№ 2а-1365/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего-
судьи Томского районного суда Томской области Куцабовой А.А.,
при секретаре Кучумовой А.С.,
с участием
представителя административного истца Литосовой В.Р.,
представителя административного ответчика Григорьева С.А.,
представителя заинтересованного лица Суховеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску муниципального образования «Томский район» в лице Администрации Томского района к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Томскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
муниципальное образование «/.../» в лице /.../ обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по /.../ об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../ от /.../.
В обоснование заявленного требования указано, что решением Томского районного суда /.../ от /.../ на /.../ возложена обязанность в срок по /.../ включительно организовать работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» /.../ с целью исключения возникновения несанкционированных свалок. /.../ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по /.../Л. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику был установлен 5-дневный срок исполнения со дня получения документа. В связи с неисполнением исполнительного документа /.../ вынесено постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по /.../Л. о взыскании исполнительского сбора, согласно которому с /.../ взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в /...//.../. Исполнительный документ /.../ исполнен частично. Организована работа по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение». В период с /.../ по /.../ проведены работы по очистке несанкционированного размещения отходов в /.../. /.../ комиссия в составе работников Управления ЖКХ, строительства, транспорта и связи /.../ произвела проверку ликвидации свалки в /.../. Согласно результатам проверки рекультивация земель произведена в полном объеме. Учитывая, что /.../ частчино исполнила возложенные на нее исполнительным документом обязанности, принимает меры к полному исполнению судебного решения – направила обращение в Департамент лесного хозяйства /.../ с просьбой обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки на территории Заречного сельского поселения в 1,5 км от /.../, исполнительский сбор подлежит уменьшению. Административный истец обратился с указанным выше административным требованием со ссылкой на положения ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от /.../ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
К участию в деле в качестве административного ответчика судом привлечен судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../Л., в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное образование «Заречное сельское поселение» в лице Администрации Заречного сельского поселения, Отдел судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../, прокурор /.../.
В судебном заседании представитель административного истца муниципального образования «/.../» в лице /.../ Литосова В.Р., действующая на основании доверенности от /...//.../, поддержала требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что несанкционированное размещение отходов на момент рассмотрения дела не ликвидировано, поскольку не удается прекратить доступ третьих лиц на территорию, которые сбрасывают отходы.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../ Григорьев С.А., действующий на основании доверенности от /.../ № /.../, помощник прокурора /.../ Суховеева Д.А. полагали административные исковые требования муниципального образования «/.../» в лице /.../ не подлежащими удовлетворению.
Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../Л., Отдел судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../, муниципальное образование «Заречное сельское поселение» в лице Администрации Заречного сельского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../Л., заинтересованных лиц Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../, муниципального образования «Заречное сельское поселение» в лице Администрации Заречного сельского поселения.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, помощника прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Томского районного суда /.../ от /.../ удовлетворен административный иск прокурора /.../ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «/.../» /.../ в лице /.../ о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по устранению нарушений. Признано незаконным бездействие муниципального образования «/.../» /.../ в лице /.../ по неприятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» /.../. На муниципальное образование «/.../» /.../ в лице /.../ возложена обязанность в срок по /.../ включительно организовать работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» /.../ с целью исключения возникновения несанкционированных свалок.
Для исполнения указанного решения исполнительный лист № /.../ от /.../ серии ФС /.../ на основании заявления прокурора /.../ был направлен /.../ в Отдел судебных приставов по /.../ УФССП России по /.../.
Согласно ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
/.../ судебным приставом-исполнителем ОСП по /.../Л. на основании исполнительного документа – исполнительного листа /.../а/.../ от /.../, выданного Томским районным судом по делу № /.../ об обязании муниципального образования «/.../» /.../ в лице /.../ в срок по /.../ включительно организовать работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» /.../ с целью исключения возникновения несанкционированных свалок в отношении должника /.../ возбуждено исполнительное производство № 37683/17//.../, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа (постановление о возбуждении исполнительного производства от /.../).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от /.../ с должника /.../ взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – /.../.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от /.../ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от /.../ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2); исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от /.../ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Федерального закона от /.../ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от /...//.../-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /...//.../ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).
Таким образом, перечень оснований к уменьшению размера исполнительского сбора является открытым, а их конкретное определение, исходя из обстоятельств дела, является одним из правомочий суда, при этом размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания и его индивидуализации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. А в случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами, в то время, как должник принял все меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона от /.../ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В подтверждение того факта, что приняты все меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, муниципальным образованием «/.../» в лице /.../ представлены:
- акт от /.../ о результатах выездной проверки по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории Заречного сельского поселения, составленного комиссией в составе: заместителя начальника УЖКХ П., главного специалиста Т., главного специалиста К., согласно которому произведена проверка ликвидации несанкционированного размещения отходов в /.../ сельского поселения /.../. Местонахождение объекта проверки: /.../, в конце пер. Стадионный в 500 м севернее Кандинского болота, в 1 км. /.../, географические координаты свалки /...//.../.7.22. Основание проверки: проверка выполнения работ по заключенным муниципальным контрактам /.../а от /.../ и /.../ от /.../, заключенных Администрацией Заречного сельского поселения на оказание услуг по рекультивации земель на месте несанкционированной свалки в /.../ сельского поселения /.../. Результаты проверки: рекультивация земель произведена в полном объеме;
- письмо муниципального образования «/.../» от /...//.../ в Департамент лесного хозяйства /.../ с просьбой обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки на территории Заречного сельского поселения в Тимирязевском лесничестве, Темерчинском участковом лесничестве, урочище «Кандинское», квартал 209 силами Департамента лесного хозяйства /.../ за счет средств областного бюджета. Несанкционированное размещение отходов (свалка) находится по адресу: 1,5 км на северо-восток от /.../, 2 км на юг от д. Черная речка у проселочной дороги, географические координаты свалки /.../°/.../
- протокол совещания работников Управления ЖКХ, строительства, транспорта и связи /.../ от /.../, на котором принято решение: рекомендовать Администрации Заречного сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку в /.../, обратиться в Ассоциацию организаций, занятых в сфере обращения с отходами с предложением об организации сбора и вывоза мусора на территории Заречного сельского поселения; обратиться в ООО «/.../» с требованием обеспечить охрану дороги на карьер с целью исключения несанкционированной свалки мусора; обратиться в Администрацию /.../ с требованием о прекращении отгрузки мусора в несанкционированных местах на территории /.../;
- муниципальные контракты на оказание услуг /.../ от /.../, /.../ от /.../, /.../ от /.../, заключенные между Администрацией Заречного сельского поселения (заказчик) и производственным кооперативом «Темп-2» (исполнитель), согласно которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность собственными силами за свой риск предоставить услуги по вывозу, погрузке крупногабаритных отходов в целях ликвидации по решению суда несанкционированного размещения отходов в окр. /.../;
- акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг) /.../ от /.../, /.../ от /.../, /.../ от /.../, из которых следует, что производственный кооператив «/.../2» (исполнитель) выполнил, а Администрация Заречного сельского поселения (заказчик) приняла следующие работы (услуги) – по вывозу, по погрузке крупногабаритных отходов в целях ликвидации по решению суда несанкционированного размещения отходов в окр. /.../ по муниципальным контрактам на оказание услуг /.../ от /.../, /.../ от /.../, /.../ от /.../;
- акт обследования земельного участка в /.../ от /.../, согласно которому комиссия Администрации Заречного сельского поселения произвела осмотр места несанкционированного размещения отходов на земельном участке: 1,5 км на северо-восток от /.../, 2 км на юг от д. Черная речка, у проселочной дороги (в границах населенного пункта), координаты свалки № /.../. От мусора очищено около 5000 кв.м. (5 га). С /.../ по /.../ были проведены работы по очистке несанкционированного размещения отходов в /.../. Для рекультивации земли /.../ на данную территорию было завезено 300 м.куб. песка. В ходе осмотра комиссия установила: на данной территории проведена ликвидация несанкционированного сосредоточения отходов;
- постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства /.../-ИП от /.../ в отношении должника Администрации муниципального образования «Заречное сельское поселение».
Определением Томского районного суда /.../ от /.../ заявление /.../ об отсрочке исполнения решения Томского районного суда /.../ от /.../ по административному делу № /.../ по административному иску прокурора /.../ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «/.../» /.../ в лице /.../ о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по устранению нарушений оставлено без удовлетворения.
Исходя из анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку материалами дела подтверждается, что должник - муниципальное образование «/.../» /.../ в лице /.../, о возбуждении в отношении него исполнительного производства об обязании в срок по /.../ включительно организовать работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» /.../ с целью исключения возникновения несанкционированных свалок знал, осуществлял действия по исполнению требований исполнительного документа, в добровольном порядке в установленный срок требования исполнительного документа не исполнил, при отсутствии доказательств того, что им были предприняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требований в установленный срок. При этом исполнительное производство было возбуждено через продолжительное время после установленного судом срока.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от /.../ № 229-ФЗ и п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что должник при той степени заботливости и осмотрительности какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условия оборота, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
Однако такие обстоятельства при рассмотрении дела подтверждения не нашли.
При этом суд учитывает, что целью обращения прокурора /.../ в суд с административным иском к муниципальному образованию «/.../» в лице Администрации было возложение обязанностей на муниципальный район устранить бездействие по вопросам организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение», поскольку действия со стороны поселения по ликвидации несанкционированного размещения отходов не приводили к положительному результату, что требовало организации комплекса мер и со стороны муниципального района.
По вопросу соблюдения административным истцом срока обращения в суд во внимание принято следующее.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Административный истец указал, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от /.../ поступило в /...//.../, что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции.
С настоящим административным исковым заявлением /.../ обратилась в суд /.../.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд /.../
решил:
административный иск муниципального образования «/.../» в лице /.../ к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../, Управлению Федеральной службы судебных приставов по /.../ об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по /.../ Управления Федеральной службы судебных приставов по /.../ от /.../, принятого в рамках исполнительного производства /.../ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Томского районного суда Томской области (подпись) А.А. Куцабова
Копия верна.
Судья: А.А. Куцабова
Секретарь: А.С. Кучумова