Дело № 2а-72/21 (2а-1365/20) мотивированное решение
изготовлено 12.02.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.,
при секретаре Рахимовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области
к ФИО1
о взыскании пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее по тексту – МИФНС, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – пени по УСН). В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 состояла на учете в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя в 2015-2016 годах, применяла упрощенную систему налогообложения и являлась плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации установленных статьей 346.23 НК РФ, то есть для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25–го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). Своевременно, не позднее 25 числа первого и второго квартала <данные изъяты> года - <дата>, <дата>, авансовые платежи не были уплачены, в связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 1069,81 руб. В соответствии со ст. 45, 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> об уплате задолженности по пени. Пени по требованиям не уплачены.
Судебным приказом мирового судьи Кандалакшского судебного района <номер> с административного ответчика взыскана указанная сумма пени, однако определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен по заявлению ответчика.
На основании изложенного, МИФНС просит взыскать с ФИО1 пени по УСН в размере 1069 руб. 81 коп.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия. В представленном в суд письменном отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что задолженности по налогам и пени не имеет, что подтверждается сведениями в личном кабинете налогоплательщика, одновременно просила применить срок исковой давности к требованиям административного истца.
Исследовав письменные доказательства дела, административных дел <номер>, <номер>, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 6 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В пункте 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка № 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ <номер> о взыскании с ФИО1 пени по налогу на имущество физических лиц и пени по УСН в сумме 1069,81 руб.
<дата> мировым судьей судебного участка № 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области вынесено определение об отмене судебного приказа <номер> в связи с поступившими возражениями ФИО1
Таким образом, срок предъявления иска в суд истекает <дата>. Административное исковое заявление направлено в суд <дата>, поступило в суд <дата>, следовательно, срок на обращение в суд административным истцом соблюден. На основании изложенного, заявленное административным ответчиком ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям истца не подлежит удовлетворению, поскольку административное исковое заявление подано в суд с соблюдением установленных сроков.
В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
На основании п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
На основании п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статьей 346.19 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п.п. 2, 7 ст. 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Статьей 346.23 НК РФ установлено, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Судом установлено, что ФИО1 в период с <дата> по <дата> состояла на учете в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя, применяла упрощенную систему налогообложения и являлась плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Согласно представленной ФИО1 налоговой декларации по налогу по УСН от <дата>, ФИО1 самостоятельно был исчислен налог за 1 и 2 квартал <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно. Данные авансовые платежи по сроку уплаты <дата>, <дата> своевременно уплачены не были.
В связи с неуплатой авансовых платежей в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. ФИО1 на основании статьи 75 НК РФ были начислены пени: на сумму <данные изъяты> руб. с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб. и на сумму <данные изъяты> с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб., итого пени за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> коп.
В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. 1 п. 2 ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.(абз. 3 п. 2)
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога по УСН за <данные изъяты> год в установленные сроки, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст. 45, 69 НК РФ заказными письмами направлены требования об уплате налога и пени:
- от <дата><номер> на общую сумму <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. (налог) + <данные изъяты> руб.( пени)) сроком уплаты до <дата>;
- от <дата><номер> на общую сумму <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. (налог) + <данные изъяты> руб.(пени)) сроком уплаты до <дата>.
В связи с неисполнением указанных требований, МИФНС № 1 по Мурманской области в соответствии с положениями ст. 45, 48 НК РФ <дата> обратилась к мировому судьбе с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по УСН и пени.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Кандалакшского судебного района от <дата><номер> с ФИО1 взысканы недоимка по УСН за 1-ый и 2-ый квартал <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> руб., пени по УСН за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты>. Судебный приказ не отменялся.
<дата> налогоплательщиком в МИФНС представлена корректировочная налоговая декларация по УСН за <данные изъяты> год, в которой указана общая сумма налога к уплате за <данные изъяты> год – <данные изъяты> руб., в связи с чем был инспекцией произведен перерасчет налога по УСН за 2016 год с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб. и исчисленных пени.
По информации административного истца, согласно данным карточки расчетов с бюджетом, оплата налога в связи с применением УСН произведена ФИО1 <дата> в сумме <данные изъяты> руб., в том числе: налог по УСН в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты>.
В связи с тем, что налог по УСН за 1-ый и 2-ой квартал <данные изъяты> года был уплачен ФИО1 с нарушением срока, а именно <дата> при установленном сроке уплаты - до <дата> и <дата>, в соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени на недоимку на УСН, с учетом перерасчета, с <дата> по <дата>, т.е. до дня уплаты налога.
Общая сумма исчисленных за период с <дата> по <дата> пени по налогу на УСН за 1–ый и 2-ой квартал <данные изъяты> года, с учетом перерасчета недоимки с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб., согласно представленному административным истцом по требованию суда расчету, составила <данные изъяты>.
С учетом частичной уплаты пени <дата> в размере <данные изъяты> руб. по ранее выставленным требованиям от <дата><номер> и от <дата><номер>, остаток задолженности по пени составляет 1069 руб. 81 коп. (<данные изъяты>).
Расчет пени судом проверен, признан правильным, произведенным в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ с учетом суммы недоимки по УСН, даты возникновения и погашения недоимки, ключевой ставки ЦБ РФ, ответчиком расчет не оспорен.
В соответствии со статьями 45, 69 НК РФ налогоплательщику выставлены следующие требования об уплате пени по УСН за период с <дата> по <дата> (кроме исполненных требований от <дата><номер> и от <дата><номер> об уплате пени в общем размере <данные изъяты> руб.):
- от <дата><номер> на сумму пени <данные изъяты> руб. (по сроку уплаты недоимки <дата> – <дата>) с требованием уплаты до <дата>;
-от <дата><номер> на сумму пени <данные изъяты> руб. (по сроку уплаты недоимки <дата> – <дата>), с требованием уплаты до <дата>;
-от <дата><номер> на сумму пени <данные изъяты> руб. (по сроку уплаты недоимки <дата>-<дата>), с требованием уплаты до <дата>;
-от <дата><номер> на сумму пени <данные изъяты> руб. (по сроку уплаты недоимки <дата>-<дата>), с требованием уплаты до <дата>;
-от <дата><номер> на сумму пени <данные изъяты> руб. (по сроку уплаты недоимки <дата>-<дата>), с требованием уплаты до <дата>.
В соответствии со статьями 45, 69 НК РФ ФИО1 по адресу регистрации: <адрес>, заказными письмами <дата>, <дата>, <дата>, <дата> и <дата> направлены вышеуказанные требования об уплате пени от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер> и от <дата><номер> соответственно, о чем в материалы дела истцом представлены реестры заказных писем с отметками почтовой службы. На основании ст. 69 НК РФ требования считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Оплата пени по указанным требованиям ФИО1 не произведена.
В установленные абз. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ сроки налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по УСН по сроку уплаты <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Кандалакшского судебного района от <дата><номер> с ФИО1 взысканы пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>. и пени по УСН в размере 1069 руб. 81 коп. Судебный приказ отменен <дата> по заявлению ФИО1
В возражениях относительно исполнения судебного приказа ФИО1 указала, что не имеет задолженности по налогам, представив квитанции от <дата>, <дата> об уплате налога на имущество физических лиц и пени по нему, а также скриншот страницы с сайта «Госуслуги» о том, что налоговые задолженности не найдены.
В возражениях на настоящее административное исковое заявление ФИО1 указывает, что задолженности по налоговым платежам не имеет, что подтверждается записями в личном кабинете налогоплательщика. Письма и уведомления на свое имя об уплате долгов она не получала, обратила внимание, что в представленных списках почтовых отправлений указано иное лицо - ФИО2. Также в период рассмотрения дела ею устно получена информация в МИФНС № 1 об отсутствии задолженности, наличию переплаты в сумме <данные изъяты> руб., по ее заявлению эти денежные средства ей возвращены. Отметила, что в момент прекращения предпринимательской деятельности оплатила в Пенсионном фонде все взносы, после чего получила уведомление о снятии с учета в качестве предпринимателя. После утраты статуса индивидуального предпринимателя занимала должность муниципального служащего, однако налоговый орган не информировал ее работодателя о наличии налоговых задолженностей. В подтверждение своей позиции административный ответчик представила квитанции от <дата> и <дата> об уплате страховых взносов на счет ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области, а также скриншот с личного кабинета об отсутствии налоговых задолженностей по состоянию на <дата>.
Суд полагает, что данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у ФИО1 задолженности по уплате пени по УСН, поскольку не подтверждают уплату пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой недоимки по УСН за <данные изъяты> год, отраженных в вышеуказанных требованиях об уплате налога и пени. Представленные ФИО1 квитанции об уплате платежей касаются страховых взносов в Пенсионный фонд и налога на имущество физических лиц и пени по ним, а не пени по УСН.
Все требования об уплате налога и пени оформлены на имя ФИО1, с указанием адреса её регистрации - <адрес>, что, по мнению суда, свидетельствует о допущенной описке при оформлении списка почтовых отправлений, где указан налогоплательщик – ФИО2, адрес - <адрес>. Доказательств тому, что ФИО1 была лишена возможности получить корреспонденцию, направленную на ее адрес от налоговой инспекции, административным ответчиком не представлено.
Также суд отмечает, что снятие индивидуального предпринимателя с регистрационного учета в связи с принятием им соответствующего решения производится регистрирующим органом вне зависимости от наличия либо отсутствия у предпринимателя задолженностей, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Информирование работодателя о наличии у работников, в том числе замещающих должности муниципальной службы, задолженности по налогам, действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем не предоставление данной информации работодателю не свидетельствует об отсутствии долга.
Возврат <дата> ФИО1 по ее заявлению суммы переплаты по налогам в сумме <данные изъяты> руб. также не свидетельствует об отсутствии задолженности по пени по УСН, поскольку данная сумма, как следует из обстоятельств дела, является суммой переплаты налога по УСН в связи с корректировкой ФИО1 декларации по налогу после вынесения судебного приказа о взыскании налога по УСН в сумме <данные изъяты> руб., таким образом образовалась переплата в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). При этом суд учитывает, что уплата налога в большем размере не отменяет начисление пени, поскольку налог уплачен с нарушением установленных сроков.
Не размещение сведений о наличии пени по УСН в личном кабинете налогоплательщика, по мнению суда, также не может свидетельствовать об их отсутствии или погашении. Согласно статье 11.2. НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.2 НК РФ Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок). Ранее Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика регулировался положениями Приказа ФНС России от 30 июня 2015 года N ММВ-7-17/260@).
В соответствии с п. 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика налоговыми органами размещаются, в том числе, следующие документы (информация), сведения: о льготах физического лица; о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; о суммах страховых взносов, исчисленных к уплате физическим лицом; о суммах налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплаченных физическим лицом; о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
Учитывая, что административным истцом представлены сведения о неисполнении административным ответчиком требований об уплате пени по УСН от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер> и от <дата><номер>, отсутствие сведений о данной задолженности в личном кабинете ФИО1 суд расценивает как возможное нарушение налоговыми органами Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, а не как отсутствие задолженности по уплате пени по УСН.
Сведений об уплате суммы пени по УСН административным ответчиком не представлено, требования статей 45, 48, 69 НК РФ административным истцом выполнены, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке, административное исковое заявление в суд направлено МИФНС в пределах сроков, установленных статьей 48 НК РФ, в связи с чем суд считает, что с ответчика подлежат взысканию пени по УСН с <дата> по <дата> в размере 1069 руб. 81 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Из разъяснений, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Государственная пошлина, при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска 1069 руб. 81 коп. подлежит уплате в размере 400 руб. (п.п.1 п. 1 ст. 333.19 НК России) и подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), за период с <дата> по <дата> в сумме 1069 руб. 81 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Шевердова