ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1365/20 от 27.07.2020 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД:

Дело 2а-1365/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2020 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием представителя административного истца Спиридоновой Т.Н., представителя ответчика – Терехина С.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по иску Инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми к Мартынову А.И. о взыскании страховых взносов и санкций,

установил:

ИФНС России по Кировскому району г.Перми обратилась в суд с административным иском к Мартынову А.И. о взыскании недоимки по страховым взносам на ОМС зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды истекшие до 1 января 2017 года, в размере 0,01 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере 1065,97 руб.; недоимки по страховым взносам на ОПС зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 13486,57 руб., пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии, в размере 1148,17 руб.; недоимки по страховым взносам на ОМС зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года, в размере 2967,10 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере - 231,46 руб.

Требование мотивированы тем, что Мартынов А.И. состоит на учете в ИФНС России по Кировскому району г.Перми. 15.01.2005 Мартынов А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 03.07.2018 по заявлению административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. ПФ РФ были исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В связи с возложением с 01 января 2017 года на налоговые органы полномочий по администрированию страховых взносов в рамках Соглашения об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Пенсионного Фонда Российской Федерации, а также Порядка обмена информации территориальных Отделений Пенсионного Фонда Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации Отделением ПФ РФ представлено в налоговые органы в электронном виде сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы.

В связи с невыплатой в установленный срок взносов в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

В связи с образовавшейся недоимкой, инспекцией в рамках ст. 69,70 НК РФ плательщику были направлены требования по состоянию на 23.07.2018: 1) об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 13 486,57 руб., пени в размере 494,57 руб.; 2) об уплате недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 0,01 руб.; пени в размере 657,90 руб.; 3) об уплате недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 2 967,10 руб.; пени в размере 97,03 руб.

Также направлено требование по состоянию на 23.07.2018г.: 1) об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 135 495,36 руб., пени в размере 27 645,83 руб.

Требование по состоянию на 15.01.2019г.: 1) об уплате пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размер 653,60 руб.; 2) об уплате пени по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 408,07 руб.; 3) об уплате пени по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 134,43 руб.; 4) об уплате пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 829,52 руб.

12.04.2019 мировым судьей судебного участка , вынесен судебный приказ о взыскании с Мартынова А.И. налога и пени на недоимку по страховым взносам.

В остальной части требование налогового органа в добровольном порядке не исполнено.

На момент обращения в суд, задолженность Мартынова А.И. составила:

- об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 13 486,57 руб.;

- пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФРФ на выплату страховой пенсии, в размере 1 148,17 руб., в том числе 494,57 руб. (начислены за период с 09.04.2018 по 18.07.2018), а также в сумме 653,60 руб. (начислены за период с 15.10.2018 по 30.12.2018);

- недоимка по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджетный Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - 0,01 руб.;

- пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, в размере 1 065,97 руб. в том числе 657,90 руб. (начислены за период с 12.03.2018 по 18.07.2018), также в сумме 408,07 руб. (начислены за период с 15.10.2018 по 30.12.2018).

- недоимка по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджетный Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, составляет 2967,10 руб.;

- пени на недоимку страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в размере 231,46 руб., в том числе 97,03 руб. (начислены за период с 09.04.2018 по 18.07.2018), а также в сумме 134,43 руб. (начислены за период с 15.10.2018 по 30.12.2018).

В соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец уточнил свои требования, просит взыскать недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 13486,57 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 1148,17 руб., в том числе: 494,57 руб. (начисленные за период с 09.04.2018 по 18.07.2018), а также в сумме 653,60 руб. (начислены за период с 15.10.2018 по 30.12.2018); пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетный период, истекшие до 01.01.2017 в размере 189,54 руб., в том числе 116,93 руб. (начислены за период с 25.03.2018 по 18.07.2018), а также в сумме 72,61 руб. (начислены за период с 16.12.2018 по 30.12.2018); недоимка по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджетный Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года – 2967,10 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в сумме 231,46 руб., в том числе 97,03 руб. (начислены за период с 09.04.2018 по 8.07.2018), а также в сумме 134,43 руб. (начислены за период с 15.10.2018 по 30.12.2018).

Также просят восстановить срок при подаче заявления в части требования 9922 от 23.07.2018.

В обосновании уточненного требования указано, что 24.07.2020 инспекцией на основании ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 было произведено частичное списание недоимки по страховым взносам на ОМС за 2011-2015 год зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 17335,75 руб. Следовательно, в рамках требования от 23.07.2018 произведено списание недоимки по страховым взносам на ОМС в размере 0,01 руб., а также уменьшена пени, сумма пени по страховым взносам на ОМС к уплате составила 116,93 руб. Кроме того, в рамках требования от 15.01.2019, произведено списание на недоимку по страховым взносам на ОМС, сумма пени к уплате составила 72,61 руб. В остальной части требовании , налогового органа в добровольном порядке не исполнены.

Поскольку в период с 01.01.2019 по 01.03.2019 налоговыми органами был осуществлен переход на программное обеспечение АИС «Налог-3», у инспекции в указанный период отсутствовала техническая возможность формирования административных исковых заявлений. На основании изложенного инспекция полагает, что причины, а также незначительность пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа в части требования по состоянию на 23.07.2018 являются уважительными, поскольку объективная возможность обращения в суд о взыскании суммы недоимки в более ранний срок отсутствовала.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям, просила восстановить срок по требованию . Дополнительно пояснила, что в рамках судебного приказа было представлено требование с иной датой (23.10.2018) в связи с технической ошибкой. Также указала, что пени в размере 134,43 руб. начислены на недоимку за 2017-2018 год в размере 6941,65 руб., в отношение которой взыскание в судебном порядке не проводилось.

Административный ответчик в судебном заседании участия не принимал, извещен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного ответчика в суде с требованиями административного истца не согласился по основаниям, указанным в возражениях, согласно которым в силу п.1 ст. 11 ФЗ № 436-ФЗ от 27.12.2017 недоимка в сумме 0,01 руб. не подлежит взысканию, а подлежит списанию. Поскольку пени следуют судьбе недоимки, то пени, начисленные на суммы страховых взносов за периоды, предшествующие 01.01.2017, а именно 657,90 руб. и 408,07 руб. также подлежат списанию.

Недоимка в сумме 13486,57 руб., недоимка в сумме 2967,10 руб., а также пени 494,57 руб. и 97,03 руб. относятся к налоговому периоду 2018 года, по которому налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с иском о взыскании данных сумм. Так 23.07.2018 налоговым органом выставлено в адрес налогоплательщика требование , в который включены указанные суммы, при этом срок для исполнения требования составляет 10.08.2018. Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться не позднее 10.02.2019. Заявление о вынесении судебного приказа подано мировому судье 12.04.2019, то есть с пропуском установленного срока. При этом, при обращении к мировому судье налоговый орган приложил к заявлению требование , датируемое 23.10.2018, которое по содержанию полностью идентично требованию от 23.07.2018. Ответчик полагает, что требование от 23.10.2018 сфальсифицировано с единственной целью - ввести мирового судью в заблуждение относительно того, что налоговым органом не пропущен шестимесячный срок для обращения в суд. Кроме того, требование от 23.07.2018 было направлено по почте налогоплательщику 25.07.2018, относительно требования от 23.10.2018 сведения о направлении его по почте отсутствуют. Таким образом, требование от 23.10.2018 является повторным применительно к требованию от 23.07.2018, в связи с чем сроки на обращение в суд необходимо считать с первого требования.Поскольку пени следуют судьбе недоимки, то пени, начисленные на суммы 13 486,57 руб. и 2 967,10 руб., а именно: 494,57 руб. и 97,03 руб., подлежат списанию.

Фиксированные платежи по страховым взносам в ПФР и ФФОМС за 2017 год должны были быть уплачены не позднее 09.01.2018. С учетом сроков выставления требования об уплате недоимки (три месяца, п.1 ст.70 НК РФ) и сроков для принудительного взыскания недоимки (шесть месяцев, п.2 ст.48 НК РФ) срок для взыскания недоимки по страховым взносам в ПФР и ФФОМС за 2017 год в суммах 23 400 руб. и 4 590 руб. соответственно истек. Таким образом, взыскание этих недоимок невозможно. Поскольку пени следуют судьбе недоимки, то пени, начисленные на суммы 23 400 руб. и 4 590 руб., а именно: 653,60 руб. и 134,43 руб., подлежат списанию.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В спорный период вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировались главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что Мартынов А.И. состоит на учете в ИФНС России по Кировскому району г. Перми.

15.01.2005 Мартынов А.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

03.07.2018 Мартынов А.И. прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.

Налоговым органом были исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 13 486,57 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 4 квартал 2016 года в размере 0,01 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 год в размере 2967,10 руб.

Также в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за предыдущие периоды налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени:

- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату страховой пенсии за 2017 год (21070,80 руб.) в размере 494,57 руб. (за период с 09.04.2018 по 18.07.2018);

- на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года в размере 657,90 руб. (за период с 12.03.2018 по 18.07.2018);

- на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 97,03 руб. (за период с 09.04.2018 по 18.07.2018).

В связи с неисполнением Мартыновым А.И. обязанности по уплате страховых взносов, ИФНС России по Кировскому району г.Перми в адрес административного ответчика направлено требование от 23 июля 2018 года N 9922 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в сумме 16 453,68 руб., пени в сумме 1 249,50 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до 10 августа 2018 года.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

24.07.2020 на основании ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 инспекцией в рамках требования было произведено частичное списание недоимки по страховым взносам на ОМС за 2011 - 2015 годы в размере 0,01 руб., а также уменьшена сумма пени по страховым взносам на ОМС, образовавшейся до 01.01.2017 с 657,90 руб. до 116,93 руб.

Кроме того, ИФНС в адрес Мартынова А.И. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 2278 по состоянию на 15 января 2019 года об уплате пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 653,60 руб.; об уплате пени по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 408,07 руб.; об уплате пени по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 134,43 руб.; об уплате пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 829,52 руб.

В рамках требования на основании ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 инспекцией 06.12.2019 произведено списание пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 829,52 руб.; 24.07.2020 также уменьшена сумма пени на недоимку по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017 с 408,07 руб. до 72,61 руб.

Согласно п. 2, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку данные требование должником в установленный срок не были исполнены, 12.04.2019 мировым судьей судебного участка , вынесен судебный приказ о взыскании с Мартынова А.И. недоимки и пени в рамках требований от 23 октября 2018 года и от 15 января 2019 года.

17.10.2019 мировым судьей судебного участка вынесено определение об отмене судебного приказа от 12.04.2019г. по делу , в связи с чем 15.04.2020 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Представителем ответчика заявлено о пропуске срока для обращения в суд за вынесением судебного приказа по требованию .

Из материалов дела следует, что требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пенни, штрафа, процентов по состоянию на 23.07.2018 включает:

- недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 13 486,57 руб.;

- пени в размере 494,57 руб., начисленную на недоимку с 01.01.2017 в размере 21 070,80 руб.;

- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года в размере 657,90 руб. (за период с 12.03.2018 по 18.07.2018);

- недоимку по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 2 967,10 руб.;

- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 97,03 руб. (за период с 09.04.2018 по 18.07.2018).

Срок исполнения требования установлен до 10.08.2018, следовательно, срок для обращения в суд за выдачей судебного приказа истекал 10.02.2019 года.

Согласно материалам гражданского дела о вынесении судебного приказа ИНФС по Кировскому району г. Перми обратилась к мировому судье с требованием о взыскании недоимки и пени по требованию – 12.04.2019, то есть с пропуском установленного п. 2, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.

При этом доводы административного истца о том, что срок исковой давности ими не пропущен, поскольку мировым судьей выдан судебный приказ, судом не принимаются в силу следующего.

Так, основанием для вынесения мировым судьей судебного приказа послужило представленное ИФНС России по Кировскому району г.Перми требование от 23.10.2018, согласно которому указанная в нем сумма недоимок и пени подлежала уплате до 10.11.2018 года. В судебном заседании представитель административного истца не оспаривал, что данное требование ошибочно и идентично по содержанию требованию от 23.07.2018, которым установлен иной срок исполнения (10.08.2018). Таким образом, мировому судье со стороны инспекции было предоставлено недостоверное требование , по которому срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа не истек. При таких обстоятельствах, факт вынесения мировым судьей судебного приказа (на основании представленных ему административным истцом недостоверных документах) не может быть расценен как восстановление срока на подачу заявления о его выдаче.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от периода его просрочки.

В качестве обоснования пропуска срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец указывает на отсутствие с 2019 года технической возможности формирования административных исковых заявлений в связи с переходом работы инспекции на программное обеспечение АИС «Налог-3».

Суд, оценив доводы административного истца о причинах пропуска шестимесячного срока на обращение, находит их несостоятельными, поскольку с 10 августа 2018 года у административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленные законом сроки. Ссылка административного истца на наличие технических причин не может быть признана уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано отсутствием технической возможности направления и формирования искового заявления, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьями 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

При таких обстоятельствах, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-0-0), суд полагает необходимым в удовлетворении требования о взыскании с Мартынова А.И. по требованию недоимки по страховым взносам на ОПС в размере 13486,57 руб.; пени в размере 494,57 руб.; пени в размере 116,93 руб., недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в размере: 2 967,10 руб., пени в сумме 97,03 руб.- отказать.

Кроме того, поскольку пени в размере 116,93 руб. начислены на недоимку по страховым взносам на ОМС, образовавшуюся до 01 января 2017 года, то она подлежит списанию на основании статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" независимо от даты её исчисления, так как исполнение обязанностей по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате основной задолженности.

Разрешая требования административного истца о взыскании с Мартынова А.И. задолженности по требованию по состоянию на 15 января 2019 года, суд приходит к следующему.

Согласно требованию пени в размере 653,60 руб. (за период с 15.10.2018 по 30.12.2018) и 134,43 руб. (за период с 15.10.2018 по 30.12.2018) начислены на недоимку, образовавшуюся за 2017-2018 годы.

Представитель истца в судебном заседании пояснила, что задолженность по недоимке по страховым взносам за 2017 год добровольно ответчиком не погашалась, в судебном порядке не взыскивалась.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П указал, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, пени до взыскания в установленном законом порядке задолженности по налогу не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).

Таким образом, поскольку доказательств принудительного взыскания с Мартынова А.И. недоимки по страховым взносам за период 2017 года суду не представлено, возможность такого взыскания утрачена, а также с учетом отказа судом во взыскании недоимки по страховым взносам за 2018 год, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ИФНС о взыскании с ответчика пени на недоимку, начисленную за 2017-2018 годы.

Пени в размере 72,61 руб., начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС, образовавшуюся до 01 января 2017 года, также взысканию не подлежат, поскольку соответствующая недоимка признана безнадежной на основании статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми к Мартынову А.И. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, - отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья Н.М.Швец