрес>, неизвестным лицом был обустроен тротуар шириной два метра, ликвидировав указанное место и заузив проезд перед магазинами.

Разворот длинномерных грузовых автомобилей на парковке перед домом со стороны <адрес> невозможно из-за габаритов грузовых автомобилей поставщиков.

Выезд задним ходом длинномерных грузовых автомобилей с парковки перед домом со стороны <адрес> от магазина <данные изъяты> на <адрес> невозможен, создает опасность.

Стоянка для разгрузки на проезде перекрывает движение на проезде во двор домов <адрес>.

Въезд в арку, соединяющей жилые дома и по <адрес> (со стороны автомагистрали), перед которым расположено загрузочное окно магазина <данные изъяты>, со стороны <адрес> невозможен по требованиям знака дорожного движения 3.4, по требованиям пожарной безопасности, арка является территорией жилой зоны (перед аркой также установлен знак «Жилая зона»), разгрузка и стоянка транспорта непосредственно в арке не проверялась на соответствие требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, факта подъезда автотранспорта поставщиков во двор жилого дома не установлено, загрузочное окно расположено перед аркой со стороны <адрес>, а не в арке, на что указал 16 ноября 2020 года при рассмотрении административного дела № 12-301/2020 в Кировском районном суде города Хабаровска главный специалист территориального отдела комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО2 Кроме того, обстоятельства планировки территории изменились из-за обустройства тротуара в августе 2020 года перед магазином <данные изъяты>.

Въезд поставщиков через арку со стороны <адрес> во двор дома <адрес> строго запрещен правилами магазина <данные изъяты>.

Однако, вследствие вышеуказанных обстоятельств, поставщики, нарушая все ограничения, проезжают с <адрес> через двор до <адрес> или <адрес>, а также в обратном направлении, осуществляют стоянку во дворе дома <адрес>.

Доводы ответчиков о том, что ими приняты меры по предостережениям, со ссылкой на установленные в 2015-2016 году знаки дорожного движения, свидетельствует о том, что меры по предостережениям № 502 и 503 от 02.10.2019 не приняты. Меры в 2015- 2016 году были приняты по заявлению истца, а не согласно предостережениям.

Доводы Администрации города Хабаровска о том, что незнание, либо игнорирование водителями транспортных средств требований «Правил дорожного движения», дорожных знаков и дорожной разметки не является основанием для установки технических средств организации дорожного движения, относятся к знакам дорожного движения, установленным по заявлению истца в 2015-2016 году. Данные меры принимались исключительно с целью пресечения транзитного движения поставщиков по дворовой территории, однако цель не достигнута (ограничения обходятся), о чем свидетельствуют предостережения №№ 502 и 503 от 02.10.2019. Таким образом, цель необходимо достигнуть дополнительными мерами, пресекающими игнорирование водителями транспортных средств требований дорожных знаков «Жилая зона».

Кроме того, в августе 2020 года вместо крайнего левого места на не разграниченной территории (согласно публичной кадастровой карте) на парковке перед домом со стороны <адрес>, неизвестным лицом был обустроен тротуар шириной два метра, ликвидировав место для разгрузки поставщиков и заузив проезд перед магазинами.

Следовательно, обстоятельства планировки территории изменены по сравнению с 2015-2016, 2019 годом, что требует соответственных мер муниципалитета по планировке территории, позволяющей поставщикам магазина <данные изъяты> не нарушать требования ПДД и СанПиН. Установка шлагбаума жильцами приведет к стоянке транспорта поставщиков перед шлагбаумом, к перекрытию проезда с последующим проездом во двор под воздействием движения автотранспорта жильцов.

Поскольку магазин <данные изъяты> использует помещение изначально не предназначенное проектом здания под магазин, самовольно и без согласованного в законном порядке проекта, без разрешения Администрации города Хабаровска и УК <данные изъяты>, произвел реконструкцию здания <адрес> путем обустройства загрузочного окна, расположенного со стороны арки, соединяющей жилые дома и по <адрес> (со стороны автомагистрали, перед аркой), то в настоящее время ответчикам необходимо реализовать меры, по обеспечению соответствия деятельности поставщиков магазина <данные изъяты> требованиям, указанным в предостережениях №№ 502 и 503 от 02.10.2019.

Истец полагает, что необходимо производить загрузку через тот же вход, где производит загрузку магазин <данные изъяты>. Необходимо обеспечить сквозной проезд перед магазинами, со вторым выездом на <адрес>, чтобы предотвратить затруднения поставщиков в движении задним ходом длинномерных грузовых автомобилей. Необходимо установить знаки ПДД 3.4. на въездах с <адрес> и <адрес> в дополнение к ранее установленным знакам 5.21 - "Жилая зона" со стороны <адрес>, <адрес><адрес>, аналогично установленному в арке с <адрес>. Также, дополнительно к знакам 3.4 необходимо установить знаки 8.11. "Ограничение разрешенной максимальной массы" до 1,5-2т, предотвращающие въезд грузовых автомобилей, по характеристиками фактически ничем не отличающихся от грузовых автомобилей массой более 3,5т, но с ложно указанной разрешенной массой в документах менее 3,5т (с целью возможности въезда по знак 3.4.). Необходимы знаки, запрещающие стоянку и остановку грузовых транспортных средств в районе арки и на дворовой территории.

В судебном заседании административный истец Судариков А.И. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом представленных письменных пояснений.

Представитель администрации города Хабаровска Даниленко Е.С. представила письменный отзыв, который поддержала в судебном заседании, по существу заявленных требований возражала, дополнила, что с заявленными требованиями истец не вправе был обратиться в виду того, что он об он обращается за защитой прав неопределенного круга лиц, так как он является жильцом дома , к дому он отношения не имеет. Согласно информации с официальных сайтов по кадастровым картам, земельные участки под указанными домами поставлены на кадастровый учет. В соответствии с ФЗ-189 «О введение в действие жилищного кодекса» с момента государственного учета земельный участок переходит в общую собственность жильцов МКД и они по своему усмотрению могут распоряжаться этим земельным участком. МКД в праве установить знаки, организовывать проезды. Знак 3.4 ограничивает движение грузового транспорта, но не ограничивает движение транспорта предприятий, которые расположены в зоне проезда. На дворовой территории установлен знак «жилая зона» и он ограничивает движение любого автомобиля в этой зоне. Санитарные нормы и правила в данном случае администрацией не нарушаются, они нарушаются водителями грузовиков, которые приезжают к магазину <данные изъяты>, который не организовал надлежащим образом парковку, место для разгрузки товара. Не администрация города нарушила ПДД тем, что какой-то знак где-то не поставила, а водитель нарушил правила, проехав под запрещающим знаком повернув с <адрес>. ПДД существует для регулирования движения, при наличии большого количества дублирующих знаков будут вводит в заблуждение водителей и создавать аварийную ситуацию. Прошу учесть, что срок обращения в суд с требованием административным истцом пропущен, так как он узнал о бездействии еще в мае.

Представитель Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом Сизов А.В. возражал по заявленным требованиям по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск. Поддерживаю позицию других представителей ответчиков, в полномочия Комитета администрации г.Хабаровска не входит дорожная деятельность в г.Хабаровске, установка знаков тоже не входит в компетенцию ответчика. Просил в иске отказать.

Ранее представитель ответчика администрации г. Хабаровска Власов Ю.Д. возражал по заявленным требованиям. Дополнил, что на трех выездах возле дома истца установлен знак «жилая зона», который будут дублировать знака 3.4, необходимость в установки дополнительного знака отсутствует. Установка знака не приведет к прекращению сквозного проезда, в данном случае проблему решит установка шлагбаума. Истцу нужен знак, чтобы он мог фиксировать правонарушения, но это не ограничит движение грузовиков. Знак можно установить сверху над знаком «жилая зона», это решение могут приять сами жильцы на собрании, через управляющую компанию. У ответчика нет полномочий на установку знака. Перед заездом со стороны <адрес> знак установить невозможно, так как он будет вводить в заблуждение других водителей, они не смогут выехать на <адрес> и поедут сквозным проездом через дворовую территорию.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Управления дорог и внешнего благоустройства Жарков Н.Г. по существу заявленных требований поддержал позицию представителя администрации города Хабаровска. Дополнил, что три заезда на территорию оборудованы знаками «жилая зона». Данные знаки запрещают: учебную езду, сквозное движение и стоянку с работающими двигателями. Наличие знаков никаким образом не повлияет на соблюдение требований этих знаков самими водителями. В данной ситуации только можно ограничить движение по земельному участку принадлежащему собственникам МКД путем установки конструкций или предметов. Если на данном участке установлены дорожные знаки и за них ГИБДД уже накладывает на водителей штрафы, значит они установлены правомерно. Знаки устанавливаются в соответствии с требованиями государственного стандарта. В любом случае при решении вопроса об установке дорожных знаков нужно привлекать ГИБДД, чтобы они высказались о законности либо незаконности установки данных знаков. Данная территория является собственность жильцов и они имеют право распоряжаться данным земельным участком по своему усмотрению, Управление самостоятельно такое решение приять не может. Собственники принимают решение на общем собрании об установке таких знаков, об обращении в специализированную компанию, занимающуюся разработками проектов об организации движения транспортных средств по территории. Собственники сами установили в своих границах дорожные знаки, установить дополнительные знаки не входит в компетенцию Управления. Управляющая компания может установить дополнительные знаки. В данных обстоятельствах административный ресурс не может выйти за свои рамки. Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.

Сообразно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, обратившиеся в суд с требованиями обязаны указывать, каким нормативно правовым актом, по их мнению, противоречит бездействие, подтверждать сведения о том, что оспариваемым бездействием нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы; подтверждать иные факты, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Из представленных материалов следует, что Судариков А.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес>.

Как указано административным истцом в иске и следует из его многочисленных обращений в органы местного самоуправления, Судариков А.И. неоднократно обращался в администрацию г. Хабаровска, в Комитет администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом для принятия мер по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства в части недопущения транзитного внутриквартального движения грузового автотранспорта по территориям, прилегающим к многоквартирным домам и по <адрес> в г. Хабаровске с подачей ими звуковых сигналов. Транзитное движение грузового автотранспорта по дворовой территории осуществляется поставщиками магазина <данные изъяты> для осуществления разгрузки товара, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пунктов 2.2, 2.4 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

В том числе в указанных обращениях административным истцом было предложено решить проблему с незаконным транзитным движением грузового автотранспорта по дворовой территории путем установки запрещающих дорожных знаков на территории дорог общего пользования.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 5 названного Закона гражданин при рассмотрении обращения имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 9 указанного Закона предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 данного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Судариков А.И. посредством информационных каналов общего пользования обращался в адрес администрации г. Хабаровска, Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом для принятия мер по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства в части недопущения транзитного внутриквартального движения грузового автотранспорта по территориям, прилегающим к многоквартирным домам и по <адрес> в г. Хабаровске с подачей ими звуковых сигналов.

По результатам рассмотрения обращений административному истцу были даны ответы: Комитетом администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом № 1922 от 09.04.2020 и № 2849 от 21.05.2020, УДиВБ № 10.6-8/2869 от 12.05.2020, администрацией г. Хабаровска № 9024 от 20.11.2020.

Указанные ответы даны административными ответчиками в срок, установленный ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.

Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления городских округов самостоятельно. При этом, перечень действий, совершаемых органами местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения не является исчерпывающим (ч. 1 ст. 17 указанного закона).

Администрация г. Хабаровска осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 N 509.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к полномочиям администрации г. Хабаровска относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст. 41 Устава, Администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа и действует под непосредственным руководством главы городского округа - мэра города. Администрация города осуществляет муниципальный контроль через свои структурные подразделения.

Функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями (ст. 43 Устава).

В соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.

Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Хабаровске, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Хабаровска.

В силу положений утвержденных решением Хабаровской городской Думой № 464 от 29.11.2016 (в ред. от 22.09.2020) «О Комитете администрации города Хабаровска по управлению районом» в функции Комитета входит: обеспечение проведения мероприятий по исполнению Правил благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск", за исключением подготовки и утверждения схем границ прилегающих территорий городского округа "Город Хабаровск" и размещения в открытом доступе карты подведомственных территорий городского округа "Город Хабаровск", участие в формировании планов по развитию улично-дорожной сети района.

Согласно ответу администрации города Хабаровска от 18.06.2018 следует, что для обозначения дорожными знаками 5.21 «Жилая зона», 5.22 «Конец жилой зоны», границ территории, на которую распространяются требования «Правил дорожного движения», управляющей организацией <данные изъяты> в 2015 году установлены знаки на придомовой территории дома по <адрес>. В 2016 году установлены еще два знака «движение грузовых автомобилей запрещено» и «Остановка запрещена» на придомовых территориях по <адрес>,<адрес> Производство работ по ограничению движения по дорогам общего пользования по <адрес> и <адрес>, ограничение движения по дворовой территории грузового транспорта, а так же контроль за соблюдением правил дорожного движения по придомовой территории многоквартирных домов по <адрес> не входит в компетенцию управляющей организации <данные изъяты>.

К вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством российской Федерации (п. 5 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Постановлением Администрации города Хабаровска от 09.02.2011 № 401 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск», в данный перечень проезд, расположенных вдоль многоквартирных домов и по <адрес> в городе Хабаровске не входит.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно подпункту "е" пункта 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.

Согласно публичной кадастровой карты РФ указанный проезд расположен на земельных участках с кадастровыми номерами ; , данные земельные участки надлежащим образом сформированы, поставлены на кадастровый учет и являются собственностью собственников многоквартирного дома. Данный проезд не является дорогой местного значения.

Согласно пп. "д" п. 3 Классификации работ по организации дорожного движения, утв. Приказом Минтранса России от 13.11.2018 N 406, при разработке проектов организации дорожного движения проводится подготовка проектных решений, при необходимости вариантов проектирования, в том числе схем дислокации дорожных знаков и разметки. Подпунктом 3 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, установлено, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят установка и уход за временными дорожными знаками.

На основании пп. "а" п. 13.5 ст. 3 "ТР ТС 014/2011. Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827) дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

Группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний устанавливает "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 121-ст).

Указанный стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

Порядок установки знаков содержит ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) (далее - Стандарт применения дорожных знаков).

В частности, согласно п. п. 5.1.4, 5.1.5 Стандарта применения дорожных знаков расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м; в населенных пунктах при ограничении скорости 40 км/ч и менее допускается обеспечивать расстояние видимости знака не менее 50 м.

Знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии) так, чтобы их лицевая поверхность была обращена в сторону прямого направления движения, за исключением случаев, оговоренных Стандартом.

Из п. 5.1.9 Стандарта применения дорожных знаков следует, что знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, пересечением проезжих частей, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных Стандартом.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных Стандартом.

Согласно ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» применяют для запрещения движения грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин. При этом знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также грузовых автомобилей без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне. Согласно п. 5.1.9 указанного ГОСТ Р, дорожные знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, пересечением проезжих частей, местом разворота, объектом сервиса, установка дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» не запрещает движение грузовых автомобилей, которые обслуживают предприятия находящиеся в обозначенной зоне.

На основании ст. 10 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

При таких обстоятельствах, учитывая установленное действующим законодательствам границы земельного участка, являющегося придомовой территорией, порядок перехода которого в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотрен ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, административными ответчиками в пределах своих полномочий выполнены возложенные на них функции по рассмотрению поступивших обращений по существу и направлении ответов, перенаправление обращений, не входящий в его компетенцию, в уполномоченные органы для рассмотрения и предоставления ответа по существу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относиться принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.

Удовлетворение судом требований административного истца в сформулированном им виде предполагает, что жители многоквартирного дома вправе самостоятельно распоряжаться общим имуществом многоквартирного жилого дома, в том числе и земельным участком, предназначенным для его эксплуатации.

В материалах дела доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме по указанному адресу дали свое согласие на установку спорных дорожных знаков, не имеется.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

То есть, принятие решений по использованию и распоряжению земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений данного МКД.

В материалы дела не было представлено решение собрания собственников многоквартирного дома , а равно по <адрес> в г. Хабаровске, которым принято решение по вопросам благоустройства об использовании земельного участка и установления на нем дорожных знаков в части недопущения транзитного внутриквартального движения грузового автотранспорта по территориям, прилегающим к многоквартирным домам и по <адрес> в г. Хабаровске с подачей ими звуковых сигналов.

В случае принятия такого решения, данное решение в адрес ответчиков не направлялось.

Таким образом, факты бездействия указанные административным истцом не нашли своего подтверждения.

Учитывая изложенное, судом не установлено оснований для признания незаконным бездействия ответчиков по существу вопроса на обращение истца.

Руководствуясь статьями 262, 264-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Сударикова Андрея Ивановича к администрации г. Хабаровска, Комитету администрации г. Хабаровска по управлению Кировским районом, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28.12.2020.

Судья: /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, Судья: Ю.Ю. Юдакова

Подлинник решения находится в материалах дела №2а- 1364/2020 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь: